Глава 2. ПРИНЦИПЫ ГРАЖДАНСКОГО ПРОЦЕССУАЛЬНОГО ПРАВА

 

Понятие принципов гражданского процессуального права

В юридической литературе принципами граж­данского процессуального права (процесса) назы­вают фундаментальные его положения, осново­полагающие правовые идеи, закрепленные в нормах права наиболее общего характера. В них концентрируются взгляды законодателя на харак­тер и содержание современного судопроизводства по рассмотрению и разрешению судами правовых конфликтов и иных дел – особого производства. (Гражданский процесс «Спарк», М., 1998).

Все принципы гражданского процессуально­го права тесно связаны между собой, характери­зуя порядок организации и осуществления пра­восудия по гражданским делам.

 

Система принципов гражданского процессуального права

По объекту правового регулирования прин­ципы гражданского процессуального права де­лятся на принципы, одновременно определяю­щие устройство судов и отправление правосудия по гражданским делам, получившие наименова­ние организационно-функциональных, и прин­ципы, определяющие процессуальную дея­тельность суда и всех других участников гражданского процесса, названные функцио­нальными.

Отдельное место среди принципов гражданского процессуального права занимает присущий любой отрасли права общеправовой (межотраслевой) принцип законности.

В гражданском процессе он получил конкретное содержание и опреде­ленную систему гарантий, что и послужило основанием для выделения его из общей системы принципов.

 

Принцип законности

Как в любой цивилизованной правовой стране, в Российской Федерации установлено правило, согласно которому любому лицу физическому или юридическому, предоставлена возможность требовать от государства оказа­ния ему помощи по защите его прав и охраняемых законом интересов, при­менения к их нарушителю определенных законом мер воздействия.

Статья 2 Конституции РФ установила, что «человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и сво­бод человека и гражданина – обязанность государства».

Таким образом, данная конституционная норма предоставляет возмож­ность любому лицу, чьи права и охраняемые законом интересы ущемлены или нарушены, обратиться по вопросу их защиты или восстановления в су­ды или прокуратуру, в органы милиции или общественные органы и органи­зации.

В соответствии со ст. 46 Конституции РФ каждому гарантируется судеб­ная защита прав и свобод. Суд, деятельность которого составляет одну из важнейших функций государственного управления обществом, создает на­дежную защиту прав граждан и организаций, вытекающих из конституцион­ных, гражданских, трудовых, семейных, жилищных, земельных, админист­ративных и иных правоотношений.

В связи с данным конституционным требованием Пленум Верховного Суда РФ в Постановлении от 31 октября 1995 г. «0 некоторых вопросах при­менения судами Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия» разъяснил, что суды обязаны обеспечить надлежащую защиту прав и свобод человека и гражданина путем своевременного и правильного рассмотрения дел.

Статья 11 Гражданского кодекса РФ определила, что защиту нарушенных или оспоренных гражданских прав осуществляют в соответствии с подведом­ственностью дел, установленной гражданским процессуальным законодатель­ством, суд, арбитражный суд или третейский суд. Защита гражданских прав в административном порядке осуществляется лишь в случаях, предусмотрен­ных законом. Однако, решение, принятое в административном порядке, мо­жет быть обжаловано в суд.

Принцип законности проявляется во всех стадиях гражданского процесса. Все действия суда с момента принятия заявления и до вынесения судебного решения должны совершаться в строгом соответствии с нормами процессу­ального права, детально регулирующими порядок разрешения гражданского дела.

В целях постановки законного и обоснованного решения суд при разре­шении гражданских дел обязан руководствоваться законом и правильно применять нормы материального и процессуального права.

Важным условием соблюдения данного принципа является проверка за­конности и обоснованности постановлений суда первой инстанции в касса­ционном порядке, а также пересмотр их в порядке надзора и по вновь от­крывшимся обстоятельствам.

