Возобновление производства по уголовному делу ввиду новых или вновь открывшихся обстоятельств.

Ко вновь открывшимся обстоятельствамотносятся обстоятельства, которые существовали на момент вступления судебного решения в законную силу, но не были известны суду: установленные всту–пившим в законную силу приговором суда заведомая ложность показаний потерпевших, свидетелей, под–ложность вещественных доказательств и другие об–стоятельства, повлекшие за собой постановление не–законного, необоснованного или несправедливого судебного решения по уголовному делу; установлен–ные вступившим в законную силу приговором суда преступные действия судьи либо дознавателя, сле–дователя или прокурора, повлекшие те же послед–ствия (ч. 3 ст. 413 УПК).

Новыми обстоятельствами являются:признание Конституционным Судом РФ закона, примененного су–дом в данном уголовном деле, не соответствующим Конституции РФ; установленное Европейским Судом по правам человека нарушение положений Конвенции о защите прав человека и основных свобод норматив–ным актом, примененным в уголовном деле, или любое другое нарушение положений этой Конвенции; иные новые обстоятельства (ч. 4 ст. 413 УПК).

Ухудшение положения лица, в отношении которого вынесены судебные решения, возможно в течение сроков давности привлечения к уголовной ответствен–ности (ст. 78 УК) и не позднее одного года со дня открытия вновь открывшихся обстоятельств.

Производство возбуждается прокурором, который, проверив поступившее к нему сообщение или непо–средственно установив вновь открывшиеся обстоя–тельства, выносит соответствующее постановление, после чего проводит проверку, истребует копию при–говора суда и справку о его вступлении в законную силу.

По окончании проверки прокурор,установив осно–вания для возобновления судебного производства по уголовному делу, составляет об этом заключение и направляет уголовное дело в суд с приложением приговора, в котором содержатся вновь открывшие–ся обстоятельства, либо материалов расследования новых обстоятельств.

В коллегиях Верховного Суда РФ, президиуме суда областного уровня, Президиуме Верховного Суда РФ судебное заседание начинается с доклада одного из судей материалов дела. После судьи выступает про–курор. После выступления присутствующих на засе–дании заинтересованных лиц члены коллегии Верхов–ного Суда РФ удаляются на совещание для вынесения определения.

Если суд находит достаточно оснований для отме–ны судебных решений, он, отменив их, при наличии достаточных данных прекращает производство уголов–ного дела. Если ставится вопрос об ухудшении поло–жения осужденного или если для решения вопроса об улучшении его положения требуется дополнитель–ное исследование в судебном заседании материалов дела, суд, отменив оспоренные судебные решения, направляет дело на новое судебное рассмотрение.

В случаях, когда основаниями для производства служат постановление Конституционного Суда РФ, решение Европейского Суда по правам человека, Председатель Верховного Суда РФ вносит представ–ление в Президиум Верховного Суда РФ о пересмотре судебных решений. Президиум рассматривает пред–ставление в срок до одного месяца. Принятое Прези–диумом постановление в течение трех суток направ–ляется в Конституционный Суд РФ, лицу, в отношении которого принято решение, прокурору и Уполномочен–ному РФ при Европейском Суде по правам человека.

88. Особенности производства по уголовным делам в отношении
несовершеннолетних
.

Порядок производства по уголовным делам в отношении несовершеннолетних применяет–ся к лицам, не достигшим к моменту совершения пре–ступления возраста 18 лет.

При производстве предварительного расследова–ния и судебного разбирательства по уголовному делу о преступлении, совершенном несовершеннолетним, наряду с доказыванием обстоятельств, указанных в ст. 73 УПК, устанавливаются: возраст несовершен–нолетнего, число, месяц и год рождения; условия жизни и воспитания несовершеннолетнего, уровень психического развития и иные особенности его лич–ности; влияние на несовершеннолетнего старших по возрасту лиц. При наличии данных, свидетельствую–щих об отставании в психическом развитии, не свя–занном с психическим расстройством, устанавли–вается также, мог ли несовершеннолетний в полной мере осознавать фактический характер и обществен–ную опасность своих действий (бездействия) либо руководить ими (ст. 421 УПК).

В допросе несовершеннолетнего подозреваемо–го, обвиняемого, не достигшего 16-летнего возраста, участие педагога или психолога обязательно. Допрос не может продолжаться без перерыва более двух часов, а в общей сложности – более четырех часов в день.

Одной из неотъемлемых гарантий несовершенно–летних является участие законного представителя (ст. 426, 428 УПК). Участие защитника обязательно (ст. 51 УПК).

Задержание несовершеннолетнего подозреваемо–го в порядке ст. 91, заключение под стражу (ст. 108 УПК) должны применяться к несовершеннолетнему, только если он подозревается или обвиняется в со–вершении тяжкого или особо тяжкого преступления, а также в исключительных случаях за преступления средней тяжести, при этом должны учитываться ос–нования, указанные в ст. 423 УПК.

