Подведомственность; ее понятие, виды

Подведомственность является одним из юридических условий, определяющих возникновение права на обращение в суд.

Единого определения подведомственности в процессуальной литературе нет. Термин «подведомственность» имеет исконно русское происхождение и означает «подвести под ведомство», ввести какой-либо юридический вопрос (дело) в систему учреждений, обслуживающих какую-либо государственную отрасль. То есть подведомственность означает, что решение какого-либо вопроса находится в чьем-либо ведении.

Подведомственность в юридическом понимании представляет собой самостоятельный гражданско-процессуальный институт, содержание которого составляет совокупность гражданских процессуальных норм независимо от того, в каком законе помещены нормы.

В основном нормы подведомственности включаются в процессуальные законы, однако в ряде случаев они помещаются и в материальных законах. Например, в ст. 3 °CК определена судебная подведомственность признания брака недействительным, а в ст. 23 установлен судебный порядок расторжения брака. Нормы института подведомственности имеются и в Гражданском кодексе (ст. 148, 843, п. 6 ст. 1055), и в других кодексах.

Институт подведомственности объективно необходим в праве. В соответствии со ст. 11 ГК РФ защиту нарушенных или оспариваемых гражданских прав осуществляют главным образом различные суды: суды общей юрисдикции (в дальнейшем — суды), арбитражные и третейские суды. В ГК не названы военные суды и Конституционный Суд, однако они также участвуют в защите субъективных прав граждан и организаций.

Возможны также самозащита гражданских прав (ст. 14 ГК) и административный порядок защиты. Поскольку судам закон отводит роль контроля за решениями, принятыми в административном порядке (ст. 11 ГК), то при таком юридическом регулировании института защиты субъективных прав без подведомственности сложно обойтись.

Таким образом, подведомственность — это свойство дел, в силу которого их рассмотрение и разрешение отнесено законом к ведению определенного юрисдикционного органа.

При определении подведомственности юридическое значение будут иметь характеристика заинтересованных лиц, природа правоотношений, в которых возник и развивается спор о праве и др. С помощью подведомственности устанавливаются правомочия судов осуществлять правосудие по тем или иным гражданским делам.

Однако понятие подведомственности существенно отличается от понятия компетенции, которая означает совокупность правомочий суда или иного правоприменительного органа. Подведомственность же характеризует конкретное дело, подлежащее разбирательству в определенном порядке.

В гражданском процессе все судебные дела целесообразно подразделять на две группы — исковые и неисковые. Первую группу характеризуют споры о праве, вторые — все иные юридические вопросы самых различных правоотношений.

Основными принципами данного института необходимо признать следующие:

— судебная юрисдикция будет законна только в отношении подведомственных дел. В противном случае судебная деятельность и судебные постановления будут ничтожны в правовом отношении. Так, судья обязан отказать в принятии неподведомственного заявления (п. 1 ч. 1 ст. 134 ГПК); если неподведомственность выявлена в ходе разбирательства по делу, то судопроизводство подлежит прекращению (ст. 220 ГПК). Вышестоящие суды обязаны в ходе пересмотра отменить решения, вынесенные по неподведомственным делам, и прекратить их производство (ст. 328, 361, п. 3 ч. 1 ст. 390 ГПК);

— стороны вправе в соответствии с диспозитивными началами изъять свой спор из гражданского процесса и передать его на разрешение третейского суда. Исключение составляют споры, вытекающие из трудовых и семейных правоотношений, поскольку они подлежат рассмотрению только судами общей юрисдикции;

— при объединении нескольких связанных между собой требований, из которых одни подведомственны суду, а другие — арбитражному суду, все требования подлежат рассмотрению и разрешению в суде общей юрисдикции (ч. 4 ст. 22 ГПК). В случае, если возможно разделение требований, судья должен вынести определение о принятии требований, подведомственных суду общей юрисдикции, и об отказе в принятии требований, подведомственных арбитражному суду.

Следовательно, институт подведомственности является обязательным условием законности правосудия, так как обеспечивает четкое функционирование судебной власти и правильности рассмотрения и разрешения гражданских дел.

Судебная подведомственность исковых дел

В гражданском судопроизводстве основную массу гражданских дел, подведомственных судам общей юрисдикции, составляют так называемые исковые дела, поскольку они возникают из споров о праве.