Таким образом, вся деятельность суда, являющегося гарантом защиты охраняемых законом прав и интересов граждан и организаций, способству­ет укреплению законности, предупреждению правонарушений, воспитанию граждан в духе неуклонного исполнения законов и уважения правил обще­жития, регулируется установленными нормами права.

Успешное выполнение этих задач возможно при условии, если суд про­изводит рассмотрение и разрешение дел на основе строгого соблюдения принципа законности.

 

Организационно-функциональные принципы гражданского процесса.

Принцип осуществления правосудия только судом

Статьей 118 Конституции РФ установлено, что правосудие в Российской Федерации осуществляется только судом.

Судам, в качестве органов, защищающих права и охраняемые законом ин­тересы граждан, организаций и государства, отведено одно из центральных мест в правовой системе. В силу ст. 1 Федерального конституционного закона РФ «О судебной системе Российской Федерации» установлено, что судебная власть в Российской Федерации осуществляется только судами в лице судей и привлекаемых в установленном законом порядке к осуществлению правосу­дия присяжных, народных и арбитражных заседателей. Никакие другие орга­ны и лица не вправе принимать на себя осуществление правосудия.

Следовательно, правосудие по гражданским делам осуществляется толь­ко судом на началах равенства всех перед законом и судом и независимо от законодательной и исполнительной власти.

Пленум Верховного Суда РФ в Постановлении от 7 февраля 1967 г. (с по­следующими изменениями и дополнениями) «Об .улучшении организа­ции судебных процессов и повышении культуры их проведения» обратил внимание судов на то, что важным условием обеспечения эффективности правосудия является правильная организация и проведение судебных про­цессов при строгом соблюдении законности, повышение культуры в дея­тельности судов, усиление предупредительного и воспитательного воздейст­вия судебных решений.

Суды не отдают предпочтения каким-либо органам, лицам, участвую­щим в процессе, гражданам по признакам их государственной, социальной, половой, расовой, национальной, языковой или политической принадлеж­ности либо в зависимости от их происхождения, имущественного и должно­стного положения, места жительства, места рождения, отношения к рели­гии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям и т.д.

В этих целях в стране создана и действует единая судебная система, в ко­торую входят федеральные суды, конституционные (уставные) суды и миро­вые судьи субъектов Российской Федерации. Единство судебной системы обеспечивается Конституцией РФ; федеральным конституционным зако­ном; соблюдением всеми федеральными судами и мировыми судьями уста­новленных федеральными законами правил судопроизводства, федеральных конституционных законов, общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации, а также конституций (уставов) и других законов субъектов Российской Федерации; признанием обязательности исполнения на всей территории Российской Федерации судебных постановлений, вступивших в законную силу, законо­дательного закрепления статуса судей; финансированием федеральных су­дов и мировых судей из федерального бюджета.

Таким образом, создав единую судебную систему, федеральный закон не допускает возможность создания каких-либо иных судов, в том числе и чрезвычайных, для осуществления правосудия по гражданским делам.

 

Принцип назначаемости судей на должность

В соответствии со ст. 128 Конституции РФ судебный корпус в стране формируется путем назначения гражданина на должность судьи. Так. Сове­том Федерации Федерального Собрания Российской Федерации по пред­ставлению Президента РФ назначается на должность Председатель Верхов­ного Суда РФ. По представлению Президента РФ, основанному на представлении Председателя Верховного Суда РФ, Совет Федерации также назначает на должность заместителей Председателя Верховного Суда и дру­гих судей Верховного суда. Председатели, их заместители и судьи судов субъектов Российской Федерации, судьи районных и приравненных к ним судов назначаются непосредственно Президентом РФ по представлению Председателя Верховного Суда Российской Федерации с учетом мнения квалификационной коллегии судей и законодательных (представительных) органов соответствующих субъектов Российской Федерации.

Статьей 4 Закона «О статусе судей в Российской Федерации» установле­но, что судьей районного (городского) суда может быть гражданин Россий­ской Федерации, достигший двадцатипятилетнего возраста, имеющий выс­шее юридическое образование, стаж работы по юридической профессии не менее пяти лет, не совершивший порочащих его поступков, сдавший квали­фикационный экзамен и получивший рекомендацию квалификационной коллегии судей.