Следователь с согласия руководителя следст–венного органа, дознаватель с согласия прокурора вправе вынести постановление о прекращении уго–ловного преследования несовершеннолетнего за преступление небольшой или средней тяжести и воз–будить перед судом ходатайство о применении к не–совершеннолетнему обвиняемому принудительной меры воспитательного воздействия. Судья районно–го суда рассматривает данное ходатайство с вызо–вом в судебное заседание несовершеннолетнего, его защитника, законного представителя и прокурора (ч. 4 ст. 108 УПК). В постановлении суда судья назначает ту или иную меру воспитательного воздействия.

Разбирательство уголовного дела по делам о пре–ступлениях, совершенных лицами, не достигшими возраста 16 лет, всегда происходит в закрытом су–дебном заседании.

УПК различает прекращение судом уголовного дела о преступлении небольшой или средней тяжести, со–вершенном несовершеннолетним, с освобождени–ем его от уголовной ответственностии примене–нием к нему принудительной меры воспитательного воздействия, предусмотренной ч. 2 ст. 90 УК (ст. 431 УПК), иосвобождениесудом несовершеннолетнего подсудимого от наказанияза преступление неболь–шой или средней тяжести с направлением в специаль–ное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа органа управления образования (ст. 432 УПК). В по–следнем случае суд выносит обвинительный приговор с освобождением несовершеннолетнего подсудимого от наказания и направляет его в указанное учреждение до наступления совершеннолетия, но не более чем на трехлетний срок (ст. 92 УК).

89.Особенности производства о применении принудительных мер медицинского характера.

Основаниямидля производства о применении принудительной меры медицинского характера (да–лее ПММХ) являются:

– совершение лицом деяния, предусмотренного статьями Особенной части УК, в состоянии не–вменяемости(в этом случае лицо освобождает–ся от уголовной ответственности);

– наступление у лица после совершения преступ–ленияпсихического расстройства, делающего не–возможным назначение или исполнение наказания (лицо не освобождается от уголовной ответствен–ности и наказания, но решение этих вопросов от–кладывается до его выздоровления).

ПММХ назначаются в случаях, когда психическое расстройство связано с опасностью для заболевше–го, других лиц либо с опасностью причинения им ино–го существенного вреда.

Предварительное расследование проводится в форме следствия (ст. 434 УПК). К обстоятельствам, подлежащим доказыванию по делу, относятся время, место, способ и другие обстоятельства совершения преступления; совершение преступления данным лицом; характер и размер вреда, причиненного им; наличие у данного лица психических расстройств в прошлом, степень и характер психического заболе–вания в момент совершения преступления или во вре–мя производства по уголовному делу; связано ли пси–хическое расстройство лица с опасностью для него или других лиц либо возможностью причинения им иного существенного вреда (ст. 434 УПК).

По делу обязательно назначается судебно-психиат-рическая экспертиза (п. 3 ст. 196 УПК). В отношении лица, совершившего преступление в состоянии невменяемости, не выносится постановление о привлече–нии в качестве обвиняемого, к нему не применяются меры пресечения, по делу не составляется обвини–тельное заключение. Участие в деле защитника и за–конного представителя обязательно. Предварительное следствие по делам данной категории заканчивается либо постановлением о прекращении уголовного дела, либо постановлением о направлении уголовного дела в суд для применения ПММХ (ст. 439 УПК).

Судебное следствие начинается с изложения про–курором доводов о необходимости применения ПММХ. Прокурор в суде не поддерживает государственное обвинение, а высказывает мнение по вопросам, пе–речисленным в ст. 442 УПК.

Суд в совещательной комнате постановляет не приговор, а выносит постановление (ст. 443 УПК).

Рассмотрение вопроса о прекращении, об измене–нии или о продлении применения ПММХ производит–ся на основании ходатайства администрации психи–атрического стационара на основании заключения комиссии врачей-психиатров.

Суд рассматривает вопрос о прекращении, об изме–нении или о продлении ПММХ по правилам, установ–ленным для разрешения вопросов судом при исполне–нии приговора (ст. 396, 397, 445 УПК). Если лицо, у которого психическое расстройство наступило пос–ле совершения преступления и к которому применя–лись ПММХ, будет признано врачебной комиссией вы–здоровевшим, то суд на основании медицинского заключения выносит постановление о прекращении применения к данному лицу этой меры и решает во–прос о направлении руководителю следственного орга–на или начальнику органа дознания уголовного дела для производства предварительного расследования (время, в течение которого к лицу применялось прину–дительное лечение в психиатрическом стационаре, засчитывается в срок наказания – ст. 103 УК.)

