Примеры тестовых заданий 3 страница

1. не подтвердилось подозрение в совершении преступления;

2. отсутствуют основания применения к нему меры пресечения в виде заключения под стражу;

3. задержание было произведено с нарушением требований уголовно-процессуального закона.

Кроме этого, подозреваемый подлежит безоговорочному осво­бождению:

1. по истечении 48 часов с момента задержания, если в отноше­нии него не была избрана мера пресечения в виде заключения под стражу, и суд не продлил срок задержания в порядке, предусмотрен­ном пунктом 3 ч. 7 ст. 108 УПК РФ;

2. если постановление судьи о применении к подозреваемому меры пресечения в виде заключения под стражу либо продлении срока содержания под стражей не поступит в течение 48 часов с момента задержания в учреждение, где он содержится;

3. если имеется определение или постановление суда об отказе в удовлетворении ходатайства дознавателя, следователя, прокурора об избрании в отношении подозреваемого меры пресечения в виде заключения под стражу.

Меры пресечения — это разновидность мер уголовно-процессу­ального принуждения, временно ограничивающих свободу обви­няемого или подозреваемого, применяемых органами дознания, предварительного следствия и судом, в целях воспрепятствовать ем скрыться от следствия и суда, помешать установлению истины по делу, продолжить преступную деятельность, а также для обеспечения исполнения приговора.

По общему правилу меры пресечения применяются к лицам, обвиняемым в совершении преступления (ст. 97 УПК РФ). Лишь е исключительных случаях меры пресечения могут быть применены в отношении лиц, подозреваемых в совершении преступления, до предъявления им обвинения (ст. 100 УПК РФ).

В этом случае обвинение должно быть предъявлено не позднее десяти суток с момента применения меры пресечения (в отдельных случаях, в соответствии с ч. 2 ст. 100 — 30 суток), а если подозревае­мый был задержан, а затем заключен под стражу, то в тот же срок с момента задержания.

Действующую систему мер пресечения составляют:

1. подписка о невыезде (ст. 102 УПК РФ);

2. личное поручительство (ст. 103 УПК РФ);

3. наблюдение командования воинской части (ст. 104 УПК РФ);

4. присмотр за несовершеннолетним обвиняемым (ст. 105 УПК РФ);

5. залог (ст. 106 УПК РФ);

6. домашний арест (ст. 107 УПК РФ);

7. заключение под стражу (ст. 108, 109 УПК РФ).

Уголовно-процессуальный закон допускает применение к по­дозреваемому или обвиняемому одновременно лишь одной из ука­занных мер пресечения (ч. 1 ст. 97 УПК РФ).

Перечень мер пресечения строго регламентирован законом (ст. 97—110 УПК РФ) и расширенному толкованию не подлежит.

Иные меры процессуального принуждения — предусмотренные уголовно-процессуальным законом средства принудительного воз­действия, применяемые уполномоченными государственными орга­нами или должностными лицами, в производстве которых находится уголовное дело, для предупреждения и пресечения неправомерных действий подозреваемого или обвиняемого, а также иных участников уголовного процесса, в целях обеспечения установленного законом порядка уголовного судопроизводства и исполнения приговора.

Сущность и содержание данного вида мер уголовно-процессу­ального принуждения заключаются в том, что они: 1) не являются мерами пресечения; 2) применяются к подозреваемому или обви­няемому при отсутствии оснований для избрания мер пресечения; 3) применяются в целях обеспечения предусмотренного порядка производства по уголовному делу; 4) могут применятся не только к подозреваемому или обвиняемому, но и к другим участникам про­цесса .

 

ТЕМА 6. Процессуальные сроки. Процессуальные издержки. Реабилитация.

Уголовно-процессуальный акт - предусмотренное уголов­но-процессуальным законом решение или действие участника уго­ловного судопроизводства, закрепленное в уголовно-процессуаль­ном документе.

По содержанию уголовно-процессуальные документы можно подразделить на документы, в которых фиксируются решения, и документы, фиксирующие ход и результаты процессуальных дейст­вий. К первой группе относятся постановления, определения, об­винительное заключение, обвинительный акт, вердикт присяжных, приговор суда, представления следователя, дознавателя, поручения, возражения следователя против письменных требований прокурора и т.д.