В отличие от назначаемых судей, мировые судьи избираются сроком на пять лет населением округа, на который распространяется их юрисдикция.

Судьи районных судов, военные судьи (гарнизонов, армий, флотилий, соединений) впервые назначаются сроком на три года, по истечении кото­рого они могут быть назначены без ограничения срока их полномочий.

Судьями вышестоящей судебной инстанции могут быть граждане, до­стигшие тридцатилетнего возраста, а судьями Верховного Суда и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации – достигшие тридцатипятилет­него возраста и имеющие стаж работы по юридической профессии не менее десяти лет.

Федеральным законом могут быть установлены и дополнительные тре­бования к кандидатам в судьи всех судов. Следует отметить, что независимо от того, каким путем происходит назначение на должность судьи, ни один из них не может быть представлен к назначению без согласия соответствующей квалификационной коллегии судей. Все они обладают единым статусом и различаются между собой только полномочиями и компетенцией.

Полномочия судьи не ограничены каким-либо сроком, за исключением случаев, установленных Конституцией РФ или федеральным конституцион­ным законом.

Прекращение полномочий судьи допускается только по решению квали­фикационной коллегии судей. Если судья был назначен на определенный срок или до достижения им определенного возраста, его полномочия счита­ются прекращенными соответственно по истечении этого срока или дости­жении этого возраста.

 

Принцип сочетания единоличного и коллегиального состава суда при рассмотрении гражданских дел

Гражданские дела во всех судах первых инстанций рассматриваются кол­легиально или единолично. При единоличном рассмотрении дела судья дей­ствует от имени суда. Единолично рассматриваются судьей конкретные дела в случаях, установленных законом. Кроме того, единолично могут быть рассмо­трены и другие дела. Однако для этого необходимо наличие согласия лиц, уча­ствующих в деле. Коллегиальное рассмотрение дел осуществляется судом в составе судьи и двух народных заседателей, которые равны с председательст­вующим в судебном заседании в решении всех вопросов, возникающих при разрешении спора и постановлении решения. Нарушение указаний закона о составе суда является безусловным основанием отмены решения суда.

Рассмотрение дел в кассационной инстанции осуществляется в составе трех судей, а в порядке надзора – не менее трех членов суда.

 

Принцип независимости судей

Принцип независимости судей нашел свое закрепление в ст. 120 Консти­туции РФ, в соответствии с которой при осуществлении правосудия судьи независимы и подчиняются только Конституции Российской Федерации и федеральному закону.

Развивая конституционную норму, направленную на укрепление гарантии независимости судей, законодатель принял ряд федеральных законов, обеспе­чивающих ее неукоснительное выполнение. Важнейшее значение среди них имеет Закон Российской Федерации «0 статусе судей Российской Федерации» от 26 июня 1992 г. (с последующими изменениями и дополнениями).

Статья 1 Закона не только изложила содержание конституционной нор­мы, но и дополнила ее указанием о том, что в своей деятельности судьи ни­кому не подотчетны.

Основные гарантии независимости судей закреплены в ст. 9 Закона. Независимость судей обеспечивается предусмотренной законом процедурой осуществления правосудия; запретом, под угрозой ответственности, чьего бы то ни было вмешательства в деятельность по осуществлению правосу­дия; установленным порядком приостановления и прекращения полномо­чий судьи; правом судьи на отставку; неприкосновенностью судьи; системой органов судейского сообщества; предоставлением судье за счет государства материального и социального обеспечения, соответствующего его высокому статусу.

Судья несменяем. Он не подлежит переводу на другую должность или в другой суд без его согласия, и его полномочия могут быть прекращены или приостановлены не иначе как по основаниям и в порядке, установленным законом (ст. 12 Закона).

