Углы поворота растровых структур

В соответсявии с автотипным способом передачи тонов формирование градации происходит посредством растрирования. Амплитудно-модулированное растровое изображение, применяемое в традиционных допе-чатных процессах, состоит из растровых точек, площадь которых зависит от плотностей оригинала. Раст- ровые точки всегда следуют друг за другом через равные интервалы, например, с периодом w=1/80 см в горизонтальном и вертикальном направлениях для растра 80-линий/см (линиатура растра L=80 линий на сан-тиметр или пространственная частота f s =80 см -1 ). Линиатура растра выбирается так, чтобы глаз не мог раз-

личать отдельные растровые точки с нормального расстояния рассматривания, а интегральный световой поток, отраженный от отдельных элементов растровой структуры, формировал ощущение плавных цветовых переходов (раздел 1.4.3).Однако поскольку в офсетной печати использование более высоких линиатур приводит к увеличенирастискивания и к уменьшению интервала плотностей репродукции, следует выбирать по возможности меньшую частоту растрирования. Кроме того, высокие частоты растрирования для воспроизведения очень мелких растровых точек требуют использования более гладких бумаг.

 

В офсетной печати черно-белые полутоновые изображения печатаются преимущественно с линиатурой L=60 см -1 , а цветные изображения из-за наличия вторичных растровых структур (розеток) – с L=80 см -1 . Для газетных иллюстраций в офсетной печати часто используют L=40 см -1 (в случае черно-белой печати) или L=60 см -1 (в случае многоцветной печати).На однокрасочных изображениях растровая структура в наименьшей мере обнаруживается глазом, если она повернута на 45° относительно горизонтали. Глаз легче замечает горизонтальные и вертикальные линии и менее чувствителен к диагональным (рис. 3.1-34,а).

 

 

Многокрасочные изображения образуются при наложении одного растрированного цветоделенного изображения поверх другого. Абсолютно точное совмещение цветоделенных изображений технически невозможно, к тому же нецелесообразно и не обязательно. Между последовательно печатаемыми изо-

бражениями всегда существуют отклонения в их расположении на запечатываемой поверхности; при этом ситуация может изменяться от экземпляра к экземпляру. Несмотря на то, что эти отклонения измеряются сотыми долями миллиметра, они бывают достаточными для того, чтобы образовалось явно заметное цветовое различие между отдельными печатными оттисками. Если прибавить к этим продольным сдвигам еще и небольшое смещение угла поворота одной цветоделенной растровой структуры относительно другой, то получатся явно видимые низкочастотные периодические структуры, заметно ухудшающие качество изображения. Это нежелательное взаимодействие растровых структур, называемое «муаром», зависит

от угла их поворота (рис. 1.4-27, 1.4-28). При шаге угла поворота, равном 30°, печатный оттиск будет почти нечувствительным к небольшим сдвигам и смещениям в повороте цветоделенных изображений. Однако при этом углы поворота могут приобретать лишь три дискретных значения (для трех цветоделенных изображений), так как соотношения между углами повторяются вследствие симметрии через каждые 90°. По-

этому стандарт DIN 16547 устанавливает для четырехкрасочной печати стандартные углы поворота растровых структур: 0, 15, 75 и 135°. Вследствие симметрии угол 135° соответствует углу 45°. Стандартом рекомендовано растрировать под углом 135° наиболее бросающуюся в глаза краску. Чаще всего это черная краска, но в зависимости от сюжета ею может быть также голубая или пурпурная. Растровая структура для желтой краски всегда устанавливается под углом 0°. Две остальные краски нужно наносить с углами поворота 15° или 75° (рис. 3.1-34, б).

При печати более чем в четыре краски необходимо двухкратно использовать углы поворота растровых структур. Испытанным способом является растрирование каждой дополнительной краски под тем же углом, что и её основной. Так, например, при так называемой цветной печати «Hi-Fi» в семь красок дополнительно к триадным цветным краскам печатают еще и красной (15°), зеленой (75°) и синей (0°).