К числу документов, фиксирующих ход и результаты процессу­альных действий, относятся: протоколы следственных и некоторых процессуальных действий (протокол явки с повинной, протокол принятия устного заявления о преступлении и др.), протоколы су­дебных заседаний.

Требования, предъявляемые к уголовно-процессуальному доку­менту, — это основанные на законе либо выработанные практикой условия и правила их составления.

Требования, которым должен отвечать каждый уголовно-про­цессуальный документ, формулируются законодателем путем ис­пользования различных законодательных приемов. Во-первых, это общее требование о том, что все определения суда, постановления судьи, прокурора, следователя, дознавателя должны быть закон­ными, обоснованными и мотивированными (ч. 4 ст. 7 УПК РФ), а также унифицированные требования к протоколам следственных действий (ст. 166 УПК РФ). Во-вторых, это процессуальные требо­вания к конкретному процессуальному документу, содержащиеся в тексте закона (например, ст. 259 УПК РФ — протокол судебного заседания, ст. 304—309 УПК РФ — содержание приговора и т.д.).

К числу требований, предъявляемых к уголовно-процессуальным актам, относятся: законность, обоснованность, мотивирован ноет определенность, культура производства и оформления действий решений, логичность и грамотность изложения. Уголовно-процессуальные документы должны не только отвечать установленной для них форме, но и отличаться четким и ясным изложением, соответствовать требованиям современного русского литературного язык и делового стиля.

Процессуальный срок — это промежуток времени, в течение которого может быть совершено либо должно быть совершено процессуальное действие, либо требуется воздержаться от его совершения.

Сроки в уголовном процессе могут исчисляться часами, сутка­ми, месяцами и годами. В статье 128 УПК РФ речь идет об исчисле­нии сроков часами, сутками и месяцами. Сроки, исчисляемые года-

ми, исчисляются по правилам исчисления сроков месяцами. Ис­числение сроков днями равнозначно исчислению сроков сутками'.

При исчислении сроков месяцами не принимаются в расчет тот час и те сутки, которыми начинается течение срока. При исчисле­нии сроков заключения под стражу, домашнего ареста и нахожде­ния в медицинском и психиатрическом стационаре в них включает­ся и нерабочее время (ч. 1 ст. 128 УПК РФ). Срок, исчисляемый ме­сяцами, истекает в соответствующее число последнего месяца, а если этот месяц не имеет соответствующего числа, то срок оканчи­вается в последние сутки этого месяца. Срок, исчисляемый сутка­ми, истекает в 24 часа последних суток. Если окончание срока при­ходится на нерабочий день, то последним днем срока считается пер­вый следующий за ним рабочий день, за исключением случаев исчисления сроков при задержании, содержании под стражей, до­машнем аресте и нахождении в медицинском и психиатрическом стационаре (ч. 2 ст. 128 УПК РФ).

О порядке исчисления сроков часами законодатель умалчивает. Логично предположить, что исчисление срока часами будет начи­наться с той минуты, с которой начинается течение срока. Соответ­ственно и оканчиваться срок, исчисляемый часами, будет в соответ­ствующие час и минуты.

Процессуальные издержки — расходы, связанные с производст­вом по уголовному делу.

К процессуальным издержкам относятся:

1. суммы, выплачиваемые потерпевшему, свидетелю, их законным представителям, эксперту, специалисту, переводчику, понятым, а также адвокату, участвующему в уголовном деле по назначению дознавателя, следователя или суда, на покрытие их расходов, связанных с явкой к месту производства процессуальных действий и проживанием;

2. суммы, выплачиваемые работающим и имеющим постоянную заработную плату потерпевшему, свидетелю, их законным
представителям, понятым в возмещение недополученной ими заработной платы за время, затраченное в связи с вызовом в орган доз­нания, к следователю, прокурору или в суд;

3. суммы, выплачиваемые не имеющим постоянной заработной платы потерпевшему, свидетелю, их законным представителям, понятым за отвлечение их от обычных занятий;