Независимость судьи также гарантирована его неприкосновенностью. Она распространяется не только на его личность, но и на жилище и служеб­ное помещение, используемые им средства связи и транспорт, его коррес­понденцию, принадлежащие ему имущество и документы. Он не может быть привлечен к административной и дисциплинарной ответственности, к ка­кой-либо иной ответственности за выраженное им при осуществлении пра­восудия мнение и принятое решение, если вступившим в законную силу приговором суда не будет установлена его виновность в преступном злоупо­треблении. Уголовное дело в отношении судьи может быть возбуждено толь­ко Генеральным прокурором РФ или лицом, исполняющим его обязаннос­ти, при наличии на то согласия соответствующей квалификационной коллегии судей (ст. 16 Закона).

Судья, члены его семьи и их имущество находятся под особой защитой государства. Органы внутренних дел обязаны принимать необходимые меры к обеспечению безопасности судьи, членов его семьи, сохранности принад­лежащего им имущества.

Всякое вмешательство в деятельность судьи по осуществлению им право­судия со стороны граждан, должностных лиц, различных органов власти не­допустимо. Лица, виновные в оказании незаконного воздействия на судей. присяжных, народных и арбитражных заседателей, участвующих в осуще­ствлении правосудия, а также в ином вмешательстве в деятельность суда, не­сут ответственность, предусмотренную федеральным законом.

Вместе с тем, обеспечивая независимость судей, Закон определил прави­ло, согласно которому судья обязан неукоснительно соблюдать Конститу­цию РФ и другие законы при исполнении своих полномочий, а также во внеслужебных отношениях должен избегать всего, что могло бы умалить ав­торитет судебной власти, достоинство судьи или вызвать сомнение к его объ­ективности, справедливости и беспристрастности. Судья не может быть де­путатом, членом каких-либо политических партия и движений, заниматься предпринимательской деятельностью, а также совмещать работу в должно­сти судьи с другой оплачиваемой работой, кроме научной, преподаватель­ской, литературной и иной творческой деятельностью.

 

Принцип равенства граждан и организаций перед законом и судом

Правосудие в Российской Федерации осуществляется на началах равен­ства граждан и организаций перед законом и судом. Данный принцип как бы сложился из двух отраслей права – конституционного и гражданского.

Равенство участников гражданского оборота перед законом и судом вы­текает из содержания ст. 1 Гражданского кодекса РФ, провозгласившей признание равенства участников регулируемых им отношений, неприкосновенности, свободы договора, недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в частные дела, необходимости беспрепятственного осуществления гражданских прав, восстановления нарушенных прав, их судебной за­щиты.

Равенство граждан в нашей стране обеспечивается во всех областях, в том числе перед законом и судом, независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к обществен­ным объединениям и других обстоятельств. Равенство в процессуальных пpавах организаций не зависит от места их нахождения, юридического статуса подчиненности, географических факторов и иных обстоятельств.

 

Принцип государственного языка

Статья 68 Конституции РФ гласит, что государственным языком Российской Федерации на всей ее территории является русский язык. В связи с тем, что суды общей юрисдикции в стране отнесены к федеральным судам, судопроизводство в них должно вестись на русском языке (ст. 71, 118 Конституции РФ).

Судопроизводство в судах, расположенных на территории субъекта Рос­сийской Федерации, наряду с русским языком может вестись на языке республики, автономной области, автономного округа или на языке большин­ства населения данной местности.

Судопроизводство и делопроизводство у мировых судей и других судей субъектов Российской Федерации ведется на русском языке либо на государственном языке республики, на территории которой находится суд.

