Примеры тестовых заданий 3 страница
1. не подтвердилось подозрение в совершении преступления;
2. отсутствуют основания применения к нему меры пресечения в виде заключения под стражу;
3. задержание было произведено с нарушением требований уголовно-процессуального закона.
Кроме этого, подозреваемый подлежит безоговорочному освобождению:
1. по истечении 48 часов с момента задержания, если в отношении него не была избрана мера пресечения в виде заключения под стражу, и суд не продлил срок задержания в порядке, предусмотренном пунктом 3 ч. 7 ст. 108 УПК РФ;
2. если постановление судьи о применении к подозреваемому меры пресечения в виде заключения под стражу либо продлении срока содержания под стражей не поступит в течение 48 часов с момента задержания в учреждение, где он содержится;
3. если имеется определение или постановление суда об отказе в удовлетворении ходатайства дознавателя, следователя, прокурора об избрании в отношении подозреваемого меры пресечения в виде заключения под стражу.
Меры пресечения — это разновидность мер уголовно-процессуального принуждения, временно ограничивающих свободу обвиняемого или подозреваемого, применяемых органами дознания, предварительного следствия и судом, в целях воспрепятствовать ем скрыться от следствия и суда, помешать установлению истины по делу, продолжить преступную деятельность, а также для обеспечения исполнения приговора.
По общему правилу меры пресечения применяются к лицам, обвиняемым в совершении преступления (ст. 97 УПК РФ). Лишь е исключительных случаях меры пресечения могут быть применены в отношении лиц, подозреваемых в совершении преступления, до предъявления им обвинения (ст. 100 УПК РФ).
В этом случае обвинение должно быть предъявлено не позднее десяти суток с момента применения меры пресечения (в отдельных случаях, в соответствии с ч. 2 ст. 100 — 30 суток), а если подозреваемый был задержан, а затем заключен под стражу, то в тот же срок с момента задержания.
Действующую систему мер пресечения составляют:
1. подписка о невыезде (ст. 102 УПК РФ);
2. личное поручительство (ст. 103 УПК РФ);
3. наблюдение командования воинской части (ст. 104 УПК РФ);
4. присмотр за несовершеннолетним обвиняемым (ст. 105 УПК РФ);
5. залог (ст. 106 УПК РФ);
6. домашний арест (ст. 107 УПК РФ);
7. заключение под стражу (ст. 108, 109 УПК РФ).
Уголовно-процессуальный закон допускает применение к подозреваемому или обвиняемому одновременно лишь одной из указанных мер пресечения (ч. 1 ст. 97 УПК РФ).
Перечень мер пресечения строго регламентирован законом (ст. 97—110 УПК РФ) и расширенному толкованию не подлежит.
Иные меры процессуального принуждения — предусмотренные уголовно-процессуальным законом средства принудительного воздействия, применяемые уполномоченными государственными органами или должностными лицами, в производстве которых находится уголовное дело, для предупреждения и пресечения неправомерных действий подозреваемого или обвиняемого, а также иных участников уголовного процесса, в целях обеспечения установленного законом порядка уголовного судопроизводства и исполнения приговора.
Сущность и содержание данного вида мер уголовно-процессуального принуждения заключаются в том, что они: 1) не являются мерами пресечения; 2) применяются к подозреваемому или обвиняемому при отсутствии оснований для избрания мер пресечения; 3) применяются в целях обеспечения предусмотренного порядка производства по уголовному делу; 4) могут применятся не только к подозреваемому или обвиняемому, но и к другим участникам процесса .
ТЕМА 6. Процессуальные сроки. Процессуальные издержки. Реабилитация.
Уголовно-процессуальный акт - предусмотренное уголовно-процессуальным законом решение или действие участника уголовного судопроизводства, закрепленное в уголовно-процессуальном документе.
