В.А.ЯДОВ
Объект социологии, как и других общественных наук, — социальная реальность, и потому социология — наука об обществе. Но этого недостаточно для определения ее предмета. Это лишь указание на объект исследования, который совпадает с объектом других общественных наук, будь то история, этнография, демография, право. Социология — наука о целостности общественных отношений, обществе как целостном организме.
Понятие социальной общности представляется нам ключевым в определении предмета социологии, потому что содержит решающее качество самодвижения, развития социального целого. Этот источник — столкновение интересов социальных субъектов, классов, других социально-субъектных образований. В подобной же мере это позволяет объяснить и состояние устойчивости, стабильности социальных систем, организаций, институтов, коль скоро они соответствуют общему интересу.
Будучи главным предметом социологического анализа, социальные общности охватывают все возможные состояния и формы бытия человеческих индивидов в том модусе их существования, который представляет социальное качество человека, его сущность, которая, по Марксу, есть ансамбль общественных отношений (последние проявляются в системе социальных взаимосвязей, взаимного обмена деятельностью). Все известные нам устойчивые формы самоорганизации социального субъекта — это общности разного типа, различающиеся пространственно-временными масштабами и содержанием объединяющих их интересов. Это формы семейной организации, поселений, социально-классовые и социально-профессиональные, социодемографические, этнонациональные и территориальные, государственные общности и, наконец, человечество в целом, осознающее свои интересы как единая цивилизация в бесконечном мироздании.
Понятие социальной общности охватывает и те разновидности, которые не имеют жесткой структурной организации, представляют дисперсную массу, объединяемую общим интересом в длительном или кратком временном пространстве (например, массовое движение, аудитория, зрелища, толпа...), а также малые недолговременные групповые образования.
Выделение понятия «социальная общность» в качестве основной категории, и, соответственно, указание на сердцевину предметной области социологии как особой науки об обществе, позволяет успешно соединить макро - и микросоциологические подходы в развитии науки, соединить субъектно-деятельную компоненту социального (массовые процессы, социальное взаимодействие как проявление интересов в фактически наблюдаемом поведении людей) и всеобщие формы социальной организации: культуру (системы ценностей, норм, образцов поведения и взаимосвязей в социальных общностях), социальные институты, обеспечивающие устойчивость социальных систем, социальную структуру как упорядоченную систему, общественное разделения труда в сфере производства и связанную с этим систему отношений собственности, власти и управления, прав и обязанностей, образующих социальные общности индивидов, структуру социальных функций и ролевых предписаний в той же мере, как и социо-ролевых ожиданий, фиксируемых в культуре и субкультурах социальных общностей.
Из сказанного следует: социология есть наука о становлении развитии и функционировании социальных общностей, социальных организаций и социальных процессов как модусов их сосуществования, наука о социальных отношениях как механизмах взаимосвязи и взаимодействия между многообразными социальными общностями, между личностью и общностями, наука о закономерностях социальных действий и массового поведения.
В качестве самостоятельной отрасли знания социология реализует все присущие науке функции: теоретико-познавательную, описательную и прогностическую, практически-преобразовательную, мировоззренческую и просветительскую. Ее главные прикладные функции состоят в объективном анализе социальной действительности: познание глубинных закономерностей социальных процессов и правдивом описании феноменологии социальной жизни, т. е. представлении обществу достоверной информации о его состоянии на данный момент как реальном положении социального субъекта с его особыми и разнообразными интересами, взглядами, мнениями, иллюзиями и заблуждениями, чаяниями и надеждами.
(Источник'. В.А. Ядов. Размышления о предмете социологии // Социологические исследования, 1990, № 2. С. 4, 12-15.)