Учитывая, что язык судопроизводства имеет существенное значение для процессуальных прав участников процесса, всестороннего, полного и объек­тивного исследования всех обстоятельств дела, гражданское процессуальное законодательство конкретизировало данную конституционную норму, уточнив что лицам, участвующим в деле и не владеющим языком, на котором ведется судопроизводство, обеспечивается право делать заявления, давать объяснения и показания, выступать на суде и заявлять ходатайства на родном языке либо на любом свободно избранном языке общения. Кроме того, все судебные документы вручаются им в переводе на их родной язык или на другой язык, которым они владеют. Если же в ходе разбирательства дела будет установлено, что кто-либо из участников процесса не владеет языком, на котором ведется судопроизводство, то суд обязан вызвать в судебное заседание переводчика. Невыполнение данного требования закона делает судебное решение незаконным, и оно подлежит обязательной отмене вышестоящим судом.

 

Принцип гласности

Согласно статье 123 Конституции РФ разбирательство во всех судах от­крытое. Гласность судебного разбирательства дает возможность свободного доступа в зал судебного заседания не только участвующим в деле лицам, но и всем другим гражданам, проявившим желание присутствовать при разре­шении спора. Однако такое право не распространяется на лиц, не достигших шестнадцатилетнего возраста. Они допускаются в зал только в том случае, если они являются участниками процесса или свидетелями. С целью осве­щения хода процесса и его результатов в зале могут присутствовать работни­ки печати, радио и телевидения.

Гласность при рассмотрении гражданского дела содействует тому, чтобы .участвующие лица, присутствующие неукоснительно соблюдали нормы гражданского процессуального законодательства. Она также является важ­ным инструментом в деле правового воспитания граждан, предупреждения гражданских правоотношений.

Рассмотрение отдельных дел может производиться в закрытом судебном заседании с соблюдением всех правил судопроизводства. Это происходит в случаях, когда разрешение дела в открытом заседании противоречит интере­сам государственной тайны, когда необходимо предотвратить разглашение сведений об интимных сторонах жизни участвующих в деле лиц, а также обеспечить тайну усыновления. Здесь могут присутствовать только участни­ки процесса и их представители, а также представители общественных орга­низаций и трудовых коллективов и в необходимых случаях свидетели, экс­перты, переводчики. Все остальные присутствовавшие в зале обязаны его покинуть.

Следует отметить, что независимо от того, в открытом или закрытом су­дебном заседании происходит разбирательство дела, решения судов во всех случаях провозглашаются публично (ст. 9 ГПК).

 

Функциональные принципы гражданского процесса.

Принцип диспозитивности

В гражданском процессе правильное рассмотрение и разрешение спора по существу в основном зависит от волеизъявления лиц, заинтересованных в деле.

Поэтому любое лицо, считающее, что его права и охраняемые законом интересы кем-либо нарушены, может обратиться за их защитой в суд. Отказ от права на обращение в суд недействителен.

Принцип диспозитивности заключается в том, что участвующие в деле лица имеют возможность самостоятельно распоряжаться своими процессуальными и материальными правами. Он дает сторонам право предъявление иска и возбуждения дела, обоснования предмета и основания иска, измене­ния его предмета и основания, уменьшения или увеличения размера иско­вых требований, отказа от иска или его признания полностью либо в части заключения мирового соглашения и др.

Однако суд не связан только волеизъявлением сторон. Он не принимаем признание иска ответчиком и не утверждает мирового соглашения сторон. если эти действия противоречат закону или нарушают права и охраняемые законом интересы других лиц.

 

Принцип состязательности

Он получил свое подтверждение в ст. 123 Конституции РФ, в соответствии с которой судопроизводство осуществляется на основе состязательности. Условием его реализации является равноправие сторон, участвующих в деле. Каждая из них должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основание своих требований и возражений.

В целях рассмотрения дела по существу и постановки законного и обоснованного решения лицам, участвующим в деле, предоставлено право знакомиться с материалами дела, делать выписки из них, снимать копии, заяв­лять отводы, представлять доказательства и участвовать в их исследовании, задавать вопросы, заявлять ходатайства, давать объяснения суду и пользоваться другими правами, обеспечивающими состязание в процессе, направленное на установление реально существовавших фактических обстоя­тельств по делу. прав и обязанностей сторон.