90.Особенности производства по уголовным делам в отношении отдельных категорий лиц.

Решение о возбуждении уголовного дела в от–ношении нижеуказанных лиц либо о привлече–нии их в качестве обвиняемого принимается (ст. 448 УПК):

1) в отношении члена Совета Федерации и депута–та Госдумы– Председателем Следственного коми–тета при прокуратуре РФ на основании заключения коллегии из 3 судей Верховного Суда РФ о наличии в их действиях признаков преступления и с согласия соответственно Совета Федерации или Госдумы;

2) в отношении Генпрокурора РФ– Председате–лем Следственного комитета при прокуратуре РФ на основании заключения коллегии из 3 судей Вер–ховного Суда РФ, принятого по представлению Президента РФ, о наличии в действиях признаков преступления;

3) в отношении судьи Конституционного Су–да РФ– Председателем Следственного комитета при прокуратуре РФ на основании заключения кол–легии из 3 судей Верховного Суда РФ, о наличии в действиях судьи признаков преступления и с со–гласия Конституционного Суда РФ;

4) в отношении судьи Верховного Суда РФ, Выс–шего Арбитражного Суда РФ, областного суда– Председателем Следственного комитета при прокуратуре РФ на основании заключения коллегии из 3 судей Верховного Суда РФ о наличии в дей–ствиях судьи признаков преступления и с согласия Высшей квалификационной коллегии судей РФ;

5) в отношении иных судей– Председателем След–ственного комитета при прокуратуре РФ на основа–нии заключения коллегии из 3 судей областного суда о наличии в действиях судьи признаков пре–ступления и с согласия соответствующей квалифи–кационной коллегии судей;

6) в отношении Председателя Счетной пала–ты РФ, его заместителя и аудиторов Счетной палаты РФ– Председателем Следственного ко–митета при прокуратуре РФ;

7) в отношении Уполномоченного по правам че–ловека в РФ– Председателем Следственного ко–митета при прокуратуре РФ;

8) в отношении Президента РФ, прекратившего исполнение своих полномочий, а также кан–дидата в Президенты РФ– Председателем Следственного комитета при прокуратуре РФ;

9) в отношении депутата законодательного органа государственной власти субъекта РФ– руково–дителем Следственного комитета при прокуратуре РФ по субъекту РФ на основании заключения коллегии 3 судей верховного суда республики, краевого или об–ластного суда, суда города федерального значения, суда автономной области и суда автономного округа;

10) в отношении прокурора, руководителя следст–венного органа, следователя– вышестоящим руко–водителем следственного органа Следственного коми–тета при прокуратуре РФ на основании заключения судьи районного суда или гарнизонного военного суда по месту совершения преступления, а в отношении адво–ката– руководителем следственного органа Следст–венного комитета при прокуратуре РФ по району, городу;

11) в отношении депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного долж–ностного лица органа местного самоуправ–ления– руководителем Следственного комитета при прокуратуре РФ по субъекту РФ;

12) в отношении члена избирательной комиссии, комиссии референдума с правом решающего голоса– руководителем Следственного комитета при прокуратуре РФ по субъекту РФ, а члена Цент–ральной избирательной комиссии РФс пра–вом решающего голоса, председателя избира–тельной комиссии субъекта РФ– Председателем Следственного комитета при прокуратуре РФ.

91.Порядок взаимодействия судов, прокуроров, следователей и органов дознания с соответствующими компетентными органами и должностными лицами иностранных государств и международными организациями.

Взаимодействие судов, прокуроров, следо–вателей и органов дознанияс соответствующими компетентными органами и должностными лицами иностранных государств и международными организациямирегламентируется ст. 453-459 УПК.

Производство по большинству уголовных дел осу–ществляется силами и средствами национальных правоохранительных органов на территории государ–ства, где было совершено преступление.

Однако на практике возникают ситуации, когда лицо, совершив преступление на территории одного госу–дарства, с целью избежать уголовной ответственно–сти либо по иным причинам уезжает в другое государ–ство, где проживает открыто или скрывается от правоохранительных органов. Существующий в меж–дународном праве институт выдачи или экстрадиции обязывает государства, между которыми заключены соответствующие двусторонние или многосторонние договоры, по заявленному в установленном порядке требованию выдавать друг другу лиц, находящихся на их территории, для привлечения к уголовной ответ–ственности или для приведения приговора в испол–нение.

