Задания по гражданскому процессу для прохождения практики в суде.
1. На какую территорию распространяется юрисдикция данного суда? Оцените транспортную доступность суда для жителей этой территории.
2. Ознакомьтесь с расписанием работы суда. Каким образом граждане информируются о работе суда? Какая справочная информация размещена в суде для граждан? Имеются ли образцы процессуальных документов, реквизиты для уплаты государственной пошлины, данные вышестоящего суда?
3. Ознакомьтесь с расположением помещений в суде. Достаточно ли, на Ваш взгляд, залов судебных заседаний? Удобно ли расположены помещения для работников аппарата суда?
4. Какие меры безопасности применяются в здании суда и в ходе судебного разбирательства? Какова роль судебных приставов в этом?
5. Ознакомьтесь с режимом работы канцелярии суда и с Инструкцией по судебному делопроизводству в районном суде (Утверждена Приказом Генерального директора Судебного департамента при Верховном Суде РФ от 29 апреля 2003 г. № 36). Каким образом осуществляется прием и отправка письменной корреспонденции в суде? Ведется ли в суде прием граждан? Если да, то кем и в какое время? Посетите такой прием, проанализируйте действия работника суда (судьи), осуществляющего прием. Приведите примеры просьб, обращений, с которыми граждане и организации приходят на такой прием. Какие документы оформляются работниками суда в ходе приема?
6. Поступают ли в суд обращения граждан и организаций, не связанные непосредственно с находящимися в производстве суда делами? Каким образом происходит работа с ними? Какие решения принимаются работниками суда по результатам рассмотрения этих обращений? Приведите текст одного из обращений и перечислите предпринятые по нему действия.
7. Какие учетно- статистические документы оформляются при возбуждении гражданского дела в суде? Приведите образец учетно- статистической карточки по гражданскому делу. Какие работники суда занимаются ее оформлением?
8. Каким образом гражданское дело оформляется в канцелярии после вынесения решения? Каким образом учитываются поступающие на решение жалобы, представления? Каким образом дело направляется в суд второй инстанции?
9. Каким образом оформляется вернувшееся из суда второй инстанции гражданское дело, решение суда первой инстанции по которому вступило в законную силу? Каким образом оформляется вернувшееся из суда второй инстанции гражданское дело, если оно направлено на новое рассмотрение?
10. Посетите судебные заседания по гражданским делам, рассматриваемым в порядке искового производства, в порядке производства по делам из публичных правоотношений и в порядке особого производства.
11. По каждому из дел укажите:
- состав лиц, участвующих в деле;
- продолжительность судебного заседания;
- как располагались участвующие в деле лица в зале судебного заседания (обозначьте на рисунке);
- присутствовали ли посторонние лица в зале судебного заседания?
- велась ли аудио/видеозапись, фотосъемка?
- были ли представители у лиц, участвующих в деле? какими документами подтверждались их полномочия?
- если представители были, каким образом их присутствие влияло на ход судебного разбирательства? в чем заключалось их активное участие в разбирательстве?
- соблюдали ли присутствующие в зале судебного заседания лица порядок? Если были нарушения, то перечислите их, и перечислите меры реагирования на эти нарушения;
- заявляли ли участники судебного разбирательства какие-либо ходатайства? если да, то по каким вопросам? какое значение они имели для дела? были ли они обоснованны? как суд разрешил их?
- позиция какой из сторон (истцов или ответчиков, заявителей или заинтересованных лиц) показалась Вам более убедительной? почему?
- соблюдена ли была судом ст. 175 ГПК РФ? Если да, то каким образом, и как, по вашему мнению, определение порядка исследования доказательств влияет на ход судебного разбирательства и результат рассмотрения дела?
- какие средства доказывания были использованы лицами, участвующими в деле?
- если в судебном заседании был допрошен свидетель, как Вам показалось, был ли он фактически заинтересован в исходе дела? Были ли ему известны обстоятельства дела? Был ли он подготовлен к участию в деле тем лицом, которое ходатайствовало о его допросе? Имели ли его показания значение для дела? Были ли основания сомневаться в их достоверности? Изменились ли объяснения лиц, участвующих в деле после его допроса? Появились ли у них какие-либо дополнения, возражения, ходатайства?
- если в судебном заседании как средство доказывания было использовано заключение эксперта, ознакомьтесь с определением о назначении экспертизы. С какой целью она была назначена? Какие новые сведения ожидали получить из заключения эксперта? Ознакомьтесь с заключением эксперта. Выделите его составные части. Если эксперт был вызван в судебное заседание, с какой целью это было сделано? В чем заключалось значение его допроса в судебном заседании?
- оцените выступления участников судебного разбирательства в прениях. Какова цель судебных прений? Была ли она достигнута?
12. С учетом изложенного выше, определите, различаются ли функции суда в каждом из этих производств, и если да, то каким образом. Имеются ли особенности проведения судебного заседания по каждому из дел? Имеются ли особенности доказывания по каждому из этих дел?
13. Ознакомьтесь с работой архива суда. Сколько лет дела хранятся в архиве? Как они расположены в помещении архива? Как организовано ознакомление посетителей с архивными делами?
14. Ознакомьтесь с гражданским делом искового производства, которое хранится в архиве. Определите, какими процессуальными документами оформляется переход от одной стадии судопроизводства к другой, начиная с поступления искового заявления в суд и заканчивая принудительным исполнением судебного решения. Ознакомьтесь с решением суда первой инстанции по данному делу. Определите, какими предложениями в тексте решения начинается каждая из его составных частей (вводная, описательная, мотивировочная, резолютивная). То же самое сделайте с кассационным определением по делу.
15. В заключение сделайте вывод: чем была полезна для Вас эта практика.