По содержанию уголовно-процессуальные документы можно подразделить на документы, в которых фиксируются решения, и документы, фиксирующие ход и результаты процессуальных действий. К первой группе относятся постановления, определения, обвинительное заключение, обвинительный акт, вердикт присяжных, приговор суда, представления следователя, дознавателя, поручения, возражения следователя против письменных требований прокурора и т.д.
К числу документов, фиксирующих ход и результаты процессуальных действий, относятся: протоколы следственных и некоторых процессуальных действий (протокол явки с повинной, протокол принятия устного заявления о преступлении и др.), протоколы судебных заседаний.
Требования, предъявляемые к уголовно-процессуальному документу, — это основанные на законе либо выработанные практикой условия и правила их составления.
Требования, которым должен отвечать каждый уголовно-процессуальный документ, формулируются законодателем путем использования различных законодательных приемов. Во-первых, это общее требование о том, что все определения суда, постановления судьи, прокурора, следователя, дознавателя должны быть законными, обоснованными и мотивированными (ч. 4 ст. 7 УПК РФ), а также унифицированные требования к протоколам следственных действий (ст. 166 УПК РФ). Во-вторых, это процессуальные требования к конкретному процессуальному документу, содержащиеся в тексте закона (например, ст. 259 УПК РФ — протокол судебного заседания, ст. 304—309 УПК РФ — содержание приговора и т.д.).
К числу требований, предъявляемых к уголовно-процессуальным актам, относятся: законность, обоснованность, мотивирован ноет определенность, культура производства и оформления действий решений, логичность и грамотность изложения. Уголовно-процессуальные документы должны не только отвечать установленной для них форме, но и отличаться четким и ясным изложением, соответствовать требованиям современного русского литературного язык и делового стиля.
Процессуальный срок — это промежуток времени, в течение которого может быть совершено либо должно быть совершено процессуальное действие, либо требуется воздержаться от его совершения.
Сроки в уголовном процессе могут исчисляться часами, сутками, месяцами и годами. В статье 128 УПК РФ речь идет об исчислении сроков часами, сутками и месяцами. Сроки, исчисляемые года-
ми, исчисляются по правилам исчисления сроков месяцами. Исчисление сроков днями равнозначно исчислению сроков сутками'.
При исчислении сроков месяцами не принимаются в расчет тот час и те сутки, которыми начинается течение срока. При исчислении сроков заключения под стражу, домашнего ареста и нахождения в медицинском и психиатрическом стационаре в них включается и нерабочее время (ч. 1 ст. 128 УПК РФ). Срок, исчисляемый месяцами, истекает в соответствующее число последнего месяца, а если этот месяц не имеет соответствующего числа, то срок оканчивается в последние сутки этого месяца. Срок, исчисляемый сутками, истекает в 24 часа последних суток. Если окончание срока приходится на нерабочий день, то последним днем срока считается первый следующий за ним рабочий день, за исключением случаев исчисления сроков при задержании, содержании под стражей, домашнем аресте и нахождении в медицинском и психиатрическом стационаре (ч. 2 ст. 128 УПК РФ).
О порядке исчисления сроков часами законодатель умалчивает. Логично предположить, что исчисление срока часами будет начинаться с той минуты, с которой начинается течение срока. Соответственно и оканчиваться срок, исчисляемый часами, будет в соответствующие час и минуты.
Процессуальные издержки — расходы, связанные с производством по уголовному делу.
