Бюрократический статус 1 страница
Занятость большого числа инженеров и технологов в промышленных бюрократиях далее оформляет их социальные перспективы. Неразрывно вплетаясь в бюрократический аппарат, многие инженеры занимают свое место экспертов и принимают подчиненную роль с фиксированными сферами компетенции и власти и строго ограниченной ориентацией на более широкую социальную систему. В этом статусе они вознаграждаются за рассмотрение себя как помощников по техническим вопросам. А стало быть, не их функция задумываться о человеческих и срциальных последствиях внедрения своих эффективных приспособлений и процессов и решать, когда и как их следует внедрять. Эти вопросы находятся в ведении администраторов и менеджеров.
Основания для препоручения этих вопросов администраторам в деловых и промышленных организациях редко устанавливались так ясно и поучительно, как в следующей выдержке из Ретлисбергера: «...физики, химики, инженеры-механики, гражданские инженеры, инженеры-химики обладают продуктивным способом мышления о своем классе феноменов и простым методом обращения с ними. В этой сфере их суждения будут, вероятно, убедительными. Вне этой сферы их суждения более спорны. Некоторые среди них вполне ясно сознают эту ограниченность. Они не желают заниматься человеческим фактором; они хотят разработать лучшее орудие, лучшую машину для решения тех или иных технических задач. Вызовет ли внедрение этого орудия или машины увольнение скольких-то работников или не вызовет — их как инженеров совершенно справедливо не интересует... Эти люди бесценны для администратора во всякой промышленной организации».
Макс Вебер и Торстейн Веблен, наряду с другими учеными, указывали на опасность того, что эта профессиональная перспектива, заключающая в себе рационализированное отречение от социальной ответственности в пользу администратора, может быть вынесена инженерами за пределы собственно экономического предприятия. Из этого переноса мировоззрения и складывающейся в результате выученной неспособности работать с человеческими проблемами развивается пассивная и зависимая роль, предусмотренная для инженеров и технологов в сфере политической организации, экономических учреждений и социальной политики. Возникает угроза поглощения гражданского Я профессиональным.
По мере того как технические специалисты сосредоточивают таким образом внимание на «своих собственных» ограниченных задачах, суммарное воздействие технологии на социальную структуру становится по халатности таким делом, которым не занимается никто.
Задачи социального исследования
Инженеры могут с легким сердцем продолжать отрекаться от прямой заботы о социальных последствиях развивающейся технологии до тех пор, пока эти последствия не поддаются предвидению и не принимаются во внимание. В той мере, в какой социальные ученые так и не удосужились до сих пор обратиться к этой проблеме, даже у наиболее социально ориентированных технологов нет информационной основы для того, чтобы действовать с должной социальной ответственностью. Только когда люди, оснащенные навыками проведения социальных исследований, обеспечат адекватный корпус научного знания, люди, работающие в области инженерного дела, смогут перевести свой взгляд с индивидуального делового предприятия на более широкую социальную систему.
Как много столетий люди пренебрегали проблемами эрозии почвы — отчасти в силу непонимания того, что эрозия представляет собой значительную проблему, — так и сейчас они все еще пренебрегают той социальной эрозией, которую можно отнести на счет нынешних методов внедрения быстрых технологических изменений. Рыночный спрос на исследования в этой области очень и очень ограничен. Видимо, есть все основания предполагать, что интенсивному исследованию этих проблем, имеющих центральное значение для нашей технологической эпохи, посвящается меньше человеко-часов исследовательской деятельности, чем разработке соблазнительных упаковок для парфюмов и прочих подобных товаров повседневного спроса
или, скажем, планированию рекламных кампаний для отечественных производителей табака.
Для внедрения широкой программы социальных исследований, соразмерной масштабу проблемы, нет нужды ожидать появления новых исследовательских процедур. Методы социальных исследований неуклонно совершенствовались и благодаря дисциплинированному опыту, несомненно, будут развиваться и дальше. Эффективное развертывание этой программы ждет, однако, решений относительно организации исследовательских групп, финансирования исследований и направлений изучения.
