Производство по делам, возникающим из публично-правовых отношений как один из видов гражданского судопроизводства. Состав дел, порядок обращения в суд .

Согласно ст. 245 ГПК РФ суд рассматривает следующие категории дел, возникающих из публичных правоотношений:

1) по заявлениям граждан, организаций, прокурора об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части, если рассмотрение этих заявлений не отнесено федеральным законом к компетенции иных судов;

2) по заявлениям об оспаривании решений и действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих;

3) по заявлениям о защите избирательных прав или права на участие в референдуме граждан РФ;

4) иные дела, возникающие из публичных правоотношений и отнесенные федеральным законом к ведению суда.

Дела, возникающие из публичных правоотношений, рассматриваются судьей единолично, если федеральным законом не предусмотрено иное. Производство по данным категориям дел проводится по правилам, предусмотренным для искового производства. При рассмотрении и разрешении дел, возникающих из публичных правоотношений, не применяется правило заочного решения, что обусловлено распределением обязанности по доказыванию и статусом сторон.

Сторонами по делам, возникшим из публичных правоотношений, являются заявитель и заинтересованное лицо. Заявителем признается лицо, чье право нарушено или оспаривается посредством вынесения нормативного акта, решением, действиями или бездействием должностного лица, государственных и муниципальных служащих органов государственной власти, органов местного самоуправления. Заинтересованным лицом признается лицо, которое привлекается судом в качестве так называемого ответчика. Заинтересованным лицом являются должностное лицо, государственный или муниципальный служащий органов государственной власти, органов местного самоуправления, которые и приняли нормативный акт, решение, совершили действие или же бездействие, чем было нарушено право заявителя. При рассмотрении и разрешении дел, возникающих из публичных правоотношений, суд не связан основаниями и доводами заявленных требований. При рассмотрении и разрешении дел, возникающих из публичных правоотношений, суд может признать обязательной явку на судебное заседание представителя органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица. В случае неявки указанные лица могут быть подвергнуты штрафу в размере до 10 МРОТ (ст. 247 ГПК РФ).

Основанием для рассмотрения дела, возникающего из публичных правоотношений, является заявление заявителя, к которому предъявляются требования, предусмотренные для искового заявления (ст. 131, 132 ГПК РФ). В заявлении также должно быть указано, какие решения, действия (бездействие) должны быть признаны незаконными, какие права и свободы лица нарушены этими решениями, действиями (бездействием).

Стоит отметить, что основанием для отказа в принятии искового заявления может быть несоблюдение досудебного порядка урегулирования спора между сторонами. В делах, возникающих из публичных правоотношений, не требуется обращения заявителя в вышестоящий в порядке подчиненности орган или к должностному лицу, и оно не является обязательным условием для подачи заявления в суд.

Особенностью производства по делам, вытекающим из публичных правоотношений, является отсутствие спора о праве. Если же при подаче заявления в суд будет установлено, что имеется спор о праве, судья оставляет заявление без движения и разъясняет заявителю необходимость оформления искового заявления с соблюдением требований ст. 131 и 132 ГПК РФ. Основанием для отказа в принятии заявления (а если заявление было принято, то для прекращения производства по делу, возникшему из публичных правоотношений) является решение суда, принятое по заявлению о том же предмете и вступившее в законную силу (ст. 249 ГПК РФ).

Обязанность по доказыванию обстоятельств, послуживших основанием для принятия нормативного правового акта, его законности, а также законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих возлагается на орган, принявший нормативный правовой акт, органы и лиц, которые приняли оспариваемые решения или совершили оспариваемые действия (бездействие). При рассмотрении и разрешении дел, возникающих из публичных правоотношений, суд может истребовать доказательства по своей инициативе в целях правильного разрешения дела. Должностные лица, не исполняющие требований суда о представлении доказательств, подвергаются штрафу в размере до 10 МРОТ.

return false">ссылка скрыта

Судебное решение, вынесенное по делам, возникшим из публичных правоотношений, вступает в законную силу после истечения срока на обжалование (10 дней). Однако имеется одна особенность при вступлении судебного решения в законную силу. Одно из свойств вступившего в законную силу судебного решения – обязательность – действует по-иному. Как правило, судебное решение, вступившее в законную силу, становится обязательным для круга лиц, участвующих в производстве по делам, возникшим из публичных правоотношений. Судебное решение после вступления в законную силу становится обязательным для категории граждан, на которых распространяются нормативный акт, решение должностного лица, государственного или муниципального служащего органов государственной власти, местного самоуправления.