Претензионный порядок

Одним из необходимых условий реализации права на обращение в арбитражный суд по отдельным категориям дел является соблюдение обязательного претензионного порядка, предусмотренного законом или договором (часть 5 статьи 4 АПК РФ). В первую очередь это направлено на то, чтобы стороны в ходе переговоров смогли урегулировать возникший спор сами, не доводя его до судебного разбирательства – в значительном количестве случаев получив претензию контрагент понимает, что противная сторона настроена серьезна и начинает искать пути выхода из конфликтной ситуации. К тому же в претензии можно известить контрагента не только о том, что какое-либо обязательство не выполнено, но и описать последствия, в случае если ничего не будет предпринято. В частности, можно указать, что будут взысканы какие-либо штрафы или пени, удержано имущество или результат работ, подана жалоба в контролирующие органы, возможно обращение в суд и тогда будут взысканы все судебные расходы и так далее.

Если стороны определяют, что направление претензии является обязательным перед подачей иска в суд, то можно говорить о том, что они установили претензионный порядок. Однако при этом важно, чтобы из договора было очевидно, что требуется именно направление претензии – письменного документа с изложением требований стороны, полагающей себя пострадавшей – условия, предусматривающие например возможность разрешения споров, возникших из договора, путем двухсторонних переговоров, не свидетельствуют об установлении сторонами договора претензионного порядка. Поэтому включение в договор фразы о том, что «стороны обязуются разрешать все возникающие споры в порядке переговоров» или «стороны обязуются приложить максимальные усилия для разрешения спора мирным путем» или «все взаимные требования должны быть документально обоснованы, споры и разногласия стороны разрешают путем переговоров. В том случае, если стороны не придут к соглашению, спор рассматривается в Арбитражном суде» нельзя рассматривать как досудебный порядок в том смысле, который вкладывает в это понятие Арбитражный процессуальный кодекс РФ.

На первый взгляд претензионный порядок представляется достаточно простым для соблюдения, однако на практике регулярно возникает целый ряд вопросов – как правильно составить претензию, что в ней указывать, что делать если контрагент не реагирует на претензию, как доказать, что она действительно была доставлена в суд?

Говоря о претензионном порядке урегулирования спора, следует заметить, что стороны, зачастую устанавливая в договоре необходимость соблюдения претензионной процедуры, сам порядок предъявления и рассмотрения претензии и связанные с ним иные вопросы не оговаривают. По данному вопросу сложилась противоречивая судебная практика, в том числе и на уровне ВАС РФ – ряд постановлений предусматривает, что если в договоре отсутствуют условия о том, в какой срок направляются и рассматриваются претензии, то это нельзя рассматривать как обязательный досудебный порядок урегулирования споров. Например, в Определении ВАС РФ от 13.11.2009 № ВАС-14616/09 по делу № А29-1447/2009 суд указал, что «при буквальном толковании указанного пункта договора суд не усмотрел, что стороны договора регламентировали претензионный порядок, так как они фактически не согласовали обязательные элементы процедуры досудебного порядка: ни сроки направления претензий, ни порядок их рассмотрения».

При этом существует и прямо противоположная практика – так, часть судов не рассматривает отсутствие порядка рассмотрения претензии в качестве обстоятельства, свидетельствующего об отсутствии такого порядка вообще – главное чтобы в принципе в договоре содержалось условие об обязательном направлении претензии (например, в Определении ВАС РФ от 17.07.2009 № ВАС-9459/09 по делу № А65-23329/2008-СГ2-20 суд признал установление обязательного досудебного порядка следующее условие: «все спорные вопросы, возникающие в процессе заключения и исполнения договора, разрешаются арбитражным судом в соответствии с установленной подведомственностью и с соблюдением претензионного порядка урегулирования разногласий»).

Для того чтобы избежать споров, а так же и для удобства самих сторон, лучше если в договоре будет согласован максимально детальный порядок направления и рассмотрения претензий.

Содержание претензии - это те требования заявителя, обстоятельства, на которых основывается требование, цена претензии, а также указание на нарушение норм законодательства стороной, к которой предъявляется претензия. Самое главное, чтобы в тексте претензии было указано само по себе нарушение, при этом различные дополнительные требования могут быть рассмотрены уже в суде вне зависимости от того, заявлялись ли они в претензии. Так, в Определении РФ от 20.01.2010 № ВАС-17943/09 по делу № А45-5321/2009 ВАС разъяснил, что в претензии о взыскании суммы долга и процентов за пользование чужими денежными средствами в соответствии с положениями статьи 395 ГК РФ достаточно просто указания, что «в случае неуплаты суммы долга истец обратится в арбитражный суд за взысканием задолженности и процентов за пользование чужими денежными средствами». Такая позиция суда обусловлена тем, что проценты по статье 395 ГК РФ являются мерой гражданско-правовой ответственности и при взыскании долга в судебном порядке суд может удовлетворить требование кредитора, исходя из учетной ставки банковского процента на день предъявления иска или на день вынесения решения. Соответственно, претензия об уплате процентов по статье 395 ГК РФ может не содержать конкретную сумму, поскольку при ее предъявлении еще не известна дата предъявления будущего иска (по состоянию на которую суд может взыскать проценты), если претензия не будет удовлетворена.

Аналогичная позиция изложена и в Определении ВАС РФ от 20.01.2010 № ВАС-17942/09 по делу № А45-4424/2009, что говорит о том, что такой на первый взгляд очевидный, вопрос вызывает значительное количество споров на практике.

Важным моментом при определении претензионного порядка урегулирования спора является наличие четкой формулировки конкретной досудебной процедуры. В договоре должен быть установлен четкий порядок совершения конкретных действий до обращения в суд: указание на то, как (по почте, курьером, с уведомлением или без), кем и кому должна направляться претензия, с приложением каких документов, каким органом и в какие сроки должна рассматриваться и т.п.