РАЗЛИВКА ЧУГУНА И ШЛАКА
Выпуск чугуна из крупных доменных печей происходит почти непрерывно. После закрытия одной лётки через 10 - 15 мин открывают другую. За один выпуск может выдаваться до 800 т чугуна. Чтобы выпустить чугун, электробуромолотом в лётке просверливают канал диаметром 60 мм. Через этот канал по футерованному желобу чугун стекает в чугуновозный ковш. После выпуска металла лётку заделывают с помощью пушки поршневого типа зарядом огнеупорной глины.
Из цеха чугун перевозится в футерованных ковшах грушевидной формы емкостью 140 - 300 т. Схема ковша представлена на рис. 24. При перевозке чугуна на далекое расстояние используют ковши миксерного типа удлиненной цилиндрической формы емкостью до 600 т. Длина такого ковша емкостью 420 т равна 32 м, ширина 3,7 м. Жидкий чугун можно перевозить на расстояние до 300 км. Среднее понижение температуры металла в таком чугуновозе 5оС/час. Такие перевозки происходят, например, между Западно-Сибирским и Кузнецким металлургическими комбинатами.
Шлак выпускают или отдельно через шлаковые лётки, или вместе с чугуном через чугунные. При выпуске вместе с чугуном шлак отделяется в специальных разделителях – скиммерах, где он задерживается и отводится в шлаковые чугунные или стальные чаши емкостью до 24 м3. Новые доменные цехи оборудованы устройствами для грануляции шлака, при которой он измельчается.
Грануляция шлака производится в бетонированных бассейнах с водой. По одной стороне бассейна проложен путь для шлаковозных ковшей, по другой - пути для железнодорожных вагонов, в которые грейферный кран перегружает гранулированный шлак из бассейна. Грануляция происходит при плавном сливе струи шлака из ковша в бассейн.
Большая часть выплавленного чугуна направляется в передельные мартеновские или конвертерные цехи, но часть вывозится с завода в слитках. Чугунные слитки – чушки отливаются на разливочных машинах. Струя металла вытекает на Т-образный желоб, направляющий два потока чугуна на конвейерные ленты машины. Ленты состоят из чугунных форм – мульд, прикрепленных к шарнирно-пластинчатым бесконечным цепям.
По мере движения конвейера чугун в мульдах застывает, покрываясь сверху коркой. Для ускорения затвердевания мульды поливают водой из расположенных над конвейером брызгал. Скорость движения рассчитана так, чтобы во время нахождения в мульде чугун застыл полностью. При переворачивании мульды на разгрузочном конце машины чушка вываливается из мульды и падает на направляющий желоб, по которому идет в железнодорожный вагон.