Дела о признании гражданина безвестно отсутствующим и объявлении умершим

Согласно ст. 42, 45 ГК гражданин по заявлению заинтересованных лиц может быть признан безвестно отсутствующим, если в течение года по месту его жительства нет сведений о месте пребывания. Если по месту жительства гражданина нет сведений о месте его пребывания в течение пяти лет, то он может быть объявлен судом умершим.

Если гражданин пропал без вести при обстоятельствах, угрожающих смертью (например, при землетрясении), или дающих основание предполагать его гибель от определенного несчастного случая (например, авиакатастрофа), то он может быть объявлен умершим, если по месту его жительства нет сведений о месте его пребывания в течение шести месяцев.

Военнослужащий или иной гражданин, пропавший без вести в связи с военными действиями, может быть объявлен судом умершим не ранее чем по истечении двух лет со дня окончания военных действий.

В предмет доказывания входят следующие обстоятельства:

— безвестное отсутствие гражданина, которое слагается из таких фактов, как: установление места жительства гражданина; отсутствие гражданина в этом месте жительства; отсутствие в месте жительства гражданина сведений о месте его пребывания в течение одного года.

При этом срок, установленный для признания гражданина безвестно отсутствующим, начинает течь со дня получения последних сведений о нем. Если же невозможно установить день получения последних сведений об отсутствующем, то началом безвестного отсутствия считается первое число месяца, следующего за тем, в котором были получены последние сведения об отсутствующем, а при невозможности установить этот месяц — 1 января следующего года (ст. 42 ГК);

— факты активной и пассивной легитимации — наличие правовой заинтересованности лица, подающего заявление о признании гражданина безвестно отсутствующим, и наличие материально-правовых отношений между заявителем и гражданином, в отношении которого ставится вопрос о признании его безвестно отсутствующим.

В ст. 276 ГПК не указывается, кто именно может быть заявителем о признании гражданина безвестно отсутствующим или об объявлении гражданина умершим. Однако, в соответствии со ст. 3, 4 ГПК с подобным заявлением вправе обратиться любые заинтересованные лица, перечисленные в ч. 2 ст. 4. Заинтересованность лица будет определяться той целью, ради которой подается заявление о признании гражданина безвестно отсутствующим.

Заявление подается по месту жительства, если заявителем является гражданин. Если заявителем является юридическое лицо — по месту его нахождения (например, банк или иное кредитное учреждение в случае длительного отсутствия ссудополучателя).

В заявлении о признании гражданина безвестно отсутствующим или об объявлении гражданина умершим должно быть указано, для какой цели необходимо заявителю признать гражданина безвестно отсутствующим или объявить его умершим, а также должны быть изложены обстоятельства, подтверждающие безвестное отсутствие гражданина, либо обстоятельства, угрожавшие пропавшему без вести смертью или дающие основание предполагать его гибель от определенного несчастного случая. В отношении военнослужащих или иных граждан, пропавших без вести в связи с военными действиями, в заявлении указывается день окончания военных действий.

Заявление о признании гражданина безвестно отсутствующим или объявлении его умершим помимо требований, предъявляемых к нему в ст. 277 ГПК, оно также должно отвечать и общим требованиям, указанным в ст. 131 ГПК.

Поскольку от заявителя требуется указывать цель признания гражданина безвестно отсутствующим или объявлении его умершим, то доказыванию подлежат факты, подтверждающие наличие соответствующих правовых отношений. Например, если заявление подано с целью последующего расторжения брака через органы загса, то суду необходимо установить наличие брачных отношений.

Если заявление подано от имени банка, то установлению подлежит факт получения ссуды и т. д.

Если заявитель не указал цель, для которой требуется признание гражданина безвестно отсутствующим или объявлении его умершим, то суд должен оставить заявление без движения (ст. 136 ГПК) и предоставить разумный срок для устранения недостатков.