4. вознаграждение, выплачиваемое эксперту, переводчику, специалисту за исполнение ими своих обязанностей в ходе уголовного судопроизводства, за исключением случаев, когда эти обязанности исполнялись в порядке служебного задания;

5. суммы, выплачиваемые адвокату за оказание им юридической помощи в случае участия адвоката в уголовном судопроизводстве по назначению;

6. суммы, израсходованные на хранение и пересылку вещественных доказательств;

7. суммы, израсходованные на производство судебной экспертизы в экспертных учреждениях;

8. ежемесячное государственное пособие в размере 5 МРОТ, выплачиваемое обвиняемому, временно отстраненному от должности в порядке, предусмотренном частью 1 ст. 114 УПК РФ;

9. иные расходы, понесенные в ходе производства по уголовному делу и предусмотренные Уголовно-процессуальным кодексом.

В соответствии с действующим уголовно-процессуальным зако­ном (п. 34 ст. 5 УПК РФ) под реабилитацией следует понимать по­рядок восстановления прав и свобод лица, незаконно и необосно­ванно подвергнутого уголовному преследованию, и возмещения причиненного ему вреда.

Следует иметь в виду, что реабилитация в уголовном процессе включает в себя несколько элементов: возмещение имущественного вреда; устранение последствий морального вреда; восстановление иных прав (трудовых, жилищных и т.п.). Причем вред, причинен­ный гражданину в результате незаконного или необоснованного уголовного преследования, возмещается государством в полном объеме независимо от вины государственных органов и должност­ных лиц, осуществлявших это преследование (ч. 1 ст. 133 УПК РФ). Вред возмещается не за счет органа или должностного лица, допус­тивших незаконное уголовное преследование, а за счет казны Рос­сийской Федерации, либо в случаях, предусмотренных законом, за счет казны субъекта Российской Федерации или казны муници­пального образования (ст. 1070 ГК РФ).

Возникновение права на реабилитацию связывается с наличием следующих условий (ч. 2 ст. 133 УПК РФ):

  1. вынесение оправдательного приговора;
  2. прекращение уголовного преследования в связи с отказом государственного или частного обвинителя от обвинения;
  3. прекращение уголовного преследования по реабилитирующим основаниям;
  4. полная или частичная отмена вступившего в законную силу обвинительного приговора суда и прекращение уголовного дела в связи с непричастностью подсудимого к совершению преступления либо по одному из оснований, указанных в частях 1—6 ст. 24 УПК РФ;
  5. отмена незаконного или необоснованного постановления суда о применении принудительной меры медицинского характера.

Ходатайство — это официальное обращение определенного за­коном участника уголовного судопроизводства, адресованное ком­петентному государственному органу (суд, орган дознания) или должностному лицу (дознаватель, следователь или судья), с прось­бой о принятии процессуальных решений либо о производстве от­дельных процессуальных действий, с целью установления обстоя­тельств, имеющих значение для уголовного дела или обеспечения его прав и законных интересов.

Основной перечень лиц, имеющих право заявлять ходатайства, установлен статьей 119 УП К РФ. К таковым, в частности, относят­ся: подозреваемый; обвиняемый; защитник; законный представитель несовершеннолетнего подозреваемого и обвиняемого; потер­певший; частный обвинитель; эксперт; гражданский истец, граж­данский ответчик; законный представитель и представитель потерпевшего, гражданского истца и ответчика; государственный обвинитель.

Действующее уголовно-процессуальное законодательство не ограничивает права подачи ходатайств каким-либо сроком, таким образом, оно может быть заявлено в любой момент производства по уголовному делу. Кроме того, закон не предусматривает спе­циальных требований к содержанию и форме ходатайств (ст. 120 УПК РФ). Оно может быть как письменным, так и устным. В соответствии с принципом языка уголовного судопроизводст­ва при заявлении ходатайства лицо может использовать родной язык или любой другой язык, которым оно владеет (ч. 2 ст. 18 УПК РФ).

В соответствии со статьей 121 УПК РФ ходатайство подлежит рассмотрению и разрешению непосредственно после его заявления, в тех же случаях, когда принятие немедленного решения по хода­тайству невозможно, оно должно быть разрешено не позднее трех суток со дня его заявления.