К процессуальным издержкам относятся:
1. суммы, выплачиваемые потерпевшему, свидетелю, их законным представителям, эксперту, специалисту, переводчику, понятым, а также адвокату, участвующему в уголовном деле по назначению дознавателя, следователя или суда, на покрытие их расходов, связанных с явкой к месту производства процессуальных действий и проживанием;
2. суммы, выплачиваемые работающим и имеющим постоянную заработную плату потерпевшему, свидетелю, их законным
представителям, понятым в возмещение недополученной ими заработной платы за время, затраченное в связи с вызовом в орган дознания, к следователю, прокурору или в суд;
3. суммы, выплачиваемые не имеющим постоянной заработной платы потерпевшему, свидетелю, их законным представителям, понятым за отвлечение их от обычных занятий;
4. вознаграждение, выплачиваемое эксперту, переводчику, специалисту за исполнение ими своих обязанностей в ходе уголовного судопроизводства, за исключением случаев, когда эти обязанности исполнялись в порядке служебного задания;
5. суммы, выплачиваемые адвокату за оказание им юридической помощи в случае участия адвоката в уголовном судопроизводстве по назначению;
6. суммы, израсходованные на хранение и пересылку вещественных доказательств;
7. суммы, израсходованные на производство судебной экспертизы в экспертных учреждениях;
8. ежемесячное государственное пособие в размере 5 МРОТ, выплачиваемое обвиняемому, временно отстраненному от должности в порядке, предусмотренном частью 1 ст. 114 УПК РФ;
9. иные расходы, понесенные в ходе производства по уголовному делу и предусмотренные Уголовно-процессуальным кодексом.
В соответствии с действующим уголовно-процессуальным законом (п. 34 ст. 5 УПК РФ) под реабилитацией следует понимать порядок восстановления прав и свобод лица, незаконно и необоснованно подвергнутого уголовному преследованию, и возмещения причиненного ему вреда.
Следует иметь в виду, что реабилитация в уголовном процессе включает в себя несколько элементов: возмещение имущественного вреда; устранение последствий морального вреда; восстановление иных прав (трудовых, жилищных и т.п.). Причем вред, причиненный гражданину в результате незаконного или необоснованного уголовного преследования, возмещается государством в полном объеме независимо от вины государственных органов и должностных лиц, осуществлявших это преследование (ч. 1 ст. 133 УПК РФ). Вред возмещается не за счет органа или должностного лица, допустивших незаконное уголовное преследование, а за счет казны Российской Федерации, либо в случаях, предусмотренных законом, за счет казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования (ст. 1070 ГК РФ).
Возникновение права на реабилитацию связывается с наличием следующих условий (ч. 2 ст. 133 УПК РФ):
- вынесение оправдательного приговора;
- прекращение уголовного преследования в связи с отказом государственного или частного обвинителя от обвинения;
- прекращение уголовного преследования по реабилитирующим основаниям;
- полная или частичная отмена вступившего в законную силу обвинительного приговора суда и прекращение уголовного дела в связи с непричастностью подсудимого к совершению преступления либо по одному из оснований, указанных в частях 1—6 ст. 24 УПК РФ;
- отмена незаконного или необоснованного постановления суда о применении принудительной меры медицинского характера.
Ходатайство — это официальное обращение определенного законом участника уголовного судопроизводства, адресованное компетентному государственному органу (суд, орган дознания) или должностному лицу (дознаватель, следователь или судья), с просьбой о принятии процессуальных решений либо о производстве отдельных процессуальных действий, с целью установления обстоятельств, имеющих значение для уголовного дела или обеспечения его прав и законных интересов.
Основной перечень лиц, имеющих право заявлять ходатайства, установлен статьей 119 УП К РФ. К таковым, в частности, относятся: подозреваемый; обвиняемый; защитник; законный представитель несовершеннолетнего подозреваемого и обвиняемого; потерпевший; частный обвинитель; эксперт; гражданский истец, гражданский ответчик; законный представитель и представитель потерпевшего, гражданского истца и ответчика; государственный обвинитель.
Действующее уголовно-процессуальное законодательство не ограничивает права подачи ходатайств каким-либо сроком, таким образом, оно может быть заявлено в любой момент производства по уголовному делу. Кроме того, закон не предусматривает специальных требований к содержанию и форме ходатайств (ст. 120 УПК РФ). Оно может быть как письменным, так и устным. В соответствии с принципом языка уголовного судопроизводства при заявлении ходатайства лицо может использовать родной язык или любой другой язык, которым оно владеет (ч. 2 ст. 18 УПК РФ).