В заявлении также должны быть изложены обстоятельства, которые подтверждали бы безвестное отсутствие гражданина. Такими обстоятельствами могут быть любые данные, свидетельствующие об отсутствии в месте жительства гражданина сведений о нем в течение года (отрицательные ответы органов внутренних дел по последнему месту пребывания гражданина, месту работы, месту рождения, предполагаемому месту нахождения и т. п.)

В заявлении должны быть изложены обстоятельства, угрожавшие пропавшему без вести смертью (например, землетрясение, наводнение, обвал в горном районе, извержение вулкана) или дающие основание предполагать его гибель от определенного несчастного случая (например, авиакатастрофа, автокатастрофа, кораблекрушение и т. п.). Кроме того, в заявлении должны быть приведены факты, подтверждающие длительность отсутствия гражданина по месту его жительства (шесть месяцев).

Для объявления судом умершими военнослужащих или иных граждан, пропавших без вести в связи с военными действиями, для подсчета требуемых необходимых двух лет, в заявлении должен быть указан день окончания военных действий и изложены обстоятельства, подтверждающие длительное и безвестное отсутствие лица. Такими обстоятельствами могут являться сообщения военкомата, данные розыска, отрицательные ответы на соответствующие запросы.

Судья при подготовке дела к судебному разбирательству выясняет, кто может сообщить сведения об отсутствующем гражданине, а также запрашивает соответствующие организации по последнему известному месту жительства, месту работы отсутствующего, органы внутренних дел, воинские части об имеющихся о нем сведениях.

После принятия заявления о признании гражданина безвестно отсутствующим или объявлении гражданина умершим судья может предложить органу опеки и попечительства назначить доверительного управляющего имуществом такого гражданина.

Дела о признании гражданина безвестно отсутствующим или объявлении гражданина умершим рассматриваются с участием прокурора (ч. 3 ст. 278 ГПК).

При подготовке дела к судебному разбирательству судья должен руководствоваться не только требованиями ст. 278 ГПК, но и общими нормами ст. 150 ГПК. Так, судья в ходе подготовки дела к судебному разбирательству должен принять все необходимые меры для проверки указанных в заявлении данных о невозможности установления места нахождения гражданина.

Это могут быть различные жилищно-эксплуатационные организации (например, они могут располагать данными о том, когда гражданин оплачивал коммунальные услуги и проч.), органы милиции (например, у них могут находиться протоколы о наложении административного взыскания на соответствующее лицо), органы местного самоуправления по последнему месту жительства и месту работы отсутствующего и т. д.

В случае подачи заявления об объявлении гражданина умершим, если он пропал при наличии обстоятельств, угрожавших пропавшему без вести смертью или дающих основание предполагать его гибель от определенного несчастного случая, судья в ходе подготовки дела должен истребовать документы, которые бы подтверждали указанные обстоятельства, а при их отсутствии в соответствии с п. 7 ч. 1 ст. 150 ГПК решить вопрос о вызове в судебное заседание свидетелей.

Судья также должен выяснить, не является ли отсутствие гражданина умышленным (например, скрывается с целью избежать уголовной ответственности, уклоняется от уплаты алиментов или исполнения какой-либо иной обязанности). Для этого судья должен направить запросы в органы милиции, опросить близких отсутствующему лиц.

При наличии угроз расхищения, порчи или повреждения имущества судья может предложить органу опеки и попечительства по месту нахождения имущества отсутствующего гражданина назначить управляющего для охраны его имущества.

Предложение органу опеки и попечительства оформляется определением судьи, которое обязательно для исполнения. Согласно ст. 43 ГК орган опеки и попечительства должен назначить доверительного управляющего имуществом отсутствующего гражданина и определить его полномочия на основании заключаемого договора о доверительном управлении.

Учитывая правовые последствия признания гражданина безвестно отсутствующим или объявления гражданина умершим, закон признает обязательным в целях обеспечения законности участие прокурора для дачи правового заключения в рассмотрении данной категории дел. Объем процессуальных прав и обязанностей прокурора указаны в ч. 2 ст. 45 ГПК.