По результатам рассмотрения ходатайства дознаватель, следова­тель или судья выносят мотивированное постановление (суд — оп­ределение) об удовлетворении ходатайства либо о полном или час­тичном отказе в его удовлетворении. Указанные решения могут быть обжалованы прокурору, руководителю следственного органа, а также в суд (ст. 122 УПК РФ).

Обжалование представляет собой уголовно-процессуальный институт, устанавливающий в соответствии с законом порядок по­дачи, приема, рассмотрения и разрешения жалоб на действия (без­действие) и решения государственных органов и должностных лиц, осуществляющих уголовное судопроизводство и разрешающих уго­ловное дело по существу.

В зависимости от адресата можно выделить три вида обжалова­ния: обжалование прокурору, руководителю следственного органа или в суд.

По общему правилу к прокурору заинтересованное лицо обра­щается с жалобой в тех случаях, когда оно не согласно с действиями (бездействием) и решениями дознавателя, к руководителю следст­венного органа — когда имеется несогласие с действиями (бездейст­вием) и решениями следователя.

Указанные жалобы могут быть поданы как лично прокурору, ру­ководителю следственного органа, так и через канцелярию проку­ратуры, соответствующего следственного органа или через то долж­ностное лицо, действия (бездействие) и решения которого обжалу­ются.

Закон четко регламентирует сроки рассмотрения жалоб. В част­ности, в соответствии с частью 1 ст. 124 УПК прокурор, руководи­тель следственного органа рассматривает жалобу в течение 3 суток со дня ее получения. И лишь в исключительных случаях, когда для проверки жалобы необходимо истребовать дополнительные мате­риалы либо принять иные меры, допускается рассмотрение жалобы в срок до 10 суток, о чем извещается заявитель.

Процессуальным результатом рассмотрения жалобы является вынесение мотивированного постановления о полном или частич­ном удовлетворении жалобы либо об отказе в ее удовлетворении.

О принятом решении и о порядке его обжалования должен быть уведомлен заявитель. Причем сроков такого уведомления закон не предусматривает, указывая лишь на незамедлительность осуществ­ления этого действия. Это позволяет предположить, что прокурор, руководитель следственного органа должен уведомить о своем ре­шении заявителя не позднее 24 часов с момента его принятия. В соответствии с частью 1 ст. 125 УПК РФ в суд могут быть об­жалованы действия (бездействие) и решения государственных орга­нов и должностных лиц, осуществляющих уголовное судопроизвод­ство, способные причинить ущерб конституционным правам и сво­бодам участников уголовного судопроизводства либо затруднить доступ граждан к правосудию.

Жалобы, рассматриваемые в судебном порядке, можно разде­лить на три группы:

первую составляют жалобы на действия (бездействие) и реше­ния органов предварительного расследования и прокурора;

вторую — жалобы на судебные решения, принимаемые в ходе досудебного производства, а также жалобы на приговоры, определе­ния и постановления судов первой, апелляционной и кассационной инстанции, не вступившие в законную силу;

третью — жалобы на судебные решения, вступившие в закон­ную силу.

В зависимости от категории жалобы различается и процедура ее рассмотрения. Процедура рассмотрения двух последних категорий жалоб достаточно детально регламентирована институтами апелля­ционного (гл. 43 УПК РФ), кассационного (гл. 44 УПК РФ), над­зорного производства (гл. 48 УПК РФ) и институтом возобновления производства по уголовному делу ввиду новых или вновь открыв­шихся обстоятельств (гл. 49 УПК РФ).

Что касается жалоб первой категории, то они подаются в суд по месту производства уголовного дела самим заявителем либо его за­щитником, законным представителем или представителем непо­средственно, или через должностное лицо, в производстве которого находится уголовное дело.

В соответствии с частью 3 ст. 125 УПК РФ срок рассмотрения данной жалобы не должен превышать пяти суток.

 

ТЕМА 7. Возбуждение уголовного дела.

Эта стадия имеет как общие, характерные для уголовного судо­производства в целом, так и непосредственные задачи.