Организация исследовательской группы
Разрозненные и некоординированные исследования, проводимые группами с разной профессиональной подготовкой, показали свою неадекватность. Проблемы, относящиеся к этой области, требуют взаимодополнительных знаний и навыков инженеров, экономистов, психологов и социологов. Как только это средоточие совместных изысканий получило бы признание, представители этих профессиональных сообществ могли бы приступить к попыткам принять программу совместного исследования. С самого начала им могло бы, вероятно, недоставать общих универсумов дискурса, но как показывает опыт АДТ*, модели сотрудничества между инженерами и социальными учеными разработать можно. Те стены, ограждающие друг от друга разные дисциплины, которые были возведены разделением научного труда, можно преодолеть, если признать в них временные средства, каковыми они собственно и являются.
Финансовая поддержка исследования
Из ограниченной совокупности социальных исследований в сфере промышленности большая часть была ориентирована на нужды менеджмента. Проблемы, отбираемые в качестве фокуса исследования — например, высокая текучесть рабочей силы и низкая производительность труда, — определялись, стало быть, преимущественно менеджментом; финансовая поддержка осуществлялась, как правило, менеджментом; границы и характер экспериментальных изменений в трудовой ситуации утверждались менеджментом; и регулярные отчеты составлялись в первую очередь для менеджмента. Сколь бы ни
* Администрация долины Теннесси. — Примеч. пер.
была обоснованной и ни казалась самоочевидной причина этого, следует заметить, что типичная перспектива социальных исследований в сфере промышленности такова и что она препятствует эффективному проведению исследования.
Эти замечания, разумеется, не оспаривают достоверность и полезность исследований, ориентированных на нужды менеджмента. Из того, что менеджмент продолжает финансировать эти исследования, мы можем лишь заключить, что они обнаружили свою чрезвычайную полезность и достоверность в рамках данного определения проблем. Однако интеллектуальный штаб всего лишь одного из слоев делового и промышленного населения может со временем обнаружить, что его внимание сосредоточилось на проблемах, отнюдь не относящихся к числу главных проблем, с которыми сталкиваются другие сектора этого населения. Может, например, оказаться, что разработка методов понижения тревожности у рабочих с помощью благожелательных и продолжительных собеседований или с помощью надлежащего поведения мастеров не попадает в число тех исследований, которые рабочие считают наиглавнейшими с точки зрения своих интересов. Они могут быть более заинтересованы в том, чтобы исследователи выявили различные последствия — для них и других людей — альтернативных планов, в соответствии с которыми происходило бы внедрение технологических изменений.
return false">ссылка скрытаЭто напоминает нам, что само социальное исследование протекает в определенной социальной обстановке. Социальный ученый, не сознающий того, что его методики включенного наблюдения, интервьюирования, составления социограмм и т.д. становятся для рабочих и мастеров, возможно, даже еще большим нововведением, чем технологические изменения на заводе, был бы поистине подозрительным пленником собственных открытий. Сопротивление такому нововведению можно предвидеть — хотя бы потому, что оно далеко отстоит от обычного опыта большинства людей. Тем, кто занят социальными исследованиями среди рабочих и административного персонала, нет нужды говорить о той смеси подозрительности, недоверчивости, напускной веселости и зачастую открытой враждебности, с которой их первоначально встречали. Незнакомость этого типа исследования в сочетании с его мнимо назойливым вторжением в сферы напряженности и частные дела обусловливают определенную меру сопротивления.
Если исследование субсидируется менеджментом и если изучаемые проблемы релевантны прежде всего для менеджмента, сопротивление рабочих будет многократно возрастать. А потому нас не долж-
но удивлять, что в некоторых сегментах организованного труда на первые попытки социального исследования в промышленности смотрят с некоторой мерой подозрения и недоверчивости, сопоставимой с той, которой было встречено в 20-е годы внедрение исследований в области научного управления. Ибо если у рабочих есть повод увидеть в исследовательской программе новомодное академическое средство противодействия профсоюзным организациям или научной замены материальных вознаграждений символическими, то такая проблема скорее создаст проблемы, нежели их обнаружит.
Следовательно, социальное исследование в промышленности следует проводить при общей поддержке менеджмента и труда, вне зависимости от источников его денежного финансирования. Добиться же сотрудничества большого числа рабочих не удастся до тех пор, пока они не будут знать, что получат какие-то выгоды от применения научного метода в той области, где прежде почти безраздельно господствовал эмпирический метод проб и ошибок.