В соответствии со статьей 121 УПК РФ ходатайство подлежит рассмотрению и разрешению непосредственно после его заявления, в тех же случаях, когда принятие немедленного решения по ходатайству невозможно, оно должно быть разрешено не позднее трех суток со дня его заявления.
По результатам рассмотрения ходатайства дознаватель, следователь или судья выносят мотивированное постановление (суд — определение) об удовлетворении ходатайства либо о полном или частичном отказе в его удовлетворении. Указанные решения могут быть обжалованы прокурору, руководителю следственного органа, а также в суд (ст. 122 УПК РФ).
Обжалование представляет собой уголовно-процессуальный институт, устанавливающий в соответствии с законом порядок подачи, приема, рассмотрения и разрешения жалоб на действия (бездействие) и решения государственных органов и должностных лиц, осуществляющих уголовное судопроизводство и разрешающих уголовное дело по существу.
В зависимости от адресата можно выделить три вида обжалования: обжалование прокурору, руководителю следственного органа или в суд.
По общему правилу к прокурору заинтересованное лицо обращается с жалобой в тех случаях, когда оно не согласно с действиями (бездействием) и решениями дознавателя, к руководителю следственного органа — когда имеется несогласие с действиями (бездействием) и решениями следователя.
Указанные жалобы могут быть поданы как лично прокурору, руководителю следственного органа, так и через канцелярию прокуратуры, соответствующего следственного органа или через то должностное лицо, действия (бездействие) и решения которого обжалуются.
Закон четко регламентирует сроки рассмотрения жалоб. В частности, в соответствии с частью 1 ст. 124 УПК прокурор, руководитель следственного органа рассматривает жалобу в течение 3 суток со дня ее получения. И лишь в исключительных случаях, когда для проверки жалобы необходимо истребовать дополнительные материалы либо принять иные меры, допускается рассмотрение жалобы в срок до 10 суток, о чем извещается заявитель.
Процессуальным результатом рассмотрения жалобы является вынесение мотивированного постановления о полном или частичном удовлетворении жалобы либо об отказе в ее удовлетворении.
О принятом решении и о порядке его обжалования должен быть уведомлен заявитель. Причем сроков такого уведомления закон не предусматривает, указывая лишь на незамедлительность осуществления этого действия. Это позволяет предположить, что прокурор, руководитель следственного органа должен уведомить о своем решении заявителя не позднее 24 часов с момента его принятия. В соответствии с частью 1 ст. 125 УПК РФ в суд могут быть обжалованы действия (бездействие) и решения государственных органов и должностных лиц, осуществляющих уголовное судопроизводство, способные причинить ущерб конституционным правам и свободам участников уголовного судопроизводства либо затруднить доступ граждан к правосудию.
Жалобы, рассматриваемые в судебном порядке, можно разделить на три группы:
первую составляют жалобы на действия (бездействие) и решения органов предварительного расследования и прокурора;
вторую — жалобы на судебные решения, принимаемые в ходе досудебного производства, а также жалобы на приговоры, определения и постановления судов первой, апелляционной и кассационной инстанции, не вступившие в законную силу;
третью — жалобы на судебные решения, вступившие в законную силу.
В зависимости от категории жалобы различается и процедура ее рассмотрения. Процедура рассмотрения двух последних категорий жалоб достаточно детально регламентирована институтами апелляционного (гл. 43 УПК РФ), кассационного (гл. 44 УПК РФ), надзорного производства (гл. 48 УПК РФ) и институтом возобновления производства по уголовному делу ввиду новых или вновь открывшихся обстоятельств (гл. 49 УПК РФ).
Что касается жалоб первой категории, то они подаются в суд по месту производства уголовного дела самим заявителем либо его защитником, законным представителем или представителем непосредственно, или через должностное лицо, в производстве которого находится уголовное дело.
В соответствии с частью 3 ст. 125 УПК РФ срок рассмотрения данной жалобы не должен превышать пяти суток.
ТЕМА 7. Возбуждение уголовного дела.