Задачи, присущие непосредственно стадии возбуждения уголов­ного дела, определены уголовно-процессуальным законодательст­вом или вытекают из него и состоят в том, чтобы определить:

1. является ли источник информации о готовящемся или совер­шенном преступлении законным поводом к возбуждению уголовного дела (ч. 1 ст. 140, ст. 141 — 143, ч. 5 ст. 318, ч. 1 ст. 319 УПК РФ);

2. усматриваются ли в деянии, о котором сообщено, признаки преступления (ч. 2 ст. 140 УПК РФ);

3. по какой статье Уголовного кодекса РФ оно может быть квалифицировано (п. 4 ч. 2 ст. 146 УПК РФ);

4. вправе ли данный орган и конкретное должностное лицо разрешить вопрос о возбуждении уголовного дела, либо имеющиеся материалы подлежат передаче по подследственности (п. 3 ч. 1 ст. 145 УПК РФ);

5. имеются ли обстоятельства, препятствующие возбуждению уголовного дела (ст. 24, 148 УПК РФ);

6. относится ли преступление к числу таких, которые возбуждаются не иначе как по заявлению руководителя коммерческой или иной организации, не являющейся государственным или муниципальным предприятием (ст. 23 УПК РФ), а также по жалобе потерпевшего (ч. 2—3 ст. 20 УПК РФ);

7. не обладает ли лицо, в отношении которого возбуждается уго­ловное дело, статусом, влекущим особый порядок возбуждения та­кового (ст. 447, 448 УПК РФ);

8. кому следует вести дознание или предварительное следствие в случае возбуждения уголовного дела (ст. 149, 151 УПК РФ);

9. является ли достаточной совокупность сведений для принятия какого-либо решения, предусмотренного статьей 145 УПК РФ, какие меры надлежит принять для закрепления и сохранения следов преступления (ч. 2 ст. 140, ч. 3 ст. 145, ч, 4 ст. 144 и другие УПК РФ).

Действующий уголовно-процессуальный закон не раскрывает понятия «повод», ограничиваясь лишь перечнем его видов. В соот­ветствии с частью 1 ст. 140 УПК РФ к ним относятся: заявление о преступлении; явка с повинной; сообщение о совершенном или го­товящемся преступлении, полученное из иных источников; постановление прокурора о направлении соответствующих материалов в орган предварительного расследования для решения вопроса об уголовном преследовании; а для возбуждения уголовного дела о преступлениях, предусмотренных статьями 198 - 199.2 УК РФ, – те материалы, которые направлены налоговыми органами в соответствии с законодательством о налогах и сборах для решения вопроса о возбуждении уголовного дела.

В теории уголовного процесса превалирующей является пози­ция ученых, определяющих поводы к возбуждению уголовного дела как предусмотренные уголовно-процессуальным законом юридиче­ские факты, с которыми закон связывает обязанность компетентно­го органа или должностного лица решить вопрос о возбуждении уголовного дела либо об отказе в таковом.

Заявление о преступлении — наиболее распространенный повод к возбуждению уголовного дела. В соответствии со статьей 141 УПК РФ заявление о преступлении может быть устным или пись­менным.

Письменное заявление о преступлении должно быть подписано заявителем. Анонимные заявления и сообщения не являются поводами к возбуждению уголовного дела {ч. 7 ст. 141). Каких-либо до­полнительных требований по содержанию и структуре письменного заявления действующий уголовно-процессуальный закон не уста­навливает.

Явка с повинной как повод к возбуждению уголовного дела — это добровольное сообщение лица о совершенном им преступлении.

Сообщение о совершенном или готовящемся преступлении, полу­ченное из иных источников, оформляется рапортом об обнаружении признаков преступления лицом, получившим данное сообщение (ст. 143 УПК РФ).

Из содержания части 2 ст. 140 УПК РФ следует, что основанием для возбуждения уголовного дела является наличие достаточных данных, свидетельствующих о наличии признаков преступления в событии, о котором идет речь в первичных материалах.