УПК РФ предусмотрел в своей структуре отдельную часть – пятую, посвященную международному сотруд–ничеству в сфере уголовного судопроизводства. Та–кое сотрудничество реализуется в трех основных направлениях:

1)во взаимодействии судов, прокуроров, следовате–лей и органов дознания с соответствующими ком–петентными органами и должностными лицами ино–странных государств и международными организа–циями (глава 53 УПК);

2) в выдаче лица для уголовного преследования или исполнения приговора (глава 54 УПК);

3) в передаче лица, осужденного к лишению свобо–ды, для отбывания наказания в государстве, граж–данином которого оно является (глава 55 УПК). Напомним, что многосторонние и двусторонние меж–государственные международные договоры Российской Федерации, включая договоры, заключенные СССР, правопреемницей по которым выступает Россия, со–гласно ч. 4 ст. 15 Конституции РФ являются составной частью российской правовой системы и действуют непосредственно. Если ими установлены иные прави–ла, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора (ч. 3 ст. 1 УПК).

Государство должно выполнять обязанности, возло–женные на него международным договором, после вступления этого договора в силу в целом и для кон–кретного государства. Обычно для вступления догово–ра в силу недостаточно лишь его подписания уполно–моченными органами или лицами договаривающихся государств. Например, подписанные Российской Фе–дерацией международные договоры, предметом кото–рых являются основные права и свободы человека и гражданина, подлежат ратификации. Равным обра–зом подлежат ратификации международные договоры России, при заключении которых стороны условились о последующей ратификации (ст. 15 Федерального за–кона от 15 июля 1995 г. «О международных договорах Российской Федерации»).

После ратификации международного договора и вступления его в силу он становится составной частью правовой системы Российской Федерации (ч. 4 ст. 15 Конституции РФ).

92.Порядок выдачи лица для уголовного преследования или исполнения приговора.

Российская Федерация может направить иностран–ному государству запрос о выдаче ей лица для уголов–ного преследования или исполнения приговора этим го–сударством или дать письменное обязательство Генерального прокурора РФ выдавать в будущем на ос–нове принципа взаимности этому государству лиц в со–ответствии с законодательством РФ. Направление за–проса о выдаче лица на основе принципа взаимности осуществляется, если в соответствии с законодатель–ством обоих государств деяние, в связи с которым на–правлен запрос о выдаче, является уголовно наказуе–мым и за его совершение либо предусматривается наказание в виде лишения свободы на срок не менее одного года или более тяжкое наказание – в случае выдачи для уголовного преследования, либо лицо осуж–дено к лишению свободы на срок не менее шести меся–цев – в случае выдачи для исполнения приговора.

При возникновении необходимости запроса о вы–даче все необходимые материалы представляются в Генеральную прокуратуру РФ для решения вопроса о направлении в соответствующий компетентный орган иностранного государства запроса о выдаче лица, находящегося на территории данного государ–ства (ч. 3 ст. 460 УПК).

Лицо, выданное иностранным государством, при–влечено в качестве обвиняемого, без согласия госу–дарства, его выдавшего, а также передано третьему государству за преступление, не указанное в запросе о выдаче. Вместе с тем согласия иностранного госу–дарства не требуется, если: 1) выданное лицо в тече–ние 44 суток со дня окончания уголовного судопроиз–водства, отбытия наказания или освобождения от него покинуло территорию РФ; 2) выданное лицо покинуло территорию РФ, но затем добровольно возвратилось в РФ.

Решение о выдаче лица, находящегося на террито–рии РФ, принимается Генеральным прокурором рФ или его заместителем. Решение может быть обжаловано в областной суд в течение 10 суток с момента получе–ния уведомления (ст.463 УПК).

Выдача лица не допускается:

1) в отношении гражданина РФ;

2) в отношении лица, которому предоставлено убежи–ще в РФ;

3) в отношении лица, которому за то же самое деяние вынесен вступивший в законную силу приговор или прекращено производство по уголовному делу;

4) если в соответствии с законодательством РФ истекли сроки давности или по иному законному основанию;

5) имеется вступившее в законную силу решение су–да РФ о наличии препятствий для выдачи данного лица в соответствии с законодательством и меж–дународными договорами Российской Федерации (ч. 1 ст. 464 УПК).

В выдаче лица может быть отказано,если: а) деяние, послужившее основанием для запроса о выдаче, не является по УК преступлением; б) дея–ние, в связи с которым направлен запрос о выдаче, совершено на территории РФ или против интересов РФ за пределами ее территории; в) за то же самое деяние в РФ уже осуществляется уголовное пресле–дование; г) уголовное преследование возбуждается в порядке частного обвинения (ч. 2 ст. 464 УПК).

Российская Федерация уведомляет иностранное госу–дарство о месте, дате и времени передачи выдаваемого лица. Если данное лицо не будет принято в течение 15 су–ток со дня, установленного для передачи, то оно может быть освобождено из-под стражи. Во всяком случае лицо подлежит освобождению по истечении 30 суток со дня, установленного для его передачи (ст. 467 УПК).

 

93.Передача лица, осужденного к лишению свободы, для отбывания наказания в государстве, гражданином которого оно является.