Эта стадия имеет как общие, характерные для уголовного судопроизводства в целом, так и непосредственные задачи.
Задачи, присущие непосредственно стадии возбуждения уголовного дела, определены уголовно-процессуальным законодательством или вытекают из него и состоят в том, чтобы определить:
1. является ли источник информации о готовящемся или совершенном преступлении законным поводом к возбуждению уголовного дела (ч. 1 ст. 140, ст. 141 — 143, ч. 5 ст. 318, ч. 1 ст. 319 УПК РФ);
2. усматриваются ли в деянии, о котором сообщено, признаки преступления (ч. 2 ст. 140 УПК РФ);
3. по какой статье Уголовного кодекса РФ оно может быть квалифицировано (п. 4 ч. 2 ст. 146 УПК РФ);
4. вправе ли данный орган и конкретное должностное лицо разрешить вопрос о возбуждении уголовного дела, либо имеющиеся материалы подлежат передаче по подследственности (п. 3 ч. 1 ст. 145 УПК РФ);
5. имеются ли обстоятельства, препятствующие возбуждению уголовного дела (ст. 24, 148 УПК РФ);
6. относится ли преступление к числу таких, которые возбуждаются не иначе как по заявлению руководителя коммерческой или иной организации, не являющейся государственным или муниципальным предприятием (ст. 23 УПК РФ), а также по жалобе потерпевшего (ч. 2—3 ст. 20 УПК РФ);
7. не обладает ли лицо, в отношении которого возбуждается уголовное дело, статусом, влекущим особый порядок возбуждения такового (ст. 447, 448 УПК РФ);
8. кому следует вести дознание или предварительное следствие в случае возбуждения уголовного дела (ст. 149, 151 УПК РФ);
9. является ли достаточной совокупность сведений для принятия какого-либо решения, предусмотренного статьей 145 УПК РФ, какие меры надлежит принять для закрепления и сохранения следов преступления (ч. 2 ст. 140, ч. 3 ст. 145, ч, 4 ст. 144 и другие УПК РФ).
Действующий уголовно-процессуальный закон не раскрывает понятия «повод», ограничиваясь лишь перечнем его видов. В соответствии с частью 1 ст. 140 УПК РФ к ним относятся: заявление о преступлении; явка с повинной; сообщение о совершенном или готовящемся преступлении, полученное из иных источников; постановление прокурора о направлении соответствующих материалов в орган предварительного расследования для решения вопроса об уголовном преследовании; а для возбуждения уголовного дела о преступлениях, предусмотренных статьями 198 - 199.2 УК РФ, – те материалы, которые направлены налоговыми органами в соответствии с законодательством о налогах и сборах для решения вопроса о возбуждении уголовного дела.
В теории уголовного процесса превалирующей является позиция ученых, определяющих поводы к возбуждению уголовного дела как предусмотренные уголовно-процессуальным законом юридические факты, с которыми закон связывает обязанность компетентного органа или должностного лица решить вопрос о возбуждении уголовного дела либо об отказе в таковом.
Заявление о преступлении — наиболее распространенный повод к возбуждению уголовного дела. В соответствии со статьей 141 УПК РФ заявление о преступлении может быть устным или письменным.
Письменное заявление о преступлении должно быть подписано заявителем. Анонимные заявления и сообщения не являются поводами к возбуждению уголовного дела {ч. 7 ст. 141). Каких-либо дополнительных требований по содержанию и структуре письменного заявления действующий уголовно-процессуальный закон не устанавливает.
Явка с повинной как повод к возбуждению уголовного дела — это добровольное сообщение лица о совершенном им преступлении.
Сообщение о совершенном или готовящемся преступлении, полученное из иных источников, оформляется рапортом об обнаружении признаков преступления лицом, получившим данное сообщение (ст. 143 УПК РФ).
Из содержания части 2 ст. 140 УПК РФ следует, что основанием для возбуждения уголовного дела является наличие достаточных данных, свидетельствующих о наличии признаков преступления в событии, о котором идет речь в первичных материалах.