Направления исследования
Первой задачей этих исследовательских групп стал бы поиск конкретных проблем, требующих внимания. Уже сам факт, что они проводят исследование, показал бы, что они не одержимы глупой верой в то, что передовые течения в технологии независимо от своего применения ведут к общему благу. От них должны ожидать, что в головах у них витают опасные мысли. Они не должны выносить культурные и институциональные аксиомы за пределы исследования. В центре их внимания должны находиться институциональные упорядочения, адекватные для инкорпорации всех производственных возможностей негладко, но непрерывно развивающейся технологии и вместе с тем справедливого распределения приобретений и потерь, заключенных в этих технологических достижениях.
В последнее десятилетие среди социальных исследователей наметилось противодействие былой склонности сосредоточивать внимание на экономических последствиях технологических достижений. Центр внимания исследователей переместился на чувства рабочих и социальные отношения на работе. Этот новый акцент, однако, имеет и свои недостатки. Технологическое изменение затрагивает не только чувства рабочих. И не только их социальные связи и статус — но также их доходы, их шансы иметь работу и их экономические интересы. И чтобы новые исследования человеческих отношений в промышленности были максимально эффективными, их следует проводить в связке
с продолжающимися исследованиями экономических последствий трудосберегающих технологий.
Кроме того, эти исследования никак не могут ограничиваться изучением одного только «рабочего». Вычленить рабочего так, как будто бы он представлял собой самодостаточный сектор индустриального населения, значит совершить насилие над структурой социальных отношений, действительно существующей в промышленности. По всей видимости, не один только рабочий подвержен предубеждениям, навязчивым фантазиям, недостаткам и искажениям установки и иррациональным неприязненным чувствам по отношению к коллегам по работе или начальникам. Вполне может оказаться, что поведение и решения менеджмента находятся под ощутимым влиянием сходных психологических паттернов и что они, наряду с обостренным чувством собственных экономических интересов, оказывают существенное влияние на принятие решений о внедрении трудосберегающих технологий.
В отсутствие исследований, проводимых при совместной финансовой поддержке труда и менеджмента и нацеленных на сообща согласованные проблемы, связанные с ролью технологии в нашем обществе, альтернативой становится следование нынешнему образцу разрозненных исследований, направленных нате особые проблемы, изучение которых соответствует интересам особых групп. Возможно, конечно же, что кому-то эта альтернатива покажется предпочтительной. Вполне возможно, что несколько заинтересованных групп не найдут основу для согласия по поводу финансирования и направленности социальных исследований в этой области. Однако это тоже будет служить выполнению их косвенной задачи. Если исследования технологов и социальных ученых, проводимые под совместным покровительством менеджмента и труда, будут на этих основаниях отвергнуты, то это будет важным диагностическим симптомом того состояния, в котором пребывают индустриальные отношения.
XX. ПУРИТАНСТВО, ПИЕТИЗМ И НАУКА
В своих пролегоменах к социологии культуры Альфред Вебер провел различие между общественными, культурными и цивилизацион-ными процессами1. Поскольку Вебера интересовало прежде всего разграничение этих категорий социологических явлений, он в значительной мере упустил из внимания их специфические взаимосвязи, т.е. ту область изучения, которая имеет основополагающее значение для социолога. Взаимодействие между некоторыми элементами культуры и цивилизации как раз и будет предметом данного очерка. Мы рассмотрим его на примере Англии семнадцатого века.
Пуританский этос
В первом разделе статьи будет дан схематичный очерк пуританского ценностного комплекса в той его части, в которой он был связан с заметным возрастанием интереса к науке, происходившим на протяжении второй половины семнадцатого столетия; во втором разделе статьи будет изложен соответствующий эмпирический материал, касающийся различий в культивировании естествознания протестантами и другими религиозными конфессиями.
Основная идея этого исследования состоит в том, что пуританская этика как идеально-типическое выражение ценностных установок, базисных для аскетического протестантизма в целом, настолько определила интересы англичан семнадцатого столетия, что стала одним из важных элементов усиленного культивирования науки. Глубоко коренящиеся религиозные интересы1 того времени настоятель-
© Перевод. Николаев В.Г., 2006
' Alfred Weber, «Prinzipielles zur Kultursoziologie: Gesellschaftsprozess, Zivilisationsprozess und Kulturbewegung», Archivfiir Sozialwissenschaft una" Sozialpolitik, Bd. XLVII, 1920, 47, S. 1—49. См. аналогичную классификацию у Макайвера: R.M. Maclver, Society: Its Structure and Changes, Chap. XI1; а также обсуждение этих исследований в: Morris Ginsberg, Sociology (London, 1934), p. 45—52. — Примеч. автора.
