Психологическая смысловая установка в творческом процессе

 

Проблемная ситуация, делающая необходимым творческий процесс, предполагает стечение объективных обстоятельств и человека, переживающего эти обстоятельства и стремящегося к удовлетворению потребностей в перспективе будущего. В таком представлении проблемной ситуации выделяются те ключевые составляющие, которые упоминаются в определении психологической установки. Установку Д.Н. Узнадзе характеризует как целостную, недифференцированную готовность«к определенной активности, возникновение которой зависит от наличия следующих условий: от потребности, актуально действующей в данном организме и от объективной ситуации удовлетворения этой потребности» [С. 82]. Вместе с тем, только лишь наличие проблемной ситуации и потребностей у человека – участника этой ситуации, не ведет к непосредственному формированию требуемой установки. Еще отсутствует свойство целостности.

В процессе жизнедеятельности у человека формируются вполне определенные отношения к различным сторонам действительности. Эти отношения находят свое конкретное обобщенное выражение в ценностях, принципах, идеалах и, в общем, в мировоззрении человека. Указанные личностные образования обладают определенной степенью обобщенности, и должны рассматриваться в связи с различными группами мотивов или, по-другому, в связи с устойчивыми конфигурациями иерархически организованных мотивационных линий личности. Иными словами, у человека складывается опыт отношений к действительности, опыт деятельности, который приложим к достаточно широкому кругу ситуаций. С точки зрения приложения субъектом имеющегося опыта к решению текущей проблемной ситуации речь может идти о сознательно управляемом выделении известных ему более общих аналогов такого решения в связи с определенными принципиальными базовыми посылками. В качестве таких базовых посылок и могут выступать различного рода личностные ценности и принципы. Тем самым у человека появляется возможность хотя бы в первичной наиболее общей форме установить мотив реализации направленной творческой активности для решения актуальной проблемы.

Хотя процесс установления исходных общих мотивов снятия неопределенности проблемной ситуации и предполагает значительные (иногда предельно возможные) сознательные волевые усилия, его не следует принимать как исключительно произвольный. Это процесс, с точки зрения его субъективной значимости, должен соответствовать непосредственным переживаниям человеком проблемной ситуации. Причем эмоциональную оценку значимости ситуации, с позиций представления психического как процесса, возможно принимать как результат взаимодействия субъективного и объективных процессов. В этом взаимодействии текущий соответственно с ключевыми субъективными тенденциями психический процесс, находя препятствия в своей реализации в особенностях объективных процессов, в той или иной мере, нарушается, изменяется. Эти нарушение и проявляются в переживаниях человека, ориентирующих его сознательные усилия на поиск мотивационных оснований и объективных предпосылок возникающих противоречий.

Здесь также следует добавить, что с указанных выше позиций, даже в случае отсутствия у человека необходимого опыта для сознательного поиска решения проблемы, психологические механизмы переживания сложившейся ситуации также реализуют свою эвристическую функцию. Эти механизмы вместе с механизмом непроизвольного внимания, направляемым в связи с соответствующими внутренними субъективными изменениями на изменения объективные, по крайней мере, в первичном виде позволяют выделить предметы, которые могут служить причиной затруднений реализации тенденций психического процесса.

Таким образом, переживания проблемной ситуации вместе с сознательным определением ее ценностных оснований дают возможность выделить общий смысл проблемной ситуации. Соответственно с выделяемым смыслом и формируется психологическая смысловая установка на творческий поиск разрешения актуальной проблемы. Следует полагать, что именно таким путем может осуществляться акт первичной объективации и инициации творческого процесса.