Анализируя это положение, можно сделать вывод, что под основаниями для возбуждения уголовного дела законодатель имеет в виду два неразрывно связанных обстоятельства: наличие признаков преступления в событии, ставшем известным компетентным государственным органам и должностным лицам, а также достаточность Данных, на основе которых устанавливается наличие признаков преступления.
К признакам преступления в смысле оснований для возбуждения уголовного дела следует отнести общественную опасность деяния и его противоправность. Следователь, орган дознания или дознаватель обязаны отказа в возбуждении уголовного дела в случае отсутствия оснований возбуждению уголовного дела, а равно при наличии обстоятельств исключающих производство по делу (ст. 24, 148 УПК РФ).
Действующее уголовно-процессуальное законодательство предусматривает следующие способы проверки сообщений о преступлениях:
1. требование о передаче необходимых документов и материалов (ч. 2 ст. 144 УПК РФ), а также требования, поручения и запросы следователя и дознавателя (ч. 4 ст. 21 УПК РФ);
2. производство документальных проверок и ревизий, исследований документов, предметов, трупов (ч. 1 и 3 ст. 144 УПК РФ);
3. представление письменных документов и предметов для приобщения к уголовному делу лицами, лично заинтересованными в исходе уголовного судопроизводства (ст. 86 УПК РФ). Практика свидетельствует, что случаи представления в компетентные органы различных документов и предметов по личной инициативе граждан или должностных лиц имеют место достаточно часто;
4. производство осмотра места происшествия (ч. 2 ст. 176 УПК РФ), осмотра трупа ( ч. 4 ст. 178 УПК РФ), освидетельствования (ч. 1 ст. 179 УПК РФ).
Согласно части 1 ст. 144 УПК РФ дознаватель, орган дознания, следователь обязаны принять решение по сообщению о преступлении в срок не позднее 3 суток со дня его поступления. Руководитель следственного органа, начальник органа дознания вправе по ходатайству соответственно следователя, дознавателя продлить до 10 суток срок, установленный частью 1 ст. 144 УПК РФ, а при необходимости проведения документальных проверок или ревизий руководитель следственного органа по ходатайству следователя, а прокурор по ходатайству дознавателя вправе продлить этот срок до 30 суток.
В соответствии с частью 4 ст. 146 УПК РФ копия постановления следователя, дознавателя о возбуждении уголовного дела незамедлительно направляется прокурору. Если прокурор признает постановление о возбуждении уголовного дела незаконным или необоснованным, он вправе в срок не позднее 24 часов с момента получения материалов отменить постановление о возбуждении уголовного дела, о чем выносит мотивированное постановление. О принятом решении следователь и дознаватель незамедлительно уведомляют заявителя, а также лицо, в отношении которого возбуждено уголовное дело.
Предварительное расследование, его формы и общие условия. Следственные действия. – часть 1
Предварительное расследование представляет собой вторую стадию отечественного уголовного процесса, являющуюся основной формой досудебного производства, в ходе которой компетентные государственные органы и должностные лица осуществляют деятельность, направленную на разрешение задач, стоящих перед данным этапом уголовного судопроизводства. Предварительное расследование проводится по большинству уголовных дел (исключение составляют лишь дела частного обвинения).
К государственным органам и должностным лицам, полномочным осуществлять предварительное расследование, относятся: руководитель следственного органа, следователь, орган дознания, начальник подразделения дознания и дознаватель (ст. 5, 38, 39 и др. УПК РФ).
Начинается с момента возбуждения уголовного дела, о чем следователь, дознаватель, орган дознания выносит соответствующее постановление. В постановлении следователь, дознаватель также указывает о принятии им уголовного дела к своему производству (ч. 1 ст. 156 УПК РФ).
Заканчивается данная стадия принятием одного из трех предусмотренных законом решений: составлением обвинительного заключения или обвинительного акта (ст. 215, 225 и др. УПК РФ); вынесением постановления о прекращении уголовного дела (ст. 212, 213 и др. УПК РФ); вынесением постановления о направлении дела в суд для применения принудительных мер медицинского характера (ст. 439 УПК РФ).
