Суды, рассматривающие дела в порядке надзора. Процессуальный порядок рассмотрения дел

Жалобы и представления в порядке надзора имеют право рас­сматривать только указанные в законе суды. К ним относятся: пре­зидиум верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа (далее — суд субъекта Российской Федера­ции); президиум окружного (флотского) военного суда; Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации; Военная коллегия Верховного Суда Российской Фе­дерации; Президиум Верховного Суда Российской Федерации.

Первичной надзорной инстанцией по отношению к районным судам являются президиумы судов субъектов Российской Федера­ции.

К компетенции президиумов названных судов относится пере­смотр в порядке надзора вступивших в законную силу решений и определений судов субъектов Российской Федерации, вынесен­ных ими в качестве суда первой инстанции, если указанные ре­шения и определения не были предметом кассационного или надзорного рассмотрения в Верховном Суде Российской Федера­ции; кассационных определений суда субъекта Российской Феде­рации; апелляционных решений и определений районных судов, вступивших в законную силу судебных приказов, решений и оп­ределений районных судов и мировых судей.

Президиум окружного (флотского) военного суда пересматри­вает в порядке надзора кассационные определения окружного (флотского) военного суда, вступившие в законную силу решения и определения гарнизонных военных судов.

Следующий судебно-надзорный орган - Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации. Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Рос­сийской Федерации осуществляет пересмотр в порядке надзора определений президиумов судов субъектов Российской Федера­ции, вступивших в законную силу решений и определений судов субъектов Российской Федерации, вынесенных ими в качестве судов первой инстанции, если указанные решения и определения не были предметом кассационного рассмотрения в Верховном Суде Российской Федерации, кассационных определений судов субъектов Российской Федерации, а также вступивших в закон­ную силу решений и определений районных судов, вынесенных ими в качестве судов первой инстанции, если жалобы на указан­ные судебные решения и определения были оставлены без удов­летворения президиумом суда субъекта Российской Федерации.

Военная коллегия Верховного Суда Российской Федерации вправе пересматривать в порядке судебного надзора определения президиумов окружных (флотских) военных судов, вступившие в законную силу решения и определения окружных (флотских) во­енных судов, вынесенные ими в качестве судов первой инстан­ции, если указанные решения и определения не были предметом кассационного рассмотрения в Верховном Суде Российской Фе­дерации, кассационные определения окружных (флотских) воен­ных судов, а также вступившие в законную силу решения и опре­деления гарнизонных военных судов, если жалобы на указанные судебные постановления были оставлены без удовлетворения пре­зидиумом соответственно окружного (флотского) военного суда.

Президиум Верховного Суда Российской Федерации осуще­ствляет пересмотр вступивших в законную силу решений и опре­делений Верховного Суда Российской Федерации, вынесенных им в качестве суда первой инстанции, определений Кассационной коллегии Верховного Суда Российской Федерации, определений Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Рос­сийской Федерации, вынесенных ею в кассационном порядке, определений Военной коллегии Верховного Суда Российской Фе­дерации, вынесенных ею в кассационном порядке.

В Российской Федерации сложилась практика последователь­ного прохождения дела в судах: пересмотр решения вышестоящим судебно-надзорным органом до его рассмотрения в нижестоящем органе исключен. Такой порядок представляется оправданным и целесообразным, поскольку исключает дублирование в работе судебно-надзорных органов.

Порядок рассмотрения и разрешения гражданских дел в по­рядке надзора урегулирован законом.

Все органы, пересматривающие в порядке надзора, действуют коллегиально.

В состав президиума суда субъекта Российской Федерации вхо­дят председатель, его заместители, члены суда. Состав Президиума утверждается Президентом Российской Федерации.

Член президиума суда, принимавший участие в рассмотрении дела в суде первой или второй инстанций либо в порядке судеб­ного надзора в составе Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации, не может участвовать в рассмотрении данного дела в составе президиума суда.

Суд надзорной инстанции принимает дело к своему рассмот­рению на основании постановления судьи о передаче дела для рассмотрения по существу в суд надзорной инстанции, а Прези­диум Верховного Суда Российской Федерации -- кроме того на основании мотивированного представления о пересмотре судебно­го постановления в порядке надзора, внесенного Председателем Верховного Суда Российской Федерации, заместителем Председа­теля Верховного Суда Российской Федерации в целях обеспечения единства судебной практики и законности.

