Является ли социология наукой?

Социология занимает главную позицию в группе дисциплин (включая антропологию, экономику и политологию), которые обычно называют социальными науками. Как мы можем реально изучать человеческую социальную жизнь «научным» образом? Для ответа на этот вопрос мы должны, прежде всего, понять главные характери­стики науки как формы интеллектуальной деятельности. Что такое наука?

Наука — это использование систематических методов исследо­вания, теоретического мышления и логической оценки аргументов для создания совокупного знания о конкретном предмете исследо­вания. Научная работа зависит от соединения новых идей и анали­зов очевидных фактов, необходимых для подтверждения или опро­вержения гипотез или теорий. Информация и положения, полученные в научном исследовании и обсуждении, всегда носят в некоторой степени предварительный характер. Они открыты для пересмотра или полного отвержения в свете новых данных или аргументов.

Когда мы спрашиваем, «является ли социология наукой?», мы имеем в виду два вопроса: «Может ли дисциплина использовать процедуры естественной науки?» и «Может ли социология надеять­ся получить такое же точное, доказательное знание, какое создали естественные науки о физическом мире?». Эти вопросы всегда в некоторой степени противоречили друг другу, но длительное время большинство социологов отвечали на них утвердительно. Они ут­верждали, что социология может и должна подражать естественной науке — как ее процедурам, так и характеру ее результатов. Эта позиция иногда называется позитивизмом.

Сейчас такой взгляд можно считать наивным. Как и другие со­циальные науки, социология — научная дисциплина в том смысле, что она включает в себя систематические методы исследования, анализ данных, проверку теорий фактами и логическими аргумен­тами. Изучение людей естественно отличается от наблюдения со­бытий в физическом мире. Ни логические построения, ни выводы социологии нельзя оценивать так же, как оценивают естественные науки. Исследуя социальную жизнь, мы имеем дело с деятельно­стью, которая имеет смысл для людей, вовлеченных в нее. В отли­чие от природных объектов люди являются существами, осознаю­щими себя, отдающими себе отчет в смысле и цели совершаемого ими. Мы не можем даже описать социальную жизнь достаточно точно, если не учтем смысл, который люди придают своему поведе­нию. Например, для описания смерти как самоубийства необходимо установить, собирался ли человек себя убить. Самоубийство имеет место только тогда, когда индивид активно стремился к самоунич­тожению. Человек, случайно оказавшийся перед машиной и убитый ею, не может считаться совершившим самоубийство. Этот человек не желал себе смерти.

Тот факт, что мы не можем изучать людей так же, как природные объекты, в некотором отношении составляет преимущество социо­логии; в других отношениях это создает трудности, с которыми не сталкиваются естественные науки. Преимущество социологов со­стоит в возможности задавать вопросы тем, кого они исследуют, то есть людям. Однако люди, которые знают, что их деятельность на­ходится под наблюдением, часто ведут себя иначе, чем обычно. Например, когда индивиды отвечают на вопросы, они могут созна­тельно или нет давать неверное представление о себе. Они могут даже стараться «помочь» исследователю, давая ему те ответы, ко­торые, по их мнению, он хочет от них услышать.