Задания по гражданскому процессу для прохождения практики в суде.

 

1. На какую территорию распространяется юрисдикция данного суда? Оцените транспортную доступность суда для жителей этой территории.

2. Ознакомьтесь с расписанием работы суда. Каким образом граждане информируются о работе суда? Какая справочная информация размещена в суде для граждан? Имеются ли образцы процессуальных документов, реквизиты для уплаты государственной пошлины, данные вышестоящего суда?

3. Ознакомьтесь с расположением помещений в суде. Достаточно ли, на Ваш взгляд, залов судебных заседаний? Удобно ли расположены помещения для работников аппарата суда?

4. Какие меры безопасности применяются в здании суда и в ходе судебного разбирательства? Какова роль судебных приставов в этом?

5. Ознакомьтесь с режимом работы канцелярии суда и с Инструкцией по судебному делопроизводству в районном суде (Утверждена Приказом Генерального директора Судебного департамента при Верховном Суде РФ от 29 апреля 2003 г. № 36). Каким образом осуществляется прием и отправка письменной корреспонденции в суде? Ведется ли в суде прием граждан? Если да, то кем и в какое время? Посетите такой прием, проанализируйте действия работника суда (судьи), осуществляющего прием. Приведите примеры просьб, обращений, с которыми граждане и организации приходят на такой прием. Какие документы оформляются работниками суда в ходе приема?

6. Поступают ли в суд обращения граждан и организаций, не связанные непосредственно с находящимися в производстве суда делами? Каким образом происходит работа с ними? Какие решения принимаются работниками суда по результатам рассмотрения этих обращений? Приведите текст одного из обращений и перечислите предпринятые по нему действия.

7. Какие учетно- статистические документы оформляются при возбуждении гражданского дела в суде? Приведите образец учетно- статистической карточки по гражданскому делу. Какие работники суда занимаются ее оформлением?

8. Каким образом гражданское дело оформляется в канцелярии после вынесения решения? Каким образом учитываются поступающие на решение жалобы, представления? Каким образом дело направляется в суд второй инстанции?

9. Каким образом оформляется вернувшееся из суда второй инстанции гражданское дело, решение суда первой инстанции по которому вступило в законную силу? Каким образом оформляется вернувшееся из суда второй инстанции гражданское дело, если оно направлено на новое рассмотрение?

10. Посетите судебные заседания по гражданским делам, рассматриваемым в порядке искового производства, в порядке производства по делам из публичных правоотношений и в порядке особого производства.

11. По каждому из дел укажите:

- состав лиц, участвующих в деле;

- продолжительность судебного заседания;

- как располагались участвующие в деле лица в зале судебного заседания (обозначьте на рисунке);

- присутствовали ли посторонние лица в зале судебного заседания?

- велась ли аудио/видеозапись, фотосъемка?

- были ли представители у лиц, участвующих в деле? какими документами подтверждались их полномочия?

- если представители были, каким образом их присутствие влияло на ход судебного разбирательства? в чем заключалось их активное участие в разбирательстве?

- соблюдали ли присутствующие в зале судебного заседания лица порядок? Если были нарушения, то перечислите их, и перечислите меры реагирования на эти нарушения;

- заявляли ли участники судебного разбирательства какие-либо ходатайства? если да, то по каким вопросам? какое значение они имели для дела? были ли они обоснованны? как суд разрешил их?

- позиция какой из сторон (истцов или ответчиков, заявителей или заинтересованных лиц) показалась Вам более убедительной? почему?

- соблюдена ли была судом ст. 175 ГПК РФ? Если да, то каким образом, и как, по вашему мнению, определение порядка исследования доказательств влияет на ход судебного разбирательства и результат рассмотрения дела?

- какие средства доказывания были использованы лицами, участвующими в деле?

- если в судебном заседании был допрошен свидетель, как Вам показалось, был ли он фактически заинтересован в исходе дела? Были ли ему известны обстоятельства дела? Был ли он подготовлен к участию в деле тем лицом, которое ходатайствовало о его допросе? Имели ли его показания значение для дела? Были ли основания сомневаться в их достоверности? Изменились ли объяснения лиц, участвующих в деле после его допроса? Появились ли у них какие-либо дополнения, возражения, ходатайства?

- если в судебном заседании как средство доказывания было использовано заключение эксперта, ознакомьтесь с определением о назначении экспертизы. С какой целью она была назначена? Какие новые сведения ожидали получить из заключения эксперта? Ознакомьтесь с заключением эксперта. Выделите его составные части. Если эксперт был вызван в судебное заседание, с какой целью это было сделано? В чем заключалось значение его допроса в судебном заседании?

- оцените выступления участников судебного разбирательства в прениях. Какова цель судебных прений? Была ли она достигнута?

12. С учетом изложенного выше, определите, различаются ли функции суда в каждом из этих производств, и если да, то каким образом. Имеются ли особенности проведения судебного заседания по каждому из дел? Имеются ли особенности доказывания по каждому из этих дел?

13. Ознакомьтесь с работой архива суда. Сколько лет дела хранятся в архиве? Как они расположены в помещении архива? Как организовано ознакомление посетителей с архивными делами?

14. Ознакомьтесь с гражданским делом искового производства, которое хранится в архиве. Определите, какими процессуальными документами оформляется переход от одной стадии судопроизводства к другой, начиная с поступления искового заявления в суд и заканчивая принудительным исполнением судебного решения. Ознакомьтесь с решением суда первой инстанции по данному делу. Определите, какими предложениями в тексте решения начинается каждая из его составных частей (вводная, описательная, мотивировочная, резолютивная). То же самое сделайте с кассационным определением по делу.

15. В заключение сделайте вывод: чем была полезна для Вас эта практика.