2 «Nicht die ethische Theorie theologischer Kompendien, die nuralsein (unter Umstanden allerdings wichtiges) Erkenntnismittel dient, sondern die in der psychologischen und
но требовали в своих косвенных следствиях систематического, рационального и эмпирического изучения Природы ради прославления Бога в трудах Господних и установления контроля над растленным миром.
Насколько ценности пуританской этики стимулировали интерес к науке, можно определить, ознакомившись с установками ученых того времени. Безусловно, возможно, что, изучая официально провозглашаемые мотивы ученых, мы имеем дело не с точными конста-тациями действительных мотивов, а с рационализациями, деривациями. В таких случаях, хотя они и могут находить подтверждение в отдельных конкретных примерах, ценность нашего исследования никоим образом не убывает, так как эти понятные рационализации сами по себе являются свидетельствами (у Вебера Erkenntnismitteln*) тех мотивов, которые расценивались в то время в качестве социально приемлемых, ибо, как говорит Кеннет Берк, «терминология мотивов формируется таким образом, чтобы находиться в соответствии с нашей общей ориентацией в отношении целей, инструментальных средств, добропорядочной жизни и т.д.».
Роберт Бойль был одним из ученых, попытавшимся открыто связать место, занимаемое наукой в социальной жизни, с другими культурными ценностями, особенно в работе «О пользе экспериментальной естественной философии». Такие попытки были предприняты также Джоном Реем, автором новаторских трудов по естественной истории, которого Галлер охарактеризовал как величайшего ботаника в истории человечества, Фрэнсисом Уиллоби, занимавшим, возможно, такое же видное место в зоологии, как и Рей в ботанике, Джоном Уил-кинсом, одним из главных вдохновителей «невидимой коллегии», из коей выросло потом Королевское Общество, Оутредом, Уоллисом и другими. За дополнительными данными мы можем обратиться к на-
pragmatischen Zusammenhangen der Religionen gegriindeten praktischen Antriebe zum Handeln sind das, was in Betracht kommt [unter 'Wirtschaftsethik' einer Religion]». Max Weber, Gesammelte Aufsatze zur Religionssoziologie (Tubingen, 1920), Bd. 1, S. 238. [«Что понимается здесь под «хозяйственной этикой» религии, станет очевидным в ходе дальнейшего изложения. Автора интересуют не этические теории теологических компендиумов, которые служат лишь средством познания (при некоторых обстоятельствах, правда, важным), а коренящиеся в психологических и прагматических религиозных связях практические импульсы к действию». Цит. в пер. М.И. Левиной по изданию: М. Вебер. Избранное. Образ общества. — М.: Юрист, 1994. с. 43.] Как справедливо указывает Вебер, легко увидеть тот факт, что религия всего лишь один из элементов в детерминации религиозной этики, но вместе с тем определение всех составных элементов этой этики является для нас сейчас задачей недостижимой, да и ненужной. Эта проблема ждет дальнейшего анализа и выходит за рамки настоящего исследования. — Примеч. автора.
* средства познания (нем.). — Примеч. пер.
учному обществу, которое, возникнув примерно в середине столетия, подталкивало и стимулировало научный прогресс более, чем какой бы то ни было другой непосредственный фактор, а именно: Королевскому Обществу. В этом случае нам особенно повезло, ибо в нашем распоряжении есть документальный отчет о его деятельности, который составлялся в то время под постоянным наблюдением членов Общества, а потому может считаться репрезентативным отражением их воззрений на мотивы и цели этой ассоциации. Это популярная в широких читательских кругах «История Лондонского Королевского Общества» Томаса Спрэта, которая была опубликована в 1667 г. после того, как ее внимательно прочли Уилкинс и другие представители Общества3.
Даже поверхностного ознакомления с этими сочинениями достаточно для того, чтобы обнаружить один неординарный факт: некоторые элементы протестантской этики проникли в царство научных дерзаний и наложили неизгладимый отпечаток на установки ученого в отношении своей работы. Споры о причинах и основаниях науки точь-в-точь соответствовали пуританским учениям на эту тему. Такая главенствующая сила, какой была в те дни религия, не знала, да, возможно, и не могла знать ни равных себе сил, ни каких бы то ни было ограничений. Так, в высоко ценимой апологии науки Бойля утверждается, что целью исследования Природы является приумножение славы Божией и блага Человека4. И этот мотив настойчиво повторяется. Характерно противопоставление духовного и материального. Эта культура прочно зиждилась на фундаменте утилитарных норм, которые конституировали меру желательности тех или иных видов деятельности. И если- определение действия, нацеленного на приумножение славы Господа, было смутным и неясным, то утилитарные стандарты были легко к нему применимы.