Анализируя это положение, можно сделать вывод, что под осно­ваниями для возбуждения уголовного дела законодатель имеет в ви­ду два неразрывно связанных обстоятельства: наличие признаков преступления в событии, ставшем известным компетентным госу­дарственным органам и должностным лицам, а также достаточность Данных, на основе которых устанавливается наличие признаков преступления.

К признакам преступления в смысле оснований для возбужде­ния уголовного дела следует отнести общественную опасность дея­ния и его противоправность. Следователь, орган дознания или дознаватель обязаны отказа в возбуждении уголовного дела в случае отсутствия оснований возбуждению уголовного дела, а равно при наличии обстоятельств исключающих производство по делу (ст. 24, 148 УПК РФ).

Действующее уголовно-процессуальное законодательство пре­дусматривает следующие способы проверки сообщений о преступ­лениях:

1. требование о передаче необходимых документов и материалов (ч. 2 ст. 144 УПК РФ), а также требования, поручения и запросы следователя и дознавателя (ч. 4 ст. 21 УПК РФ);

2. производство документальных проверок и ревизий, исследований документов, предметов, трупов (ч. 1 и 3 ст. 144 УПК РФ);

3. представление письменных документов и предметов для приобщения к уголовному делу лицами, лично заинтересованными в исходе уголовного судопроизводства (ст. 86 УПК РФ). Практика свидетельствует, что случаи представления в компетентные органы различных документов и предметов по личной инициативе граждан или должностных лиц имеют место достаточно часто;

4. производство осмотра места происшествия (ч. 2 ст. 176 УПК РФ), осмотра трупа ( ч. 4 ст. 178 УПК РФ), освидетельствования (ч. 1 ст. 179 УПК РФ).

Согласно части 1 ст. 144 УПК РФ дознаватель, орган дознания, следователь обязаны принять решение по сообщению о преступле­нии в срок не позднее 3 суток со дня его поступления. Руководитель следственного органа, начальник органа дознания вправе по хода­тайству соответственно следователя, дознавателя продлить до 10 су­ток срок, установленный частью 1 ст. 144 УПК РФ, а при необходи­мости проведения документальных проверок или ревизий руково­дитель следственного органа по ходатайству следователя, а про­курор по ходатайству дознавателя вправе продлить этот срок до 30 суток.

В соответствии с частью 4 ст. 146 УПК РФ копия постановления следователя, дознавателя о возбуждении уголовного дела незамед­лительно направляется прокурору. Если прокурор признает поста­новление о возбуждении уголовного дела незаконным или необос­нованным, он вправе в срок не позднее 24 часов с момента получе­ния материалов отменить постановление о возбуждении уголовного дела, о чем выносит мотивированное постановление. О принятом решении следователь и дознаватель незамедлительно уведомляют заявителя, а также лицо, в отношении которого возбуждено уголов­ное дело.

 

Предварительное расследование, его формы и общие условия. Следственные действия. – часть 1

Предварительное расследование представляет собой вторую стадию отечественного уголовного процесса, являющуюся основ­ной формой досудебного производства, в ходе которой компетент­ные государственные органы и должностные лица осуществляют деятельность, направленную на разрешение задач, стоящих перед данным этапом уголовного судопроизводства. Предварительное расследование проводится по большинству уголовных дел (исклю­чение составляют лишь дела частного обвинения).

К государственным органам и должностным лицам, полномоч­ным осуществлять предварительное расследование, относятся: ру­ководитель следственного органа, следователь, орган дознания, на­чальник подразделения дознания и дознаватель (ст. 5, 38, 39 и др. УПК РФ).

Начинается с момента возбуждения уголовного дела, о чем сле­дователь, дознаватель, орган дознания выносит соответствующее постановление. В постановлении следователь, дознаватель также указывает о принятии им уголовного дела к своему производству (ч. 1 ст. 156 УПК РФ).

Заканчивается данная стадия принятием одного из трех преду­смотренных законом решений: составлением обвинительного за­ключения или обвинительного акта (ст. 215, 225 и др. УПК РФ); вы­несением постановления о прекращении уголовного дела (ст. 212, 213 и др. УПК РФ); вынесением постановления о направлении дела в суд для применения принудительных мер медицинского характера (ст. 439 УПК РФ).