Важное юридическое значение данной стадии заключается в том, что результаты процессуальной деятельности, осуществляемой в ходе предварительного расследования, являются необходимыми условиями отправления правосудия по конкретному уголовному делу и реализации установленной законом ответственности или же реабилитации невиновного.
Действующее уголовно-процессуальное законодательство (ч. 1 ст. 150 УПК РФ) предусматривает две формы предварительного расследования: дознание и предварительное следствие.
Однако следует иметь в виду, что предварительное следствие и дознание как формы расследования связаны единством задач и средств деятельности и поэтому образуют единую стадию процесса. Данные, полученные в ходе дознания и предварительного следствия, имеют одинаковое доказательственное значение по делу,
1. Предварительное следствие проводится только следователями, для которых расследование преступлений является основной и единственной функцией. Дознание проводится целым рядом административных учреждений и компетентных должностных лиц, указанных в статье 40 УПК РФ, а также следователями Следственного комитета при прокуратуре РФ и органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ (п. 8 ст. 5 УПК РФ).
2. Общий срок предварительного следствия, установленный законом, не должен превышать 2 месяца со дня возбуждения уголовного дела, дознания — 30 суток.
Срок предварительного следствия в случае необходимости может быть продлен до 3 месяцев руководителем следственного органа по району, городу или приравненным к нему руководителем специализированного следственного органа, в том числе военного. По уголовному делу, расследование которого представляет особую сложность, срок предварительного следствия может быть продлен руководителем следственного органа по субъекту Российской Федерации и приравненным к нему руководителем иного специализированного следственного органа, в том числе военного, а также их заместителями до 12 месяцев. Дальнейшее продление срока предварительного следствия может быть произведено только в исключительных случаях председателем Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации, руководителем следственного органа соответствующего федерального органа исполнительной власти(при федеральном органе исполнительной власти) и их заместителями.
Срок дознания может быть продлен прокурором до 30 суток (ч. 3 ст. 223 УПК РФ). В необходимых случаях, в том числе связанных с производством судебной экспертизы, срок дознания может быть продлен прокурорами района, города, приравненным к ним военным прокурором и их заместителями до 6 месяцев (ч. 4 ст. 223 УПК РФ). В исключительных случаях, связанных с исполнением запроса о правовой помоши, срок дознания может быть продлен прокурором субъекта Российской Федерации и приравненным К нему военным прокурором до 12 месяцев (ч. 5 ст. 223 УПК РФ).
В ходе дознания обвинение по общему правилу не предъявляется (ч. 1 ст. 223 УПК РФ), Исключение составляют случаи, предусмотренные частями 2 и 3 ст. 224 УПК РФ (когда в отношении подозреваемого избрана мера пресечения в виде заключения под стражу, а составить обвинительный акт в предусмотренные законом 10 дней не представилось возможным).
Общие условия предварительного расследования — это обусловленные принципами уголовного процесса и установленные законом требования организационно-правового характера, определяющие правила производства по уголовному делу на стадии предварительного расследования.
Общими условиями они называются потому, что содержат в себе требования, регламентирующие единый и обязательный для всех органов, ведущих расследование, порядок производства по уголовному делу на стадии предварительного расследования.
Общие условия предварительного расследования образуют определенную систему правил (положений), закрепленных в уголовно-процессуальном законе (гл. 21 УПК РФ). В эту систему входят правила, в соответствии с которыми определяются:
1. формы предварительного расследования;
2. подследственность уголовных дел;
3. место производства предварительного расследования;
4. порядок соединения уголовных дел;
5. порядок выделения уголовного дела;
6. процедура выделения в отдельное производство материалов уголовного дела;
7. начало производства предварительного расследования;
8. производство неотложных следственных действий;
9. порядок и форма окончания предварительного расследования;