В первой половине века этот ключевой мотив отчетливо прозвучал в звучном красноречии Фрэнсиса Бэкона, этого «истинного апос-
3 См.: C.L. Sonnichsen, The Life and Works of Thomas Sprat (Harvard University, нео
публикованная докторская диссертация, 1931),p. 131 идалее. В этой работе приводит
ся развернутое доказательство того, что «История» дает репрезентативное отражение
взглядов Общества. Дополнительный интерес представляет то, что суждения о целях
Общества, представленные в книге Спрэта, сходятся в мельчайших деталях с Бойлевой
характеристикой мотивов и целей ученых вообще. Это сходство свидетельствует о гос
подстве этоса, заключавшего в себе эти установки. — Примеч. автора.
4 Robert Boyle, Some Considerations touching the Usefulness of Experimental Natural
Philosophy (Oxford, 1664), p. 22 идалее. См. также письма Уильяма Оутреда в: S.J. Rigaud
(ed.), Correspondence of Scientific Men of the Seventeenth Century (Oxford, 1841), p. XXXIV,
et passim; или письма Джона Рея в: Edwin Lankester (ed.), Correspondence of John Ray
(London, 1848), p. 389, 395, 402, et passim. — Примеч. автора.
тола ученых обществ». Не сделав в своей жизни ни одного научного открытия, не сумев оценить по достоинству значимость своих великих современников Гильберта, Кеплера и Галилея, наивно веря в возможность такого научного метода, который бы «расставил по местам все мудрости и объяснения», оставаясь радикальным эмпириком, считавшим, что математика не приносит науке никакой пользы, он тем не менее весьма преуспел в роли одного из основных поборников позитивной социальной оценки науки и отвержения бесплодной схоластики. Как и следовало ожидать от сына «образованной, красноречивой и религиозной женщины, исполненной пуританского рвения», на которого, вполне возможно, повлияли установки его матери, он говорит в сочинении «О преуспеянии наук» о том, что истинная цель научной деятельности — «слава Творца и облегчении человеческой участи». Поскольку бэконовское учение, как вполне ясно видно из многочисленных официальных и частных документов, установило основные принципы, на которых впоследствии было построено Королевское Общество, то нет ничего необычного в том, что в хартии Общества получает выражение то же самое чувство.
В завещании Бойля отзывается эхом все та же установка. Он адресует членам Общества такие слова: «Желаю им также счастливой удачи в их похвальных дерзаниях открыть истинную Природу Трудов Господних и молюсь о том, чтобы они и все прочие Изыскатели Физических Истин могли с чистым сердцем обратить свои Достижения на Славу Великого Творца Природы и Благополучие Рода Человеческого»5. Джон Уилкинс объявил экспериментальное исследование Природы самым действенным средством внушения людям благоговения перед Богом6. Фрэнсиса Уиллоби удалосьсклонить к опубликованию его трудов — которые он считал недостойными публикации — только тогда, когда Рей убедил его в том, что это средство восславить Господа7. Книга Рея «Мудрость Божия», принятая читателями настолько хорошо, что за какие-то двадцать лет было выпущено пять ее переизданий, — панегирик тем, кто прославляет Его изучением Его трудов8.
Современному человеку, относительно не затронутому религиозными воздействиями и замечающему сегодня почти полное размежевание, а то и противостояние между наукой и религией, повторение этих благоговейных фраз скорее всего покажется не более чем обыч-
5 Цит. по книге: Gilbert, Lord Bishop of Sarum, A Sermon preached at the Funeral of
the Hon. Robert Boyle (London, 1692), p. 25. — Примеч. автора.
6 Principles and Duties of Natural Religion (London, 1710 — 6th edition), p. 236 et
passim. — Примеч. автора.
