В.А.ЯДОВ

Объект социологии, как и других общественных наук, — соци­альная реальность, и потому социология — наука об обществе. Но этого недостаточно для определения ее предмета. Это лишь указание на объект исследования, который совпадает с объектом других общественных наук, будь то история, этнография, демография, право. Социология — наука о целостности общественных отношений, обществе как целостном организ­ме.

Понятие социальной общности представляется нам ключевым в опре­делении предмета социологии, потому что содержит решающее качество самодвижения, развития социального целого. Этот источник — столкно­вение интересов социальных субъектов, классов, других социально-субъектных образований. В подобной же мере это позволяет объяснить и состояние устойчивости, стабильности социальных систем, организаций, институтов, коль скоро они соответствуют общему интересу.

Будучи главным предметом социологического анализа, социальные общности охватывают все возможные состояния и формы бытия человече­ских индивидов в том модусе их существования, который представляет социальное качество человека, его сущность, которая, по Марксу, есть ан­самбль общественных отношений (последние проявляются в системе со­циальных взаимосвязей, взаимного обмена деятельностью). Все известные нам устойчивые формы самоорганизации социального субъекта — это общности разного типа, различающиеся пространственно-временными масштабами и содержанием объединяющих их интересов. Это формы се­мейной организации, поселений, социально-классовые и социально-профессиональные, социодемографические, этнонациональные и террито­риальные, государственные общности и, наконец, человечество в целом, осознающее свои интересы как единая цивилизация в бесконечном миро­здании.

Понятие социальной общности охватывает и те разновидности, кото­рые не имеют жесткой структурной организации, представляют дисперс­ную массу, объединяемую общим интересом в длительном или кратком временном пространстве (например, массовое движение, аудитория, зре­лища, толпа...), а также малые недолговременные групповые образования.

Выделение понятия «социальная общность» в качестве основной ка­тегории, и, соответственно, указание на сердцевину предметной области социологии как особой науки об обществе, позволяет успешно соединить макро - и микросоциологические подходы в развитии науки, соединить субъектно-деятельную компоненту социального (массовые процессы, со­циальное взаимодействие как проявление интересов в фактически наблю­даемом поведении людей) и всеобщие формы социальной организации: культуру (системы ценностей, норм, образцов поведения и взаимосвязей в социальных общностях), социальные институты, обеспечивающие устой­чивость социальных систем, социальную структуру как упорядоченную систему, общественное разделения труда в сфере производства и связан­ную с этим систему отношений собственности, власти и управления, прав и обязанностей, образующих социальные общности индивидов, структуру социальных функций и ролевых предписаний в той же мере, как и социо-ролевых ожиданий, фиксируемых в культуре и субкультурах социальных общностей.

Из сказанного следует: социология есть наука о становлении раз­витии и функционировании социальных общностей, социальных ор­ганизаций и социальных процессов как модусов их сосуществования, наука о социальных отношениях как механизмах взаимосвязи и взаи­модействия между многообразными социальными общностями, между личностью и общностями, наука о закономерностях социальных дей­ствий и массового поведения.

В качестве самостоятельной отрасли знания социология реализует все присущие науке функции: теоретико-познавательную, описательную и прогностическую, практически-преобразовательную, мировоззренческую и просветительскую. Ее главные прикладные функции состоят в объектив­ном анализе социальной действительности: познание глубинных законо­мерностей социальных процессов и правдивом описании феноменологии социальной жизни, т. е. представлении обществу достоверной информации о его состоянии на данный момент как реальном положении социального субъекта с его особыми и разнообразными интересами, взглядами, мне­ниями, иллюзиями и заблуждениями, чаяниями и надеждами.

(Источник'. В.А. Ядов. Размышления о предмете социологии // Социологические исследования, 1990, № 2. С. 4, 12-15.)