Решение суда о признании гражданина безвестно отсутствующим, является основанием для передачи его имущества лицу, с которым орган опеки и попечительства заключает договор доверительного управления этим имуществом при необходимости постоянного управления им.

Решение суда, которым гражданин объявлен умершим, является основанием для внесения органом записи актов гражданского состояния записи о смерти гражданина в книгу государственной регистрации актов гражданского состояния (ст. 279 ГПК).

Суд должен вынести решение о признании гражданина безвестно отсутствующим или объявлении умершим при условии невозможности получения сведений о месте нахождения гражданина и истечении определенных сроков, указанных в ст. 42, 45 ГК.

Если гражданин в течение пяти лет отсутствует в месте постоянного жительства, но вместе с тем имеются сведения о том, что все это время он находился в других местах, суд не вправе признать его умершим.

Точный срок, в течение которого гражданин отсутствует в месте постоянного жительства, и время поступления последних сведений о месте его пребывания указываются судом в мотивировочной части решения.

В резолютивной части решения суд признает лицо безвестно отсутствующим или объявляет его умершим. Суд в резолютивной части решения должен также указать фамилию, имя, отчество гражданина, год и место его рождения, последнее известное место жительства, начало безвестного отсутствия или дату смерти гражданина, если она известна.

В случаях установления места пребывания лица, в отношении которого возбуждено дело о признании его безвестно отсутствующим или объявлении умершим, либо несоответствия срока неизвестности пребывания установленному в законе суд должен отказать в удовлетворении заявленного требования.

При этом суд не вправе самостоятельно объявить гражданина умершим вместо признания его безвестно отсутствующим, поскольку право изменить предмет и основание своего требования суду не принадлежит. Это прерогатива заявителя.

Решение суда о признании гражданина безвестно отсутствующим служит основанием для передачи его имущества лицу, с которым орган опеки и попечительства должен заключить договор доверительного управления этим имуществом (ст. 42 ГК).

Решение суда об объявлении гражданина умершим должно быть направлено в соответствующий орган загса для внесения им в соответствии со ст. 64 Закона РФ от 15 ноября 1997 г. «Об актах гражданского состояния» записи о смерти гражданина в книгу государственной регистрации актов гражданского состояния. Днем смерти лица в записи акта о смерти указывается день вступления решения суда в законную силу или установленный решением суда день смерти (п. 2 ст. 67 указанного Закона).

В случае явки или обнаружения места пребывания гражданина, признанного безвестно отсутствующим или объявленного умершим, суд новым решением отменяет свое ранее принятое решение. Новое решение является соответственно основанием для отмены управления имуществом гражданина и для аннулирования записи о смерти в книге государственной регистрации актов гражданского состояния (ст. 280 ГПК).

В соответствии с п. 27 постановления Пленума Верховного Суда РФ № 3 от 14 апреля 1988 г. «О применении норм ГПК РСФСР при рассмотрении дел в суде первой инстанции» (в ред. от 22 декабря 1992 г., от 21 декабря 1993 г., от 26 декабря 1995 г., от 25 октября 1996 г.)[33] в случае явки гражданина, ранее признанного судом безвестно отсутствующим или умершим, суд по заявлению заинтересованного лица возобновляет производство по делу и выносит новое решение в том же производстве, в котором гражданин был признан безвестно отсутствующим или умершим. Возбуждение нового дела не требуется.

С заявлением в суд об отмене ранее вынесенного решения может обратиться сам гражданин, признанный безвестно отсутствующим или объявленный умершим, а также те лица или организации, по инициативе которых рассматривалось дело о признании лица безвестно отсутствующим или объявлении умершим. Это заявление не оплачивается государственной пошлиной, поскольку имеет место продолжение прежнего дела.

В результате рассмотрения дела суд своим новым решением должен отменить свое ранее вынесенное решение и направить копию решения органу опеки и попечительства для отмены управления его имуществом и в орган загса для аннулирования записи о смерти лица.