 

Так, в соответствии со ст. 22 ГПК суды рассматривают и разрешают исковые дела с участием граждан и организаций, органов государственной власти и местного самоуправления о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, по спорам, возникающим из гражданских, трудовых, семейных, жилищных, земельных, экологических и иных правоотношений.

Подобные споры могут быть связаны как с нарушением субъективного права (когда действиями одного участника либо в результате его действий умаляются чьи-либо блага — имущественные, личные), так и с его оспариванием (когда в результате поведения участника спора становятся неясными содержание правоотношения, а также взаимные права и обязанности), о чем сообщает заинтересованное лицо, обращаясь в суд с исковым заявлением о защите нарушенного или оспариваемого субъективного права.

Подведомственные суду общей юрисдикции исковые дела можно подразделить на несколько групп:

— дела по спорам о праве, в которых обе стороны или хотя бы одна — гражданин;

— дела с участием граждан-предпринимателей по спорам, не связанным с их предпринимательской деятельностью;

— дела по спорам с участием двух сторон-организаций, не отнесенные к ведению арбитражного суда.

Такой фактор, как наличие спора о праве, в начале гражданского судопроизводства еще предположительно. Имело ли в действительности нарушение либо оспаривание права или нет, установит суд после исследования представленных доказательств в конце судебного разбирательства.

Поскольку споры могут возникать из самых различных правоотношений (гражданских, семейных, трудовых, избирательных, управленческих и др.), то в данном случае важно не то, какой отраслью права регулируются взаимоотношения спорящих лиц, а их взаимное положение в возникшем конфликте по отношению друг к другу.

В случае если ни одна из сторон не может своей властью прекратить правовой конфликт и тем самым защитить свои права или законные интересы, то налицо юридический спор и остается лишь посредством иска передать его на рассмотрение и разрешение суда.

Как субъекты судебной власти суды в гражданском процессуальном порядке рассматривают и разрешают любые дела о защите нарушенных или оспариваемых субъективных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций.

Однако судебная подведомственность исковых дел не беспредельна и ограничивается двумя положениями:

— как правило, одной из сторон в рассматриваемом споре должен быть гражданин России, иностранный гражданин или лицо без гражданства либо коллектив граждан;

— федеральный закон, межгосударственное соглашение, международный договор или соглашение сторон могут установить иной судебный порядок разбирательства юридического спора (арбитражный или третейский суды).

В частности, в судах общей юрисдикции рассматриваются такие дела, как:

— об оспаривании отказов в регистрации общественных и религиозных организаций и прекращении или Приостановлении их деятельности;

— о защите чести, достоинства и деловой репутации и компенсации морального вреда;

— о признании недействительными результатов выборов и референдумов;

— об оспаривании отказов в регистрации средств массовой информации и выдаче им лицензий, а также об оспаривании решений об аннулировании выданных лицензий, о прекращении или приостановлении деятельности средств массовой информации и др.

Нормы материального права, в частности Гражданский кодекс, установили судебную подведомственность дел, связанных с обязанностью выплатить публично обещанную награду (ст. 1055 ГК), и дел, возникающих при отказе организаторов лотерей, тотализаторов и других основанных на риске игр от их проведения либо переносе их срока (ст. 1063 ГК).

Все указанные примеры подтверждают общее правило: судам общей юрисдикции подведомственны все исковые дела, если в них участвует гражданин (граждане), и федеральным законом их разбирательство не отнесено к ведению иного суда.

Судебная подведомственность неисковых дел

В гражданском процессе неисковые дела характеризуются тем, что они не связаны со спорами о праве. Такие дела разбираются в порядке производства по делам, возникающим из публичных правоотношений и особого производства. Отнесение указанных дел к судебному ведению в известной мере исключение, именно поэтому компетенция судов определена законом исчерпывающе точно путем перечисления.

Действующее законодательство позволяет к производству, возникающему из публичных правоотношений, отнести дела:

— по заявлениям о защите избирательных прав и права граждан РФ на участие в референдуме;

— по заявлениям гражданам, организаций и прокурора об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части. К оспариваемым актам следует относить: собственно нормативные акты; акты общественных объединений, имеющие обязательное значение для их членов (уставы, постановления и т. п.); локальные нормативные акты, действующие в конкретных организациях и обязательные как для организаций, так и для работников (уставы, коллективные договоры, должностные инструкции и др.); распорядительные акты, порождающие юридические последствия для многих лиц (например, решение о строительстве предприятия, принятое с нарушением законодательства и затрагивающее права граждан, проживающих в данной местности, или решение о выпуске продукции, которая может причинить потребителям ущерб);

— по заявлениям об оспаривании решений и действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих;

— иные дела, возникающие из публичных правоотношений и отнесенные федеральным законом к ведению суда (ст. 245 ГПК).