Важное юридическое значение данной стадии заключается в том, что результаты процессуальной деятельности, осуществляемой в ходе предварительного расследования, являются необходимыми условиями отправления правосудия по конкретному уголовному делу и реализации установленной законом ответственности или же реабилитации невиновного.

Действующее уголовно-процессуальное законодательство (ч. 1 ст. 150 УПК РФ) предусматривает две формы предварительного расследования: дознание и предварительное следствие.

Однако следует иметь в виду, что предварительное следствие и дознание как формы расследования связаны единством задач и средств деятельности и поэтому образуют единую стадию процесса. Данные, полученные в ходе дознания и предварительного следст­вия, имеют одинаковое доказательственное значение по делу,

1. Предварительное следствие проводится только следователя­ми, для которых расследование преступлений является основной и единственной функцией. Дознание проводится целым рядом адми­нистративных учреждений и компетентных должностных лиц, ука­занных в статье 40 УПК РФ, а также следователями Следственно­го комитета при прокуратуре РФ и органов по контролю за оборо­том наркотических средств и психотропных веществ (п. 8 ст. 5 УПК РФ).

2. Общий срок предварительного следствия, установленный за­коном, не должен превышать 2 месяца со дня возбуждения уголов­ного дела, дознания — 30 суток.

Срок предварительного следствия в случае необходимости мо­жет быть продлен до 3 месяцев руководителем следственного органа по району, городу или приравненным к нему руководителем спе­циализированного следственного органа, в том числе военного. По уголовному делу, расследование которого представляет особую сложность, срок предварительного следствия может быть продлен руководителем следственного органа по субъекту Российской Феде­рации и приравненным к нему руководителем иного специализи­рованного следственного органа, в том числе военного, а также их заместителями до 12 месяцев. Дальнейшее продление срока предва­рительного следствия может быть произведено только в исключи­тельных случаях председателем Следственного комитета при проку­ратуре Российской Федерации, руководителем следственного орга­на соответствующего федерального органа исполнительной власти(при федеральном органе исполнительной власти) и их заместите­лями.

Срок дознания может быть продлен прокурором до 30 суток (ч. 3 ст. 223 УПК РФ). В необходимых случаях, в том числе связанных с производством судебной экспертизы, срок дознания может быть продлен прокурорами района, города, приравненным к ним воен­ным прокурором и их заместителями до 6 месяцев (ч. 4 ст. 223 УПК РФ). В исключительных случаях, связанных с исполнением запроса о правовой помоши, срок дознания может быть продлен прокурором субъекта Российской Федерации и приравненным К нему военным прокурором до 12 месяцев (ч. 5 ст. 223 УПК РФ).

В ходе дознания обвинение по общему правилу не предъявляется (ч. 1 ст. 223 УПК РФ), Исключение составляют случаи, предусмотренные частями 2 и 3 ст. 224 УПК РФ (когда в отношении подозреваемого избрана мера пресечения в виде заключения под стражу, а составить обвинительный акт в предусмотренные законом 10 дней не представилось возможным).

Общие условия предварительного расследования — это обу­словленные принципами уголовного процесса и установленные за­коном требования организационно-правового характера, опреде­ляющие правила производства по уголовному делу на стадии пред­варительного расследования.

Общими условиями они называются потому, что содержат в се­бе требования, регламентирующие единый и обязательный для всех органов, ведущих расследование, порядок производства по уголов­ному делу на стадии предварительного расследования.

Общие условия предварительного расследования образуют оп­ределенную систему правил (положений), закрепленных в уголов­но-процессуальном законе (гл. 21 УПК РФ). В эту систему входят правила, в соответствии с которыми определяются:

1. формы предварительного расследования;

2. подследственность уголовных дел;

3. место производства предварительного расследования;

4. порядок соединения уголовных дел;

5. порядок выделения уголовного дела;

6. процедура выделения в отдельное производство материалов уголовного дела;

7. начало производства предварительного расследования;

8. производство неотложных следственных действий;

9. порядок и форма окончания предварительного расследования;