ПРЕДИСЛОВИЕ
Данное пособие продолжает разработанный кафедрой русского языка и литературы СПГГИ (ТУ) учебно-методический ком-лекс1, обеспечивающий учебный процесс по курсу «Русский язык и культура речи». Обучение основам деловой коммуникации является неотъемлемой частью языковой подготовки студентов негуманитарных вузов и способствует формированию коммуникативной компетенции будущих специалистов в профессиональной сфере. Деловая коммуникация — одна из важнейших сфер общения современного человека. Любая область деятельности: получение образования, применение и совершенствование профессиональных навыков, общение в социально-бытовой среде— предполагает владение культурой делового общения.
«Основы деловой коммуникации: учебное пособие по русскому языку и культуре речи» предназначено для студентов различных специальностей негуманитарных вузов.
Цель данного пособия заключается в том, чтобы повысить общую речевую культуру учащихся, развить навыки и умения эффективного речевого поведения в деловой сфере общения.
Основные задачи пособия состоят в том, чтобы сформировать у учащихся представления о лингвистических особенностях устной и письменной форм официально-делового стиля, жанровой системе в деловой коммуникации, специфике внутрикорпоративной и межкультурной коммуникации, а также об исторической преемственности российской деловой культуры.
Пособие состоит из пяти глав:
I глава. Введение в деловую коммуникацию (Базовые понятия деловой коммуникации— проф. Д.А.Щукина; Лингвистические осо-
ISBN 978-5-91395-065-9
©Д.А.Щукина, Е.В. Атаева, О.Е. Беспалова,
О.Н. Бондарева, О.Г. Згурская,
Н.А. Егоренкова, Е.А. Колесова,
Н.В. Науменко, И.В. Мальцев,
С.А. Рассадина, Т.М. Синельникова, 2011 © ООО Издательский дом «МИРС», 2011
1 Практикум по русскому языку и культуре речи: нормы современного русского литературного языка / Под ред. И.Г. Проскуряковой. ML, 2004; Пособие по научному стилю речи. Для вузов технического профиля / Под ред. И.Г. Проскуряковой. М, 2004; Русский язык и культура речи: практикум по риторике. Часть 1, 2 / Под ред. В.В. Кудряшовой. СПб., 2006.
бенности официально-делового стиля— доц. Е.А.Колесова; Невербальный этикет в деловой коммуникации — доц. Науменко Н.В.).
II глава. Письменное деловое общение (Письменные деловые
коммуникации— доц. И.В.Мальцев; Деловая документация— ст.
преп. Т.М.Синельникова).
III глава. Устная деловая коммуникация (Структурные элементы устной деловой коммуникации — доц. О.Е.Беспалова; Жанры устной деловой коммуникации, Манипуляция в деловом общении — доц. О.Г.Згурская).
IV глава. Коммуникации в профессиональной сфере (Коммуникации в организациях и корпоративная культура— доц. Е.В.Атаева; Проблемы лидерства в деловой коммуникации— проф. Д.А. Щукина; Межкультурная коммуникация в профессиональной деятельности — доц. С.А.Рассадина, преп. О.Н.Бондарева).
V глава. Российская деловая культура: история и современное состояние (доц. Н.А.Егоренкова).
Особенностью данного пособия является то, что в нем разводятся понятия «деловая коммуникация» и «профессиональная коммуникация». Под профессиональной понимается коммуникация внутри организации и между организациями для решения профессиональных задач. Деловая коммуникация, включая в себя профессиональную, предполагает также общение в социуме: организация — социум, сотрудник организации — руководство (для решения социальных вопросов), гражданин — социум.
Каждая из глав делится на разделы и подразделы. В конце раздела даны вопросы и задания для работы в аудитории, самостоятельной работы и самопроверки. К каждой главе пособия приложен библиографический список.
Авторский коллектив