ПРЕДИСЛОВИЕ

Данное пособие продолжает разработанный кафедрой рус­ского языка и литературы СПГГИ (ТУ) учебно-методический ком-лекс1, обеспечивающий учебный процесс по курсу «Русский язык и культура речи». Обучение основам деловой коммуникации является неотъемлемой частью языковой подготовки студентов негуманитар­ных вузов и способствует формированию коммуникативной компе­тенции будущих специалистов в профессиональной сфере. Деловая коммуникация — одна из важнейших сфер общения современного человека. Любая область деятельности: получение образования, применение и совершенствование профессиональных навыков, об­щение в социально-бытовой среде— предполагает владение куль­турой делового общения.

«Основы деловой коммуникации: учебное пособие по рус­скому языку и культуре речи» предназначено для студентов различ­ных специальностей негуманитарных вузов.

Цель данного пособия заключается в том, чтобы повысить общую речевую культуру учащихся, развить навыки и умения эф­фективного речевого поведения в деловой сфере общения.

Основные задачи пособия состоят в том, чтобы сформиро­вать у учащихся представления о лингвистических особенностях устной и письменной форм официально-делового стиля, жанровой системе в деловой коммуникации, специфике внутрикорпоративной и межкультурной коммуникации, а также об исторической преемст­венности российской деловой культуры.

Пособие состоит из пяти глав:

I глава. Введение в деловую коммуникацию (Базовые понятия деловой коммуникации— проф. Д.А.Щукина; Лингвистические осо-


 


ISBN 978-5-91395-065-9


©Д.А.Щукина, Е.В. Атаева, О.Е. Беспалова,

О.Н. Бондарева, О.Г. Згурская,

Н.А. Егоренкова, Е.А. Колесова,

Н.В. Науменко, И.В. Мальцев,

С.А. Рассадина, Т.М. Синельникова, 2011 © ООО Издательский дом «МИРС», 2011


1 Практикум по русскому языку и культуре речи: нормы современного рус­ского литературного языка / Под ред. И.Г. Проскуряковой. ML, 2004; Посо­бие по научному стилю речи. Для вузов технического профиля / Под ред. И.Г. Проскуряковой. М, 2004; Русский язык и культура речи: практикум по риторике. Часть 1, 2 / Под ред. В.В. Кудряшовой. СПб., 2006.


бенности официально-делового стиля— доц. Е.А.Колесова; Невер­бальный этикет в деловой коммуникации — доц. Науменко Н.В.).

II глава. Письменное деловое общение (Письменные деловые
коммуникации— доц. И.В.Мальцев; Деловая документация— ст.
преп. Т.М.Синельникова).

III глава. Устная деловая коммуникация (Структурные элементы устной деловой коммуникации — доц. О.Е.Беспалова; Жанры устной деловой коммуникации, Манипуляция в деловом общении — доц. О.Г.Згурская).

IV глава. Коммуникации в профессиональной сфере (Коммуникации в организациях и корпоративная культура— доц. Е.В.Атаева; Проблемы лидерства в деловой коммуникации— проф. Д.А. Щукина; Межкультурная коммуникация в профессиональной деятельности — доц. С.А.Рассадина, преп. О.Н.Бондарева).

V глава. Российская деловая культура: история и современное состояние (доц. Н.А.Егоренкова).

Особенностью данного пособия является то, что в нем разво­дятся понятия «деловая коммуникация» и «профессиональная ком­муникация». Под профессиональной понимается коммуникация внутри организации и между организациями для решения профес­сиональных задач. Деловая коммуникация, включая в себя профес­сиональную, предполагает также общение в социуме: организа­ция — социум, сотрудник организации — руководство (для решения социальных вопросов), гражданин — социум.

Каждая из глав делится на разделы и подразделы. В конце раздела даны вопросы и задания для работы в аудитории, самостоя­тельной работы и самопроверки. К каждой главе пособия приложен библиографический список.

Авторский коллектив