Для постановки законного и обоснованного решения по делу в принципе состязательности определенная роль отведена суду. Он определяет, какие обстоятельства имеют значение для дела, какой из сторон они подлежат доказыванию. Кроме того, суд может предложить лицам, участвующим в деле, представить дополнительные доказательства, а также оказать им содействие в сборе доказательств.

 

Принцип процессуального равноправия сторон

Этот принцип имеет важное значение в связи с тем, что он обеспечивает полное процессуальное равенство лиц, участвующих в деле, на всех стадиях гражданского процесса. В соответствии с ним стороны пользуются равными процессуальными правами, направленными на защиту своих прав и охраняемых законом интересов. Стороны дают суду объяснения и могут представлять доказательства в их подтверждение. Истец вправе изменять предмет и основания иска, а ответчик может признать иск, предъявить встречный иск. Стороны вправе заключить мировое соглашение.

Кроме того, лица, участвующие в деле, вправе заявлять отводы суду, прокурору, эксперту, переводчику, секретарю судебного заседания, пользоваться услугами представителя.

 

Принцип сочетания устности и письменности

В деятельности судов важное значение имеет в процессе разрешения спора сочетание устности и письменности, позволяющее ему лучше воспри­нять представленные доказательства по делу, надлежащим образом защи­тить права и интересы лиц, участвующих в деле.

В соответствии со ст. 146 ГПК разбирательство дела в суде происходит уст­но. Так, председательствующий в устной форме открывает судебное заседа­ние, докладывает, какое дело подлежит разбирательству, а все лица, участву­ющие в деле, дают в устном форме свои показания и объяснения. Судебные прения, мнение органов государственного управления и местного самоуправления, заключение прокурора излагаются в устной форме. Все принятые в хо­де заседания постановления суда также подлежат оглашению.

Отдельные процессуальные действия совершаются только в письменной форме. Так, исковое заявление, как первоначальное, так и встречное, миро­вое соглашение, письменные доказательства, судебное решение составляют­ся в письменной форме. Также в письменном виде изготавливаются касса­ционные жалобы (протесты), протесты в порядке надзора, определения кассационных и постановления надзорных инстанций.

Некоторые процессуальные действия могут совершаться как в устной, так и письменной форме. К их числу, например, относится заявление хода­тайств и возражения против них, сделанные сторонами в ходе судебного за­седания, постановка вопросов перед экспертом в ходе их допроса.

 

Принцип непосредственности

В соответствии с данным принципом суд первой инстанции при рассмо­трении дела определяет способы и методы исследования и восприятия дока­зательств по конкретному делу и дает им надлежащую оценку. Для достиже­ния этой цели он обязан непосредственно заслушать объяснения лиц, участвующих в деле, показания свидетелей, заключения экспертов, ознако­миться с письменными вещественными доказательствами. Однако, в неко­торых случаях, установленных законом, непосредственное восприятие судом тех или иных доказательств, делается невозможным. Так, если свидетель проживает в другом городе или районе, то в целях получения доказательств по делу он может быть допрошен судом по месту его нахождения или про­живания в порядке судебного поручения. Суд, рассматривающий дело по су­ществу, должен огласить протокол допроса такого свидетеля. Суд также мо­жет исследовать протоколы допросов, составленные в порядке обеспечения доказательств и др. Таким образом, принцип непосредственности – гаран­тия всестороннего, полного и объективного рассмотрения дела.

 

Принцип непрерывности

Суть данного принципа состоит в том, что разбирательство конкретного дела с постановлением судебного решения происходит непрерывно. Суд должен постановить решение по своему внутреннему убеждению, основанному на беспристрастном, внутреннем и полном рассмотрении имеющихся в деле доказательств в их совокупности.

Следовательно, суд не вправе рассматривать другие дела, пока не разре­шит ранее начатое. В случае, если при определенных обстоятельствах произ­ведена замена одного из сулей в процессе рассмотрения дела, его разбирательство должно быть произведено с самого начала (ст. 146 ГПК).