Суд надзорной инстанции направляет лицам, участвующим в деле, копии постановления о передаче дела для рассмотрения в суд надзорной инстанции и копии жалобы или представления проку­рора. Время рассмотрения дела суд назначает с учетом того, чтобы лица, участвующие в деле, имели возможность явиться в суд на заседание.

В заседание суда надзорной инстанции допускаются стороны и другие лица, участвующие в деле. Они извещаются о времени и месте рассмотрения дела, однако их неявка не препятствует его рассмотрению.

Дела рассматриваются судом надзорной инстанции в судебном заседании не позднее одного месяца, а в Верховном Суде Россий­ской Федерации не позднее двух месяцев со дня вынесения судьей постановления.

Судебные решения пересматриваются в порядке надзора с со­блюдением основных принципов гражданского процессуального права: осуществление правосудия только судом, равенство граж­дан перед законом и судом, коллегиальность рассмотрения дел, законность, диспозитивность, состязательность и др.

Многие из названных принципов действуют в стадии судебного надзора не в полной мере. Это, в частности, относится к принци­пам непосредственности, устности, диспозитивности, состязатель­ности.

В судебном заседании дело, рассматриваемое в порядке надзора в президиуме соответствующего суда, докладывается председателем суда, его заместителем или по их поручению иным членом прези­диума либо ранее не участвовавшим в рассмотрении дела другим судьей этого суда.

В заседании Судебной коллегии по гражданским делам Вер­ховного Суда Российской Федерации, а также Военной коллегии Верховного Суда Российской Федерации дело докладывается од­ним из судей коллегии.

В судебном заседании принимают участие лица, участвующие в деле, их представители, иные лица, подавшие надзорную жало­бу, чьи права и охраняемые законом интересы непосредственно затрагиваются обжалуемым постановлением суда.

return false">ссылка скрыта

Если прокурор является лицом, участвующим в рассмотрении дела, в судебном заседании принимает участие:

• в президиуме суда субъекта Российской Федерации, окружно­го (флотского) военного суда — соответственно прокурор субъек­та Российской Федерации, военного округа (флота) или его заме­ститель;

• в Президиуме Верховного Суда Российской Федерации -- Ге­неральный прокурор Российской Федерации или его заместитель;

• в Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации и в Военной коллегии Верховного Суда Российской Федерации — должностное лицо Прокуратуры Рос­сийской Федерации по поручению Генерального прокурора Рос­сийской Федерации.

Докладчик излагает обстоятельства дела, содержание поста­новлений, вынесенных по делу, мотивы жалобы, представления прокурора и определения о возбуждении надзорного производ­ства. Судьи могут задать вопросы докладчику. Лица, участвующие в деле, их представители, иные лица, подав­шие надзорную жалобу, чьи права и охраняемые законом интере­сы непосредственно затрагиваются обжалуемым постановлением суда, а также прокурор, если они явились в судебное заседание, вправе дать объяснения по делу. Первым дает объяснение лицо, подавшее жалобу или представление.

После выступления лиц, участвующих в деле, суд надзорной инстанции принимает определение в закрытом совещании.

При рассмотрении дела в порядке надзора все вопросы реша­ются большинством голосов. При равном количестве голосов, поданных за пересмотр дела в порядке надзора и против его пе­ресмотра, жалоба или представление прокурора считаются откло­ненными.

Судья, не согласный с мнением большинства, вправе изло­жить в письменном виде свое особое мнение, которое вместе с определением приобщается к делу.

По результатам рассмотрения дела в порядке надзора суд над­зорной инстанции выносит мотивированное определение, в кото­ром должны быть указаны: 1) наименование и состав суда, вы­несшего определение; 2) дата и место вынесения определение; 3) дело, по которому вынесено определение; 4) наименование лица, подавшего жалобу или представление о пересмотре дела в порядке надзора; 5) судья, вынесший определение о передаче дела в суд надзорной инстанции для рассмотрения по существу; 6) содержание обжалуемых судебных постановлений нижестоящих судов; 7) закон, на основании которого вынесено определение по результатам рассмотрения дела по существу.

Определение президиума соответствующего суда подписывается его председателем, а определение судебной коллегии — судьями, рассматривавшими дело в порядке надзора.

О вынесенном судом надзорной инстанции определении сооб­щается лицам, участвующим в деле.