Те, кто опередил

Время до получения ответа на заявку тянулось медленно – более года. Но вот пришел конверт, куда было вложено краткое письмо извещения и несколько патентов с чертежами и описаниями изобретений аналогичного характера. Почти все они были весьма далеки от моей идеи. Но увы, одно из них было практически тем же, что сделал я, различия были лишь в мелочах... Это был патент США № 4,884,536, выданный в 1989 г. Авторы – двое англичан: Майкл Нил и Томас Полак. Упоминалась также компания “Collins Motor Corporation Limited”, Австралия. Еще два других патента описывали конструкции, на первый взгляд напоминавшие другие варианты моего двигателя.

 

Итак, не я был первым… Прощай, надежда на «гармонический» патент. Не буду описывать всех своих горьких ощущений в этот период, это трудно передать. Но с другой стороны я отчасти и порадовался. За человечество в целом. Значит, не я один ищу. Значит есть кто-то, кто думает не менее энергично и кого поддерживают, вероятно, лучше, чем меня. Майкла Нила я нашел через Интернет довольно быстро. Он оказался маститым английским ученым – механиком, а точнее специалистом по трайбологии. Это новая область науки на стыке механики, физики и химии, которая изучает силы трения и взаимодействие движущихся поверхностей. Именно снижение потерь на трение является сильной стороной гармонического двигателя. Я связался с доктором Нилом по электронной почте, сообщил о своем независимом изобретении и предложил обменяться некоторыми идеями. Нил мне охотно ответил и рекомендовал связаться с вышеупомянутой австралийской фирмой “Collins Motor Co. Ltd.”, которая и является заказчиком и владельцем патента. Содержание сайта компании «Коллинз» www.сmcpower.com меня сильно удивило и соответствовало моим лучшим ожиданиям. Это было то, что я хотел создать у нас в Украине! Гармонический двигатель существовал не только на бумаге, но и в железе, более того – уже успешно работал на автомобиле!

  Рис. 3. Оппозитные поршни SYTEC, кросс-шток и ползун
Естественно, было отличие в названии нового мотора. Нил и Полак назвали двигатель не гармоническим, а по-другому. “Scotch Yoke” (шотландское ярмо) – так по-английски в теоретической механике называется синусоидальный механизм, который я называл гармоническим.

 

А двигатели нового типа компания назвала аббревиатурой SYTEC (Scotsh Yoke TEChnology).

 

Этот самый “SYTEC” и был главным достижением компании “Collins Motor”. На их сайте есть фото экспериментального автомобиля “Ford Sierra” с таким 2-литровым двигателем.

 

При той же мощности движок занимает объем под капотом на 56 литров меньше, чем родной фордовский мотор «Сьерры». Как видно на фото, рядом с мотором под капотом хватит места для чемодана. Он намного дешевле в изготовлении и эксплуатации. Были сделаны и более мощные экспериментальные двигатели, установленные на «Форд Гранада» и «Фольксваген Пассат». И все это в начале 1990-х годов… Казалось бы, что еще надо автомобильной промышленности для запуска в серию?

 

Обращаясь с запросом в «Collins Motor», я был почти уверен, что скоро узнаю об их сотрудничестве с мировыми автогигантами. Однако я недооценил глубин корпоративного тупоумия - они поистине бездонны… Руководители «Коллинз», за свой счет создав несколько отличных экспериментальных образцов, обращались за прошедшие годы практически во все западные и азиатские автомобильные компании (кроме разве что СНГ). Но никто из лидеров отрасли не заинтересовался изобретением. Мол, мы и сами с усами… И сегодня двигатель SYTEC серийно производится только для привода автономных источников питания – компактный и долговечный мотор-генератор для особняка или дачного участка. Их выпускает фирма в Малайзии. Еще одна фирма строит планы выпуска мопедов с движками “SYTEC”. Ведутся переговоры с британским производителем моторов “COSWORTH”. Для такой блестящей идеи и реализации прогресс поразительно медленный.