В порядке особого производства судам подведомственны дела, в которых нет спора о праве, так как права заявителя не нарушены и никем не оспариваются, однако имеются неясные, неопределенные факты, с которыми связана реализация прав, в связи с чем необходим механизм судебного доказывания, чтобы достоверно их выяснить и установить, в связи с чем не применяются правила заочного производства.

В особом производстве защищаются не субъективные права, а только законные интересы заявителей путем судебного установления юридических фактов и их регистрации компетентными органами, на основании чего последние выдают соответствующие документы.

Поэтому если при подаче заявления в суд будет установлено, что имеет место спор о праве, подведомственный суду, судья обязан оставить заявление без движения и разъяснить заявителю необходимость оформления искового заявления (ч. 3 ст. 247 ГПК). В случае если при этом нарушаются правила подсудности дела, судья должен отказать в принятии заявления.

Гражданский процессуальный кодекс устанавливает перечень подведомственных судам общей юрисдикции и рассматриваемых в порядке особого производства дел:

— об установлении фактов, имеющих юридическое значение;

— об усыновлении (удочерении) ребенка;

— о признании гражданина безвестно отсутствующим или об объявлении гражданина умершим;

— об ограничении дееспособности гражданина, о признании гражданина недееспособным, об ограничении или о лишении несовершеннолетнего в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет права самостоятельно распоряжаться своими доходами;

— об объявлении несовершеннолетнего полностью дееспособным (эмансипация);

— о признании движимой вещи бесхозяйной и признании права муниципальной собственности на бесхозяйную недвижимую вещь;

— о восстановлении прав по утраченным ценным бумагам на предъявителя или ордерным ценным бумагам (вызывное производство);

— о принудительной госпитализации гражданина в психиатрический стационар и принудительном психиатрическом освидетельствовании;

— о внесении исправлений или изменений в записи в книгах актов гражданского состояния;

— по заявлениям о совершенных нотариальных действиях или об отказе в их совершении;

— по заявлениям о восстановлении утраченного судебного производства.

Поскольку подведомственность неисковых дел разнообразна, то в данном случае вполне уместна классификация видов, разработанная в свое время Ю. К. Осиновым.

Согласно его классификации подведомственность делится на единичную, в силу которой разбирательство дела вправе осуществлять только один суд, и множественную, когда разрешение дела могут проводить различные органы. Например, признать гражданина ограниченно дееспособным или недееспособным закон управомочивает лишь суд общей юрисдикции.

Вместе с тем неправильности в списках избирателей (защита избирательных прав) могут устранять не только суды, но и администрация по месту нахождения избирательного участка.

Кроме того, множественная подведомственность, по мнению Ю. К. Осипова, может быть альтернативной (заинтересованное лицо само выбирает орган, в который обращается) и императивной (закон устанавливает последовательность обращения в компетентные органы), договорной и смешанной.

Например, прежде чем обратиться в суд с заявлением об установлении юридического факта, заинтересованное лицо обязано обратиться в соответствующие органы, которые вправе удостоверить тот или иной факт и выдать соответствующие документы либо отказать в этом. Однако суд устанавливает подобные факты, имеющие юридическое значение, лишь при невозможности получения заявителем надлежащих документов в ином порядке либо при невозможности восстановления утраченных документов (ст. 265 ГПК).

Договорной в гражданском процессе является подведомственность, определяемая взаимным соглашением сторон, а смешанной может быть названа подведомственность, сочетающая в себе признаки, присущие другим ее видам, чаще всего императивному и альтернативному.

Кроме того, ГПК относит к подведомственности судов общей юрисдикции дела, разрешаемые в порядке приказного производства, а также дела об оспаривании решений третейских судов и о выдаче исполнительных листов на принудительное исполнение решений третейских судов.

Суды общей юрисдикции также рассматривают и разрешают дела с участием иностранных граждан, лиц без гражданства, иностранных организаций, организаций с иностранными инвестициями, международных организаций, за исключением экономических споров и других дел, отнесенных федеральным конституционным законом и федеральным законом к ведению арбитражных судов.