1 Memorials of John Ray, p. 14 и далее. — Примеч. автора.
8 Wisdom of God (London, 1691), p. 126—129, et passim. — Примеч. автора.
ным словоупотреблением, не имеющим ничего общего с глубоко укорененными мотивирующими убеждениями. Эти выдержки, должно быть, покажутся ему примером qui nimium probat nihil probat*. Однако такая интерпретация возможна лишь в том случае, если он не возьмет на себя труд мысленно перенестись в структуру ценностей семнадцатого столетия. В частности, Бойль, потративший немалые средства на переводы Библии на иностранные языки, безусловно, не был обыкновенным лицемером. Как справедливо отмечает в этой связи Дж.Н. Кларк:
...Всегда трудно оценить, в какой степени в то, что говорилось в семнадцатом веке религиозным языком, вторгается то, что мы называем религией. Игнорированием теологических понятий и истолкованием их как обыкновенной формы проблему не решить. Напротив, нам необходимо чаще напоминать себе о том, что в те времена эти слова редко произносились без соответствующего смыслового сопровождения и что обычно их употребление предполагает повышенную интенсивность чувства'.
Второй главный принцип пуританского этоса определял социальное благополучие, или благо многих, как цель, которую необходимо постоянно иметь ввиду. И здесь опять-таки ученые того времени приняли ориентир, предписанный тогдашними ценностями. Науку следовало холить и лелеять как силу, ведущую к господству над Природой с помощью технологических изобретений. Королевское Общество, как сообщает нам его почтенный историограф, «не намерено останавливаться на каком-то отдельном благодеянии, оно продвигается к корню всех благородных изобретений»10. Но не следует осуждать эти опыты за то, что они не приносят немедленной пользы, ибо, как говорил достопочтенный Бэкон, упражнения светлого ума вызывают в конечном счете целую стаю изобретений, полезных для жизни и благосостояния человека. Эта способность науки улучшать материальные условия человеческого существования, продолжает он, помимо своей сугубо мирской ценности, благодатна еще и в свете Евангельской Доктрины Спасения Иисуса Христа.
Сквозь все принципы пуританства проходило все то же прямое их соответствие атрибутам, целям и результатам науки. Такой точки зрения придерживались в то время защитники науки. Пуританство всего лишь ясно озвучило основополагающие ценности эпохи. Если пуританство требует систематического, методичного труда и постоянного усердия в следовании своему призванию, то где еще — воп-
* Кто доказывает слишком много, тот ничего не доказывает (лат.). — Примеч. пер.
9 G.N. Clark, The Seventeenth Century (Oxford, 1929), p. 323. — Примеч. автора.
10 Thomas Sprat, History of the Royal-Society, p. 78—79. — Примеч. автора.
26 Мертои «Социальп. теория»
рошает Спрэт — можно найти больше активности, прилежания и систематичности, нежели в Искусстве Эксперимента, которое «никогда не может быть завершено непрестанными стараниями какого-либо отдельного человека, да и, пожалуй, более того, даже усилиями самого величайшего Собрания»?" Вот где может вволю развернуться самое неутомимое трудолюбие, ибо даже тайные сокровища Природы, самым надежнейшим образом укрытые от глаз человеческих, можно извлечь на свет стараниями и терпением12.
Разве не сторонится пуританин праздности, наводящей на греховные мысли (или мешающей ему следовать своему призванию)? А «какое место может быть вещам низким и незначительным в уме, употребляемом столь полезно и успешно [как в естественной философии]?»13 Разве не пагубны и не угодны плоти театральные представления и сборники пьес (и разве не отвращают они от более серьезных занятий)?14 Стало быть, «настало время заняться экспериментами, дабы они возвысили нас, научили нас Мудрости, проистекающей из глубин Знания, разогнали тени и рассеяли туманы [духовной дезориентации, приносимой Театром]»15. И наконец, разве не следует предпочесть монашеской аскезе жизнь, посвященную благородной деятельности в миру? Но тогда признайте факт, что изучение естественной философии «не предрасполагает нас к потаенной тиши монашеской Кельи: оно делает нас полезными Миру»16. Короче говоря, наука воплощает в себе две высоко превозносимые ценности: утилитаризм и эмпиризм.
В некотором смысле это явное полное совпадение качеств науки как призвания с пуританскими догматами представляет собой казуистику. Это спешная попытка вписать ученого как набожного обыва-
" Ibid., p. 341—342. — Примеч. автора.
12 Ray, Wisdom of God, p. 125. — Примеч. автора.
15 Sprat, op. cit., p. 344—345. — Примеч. автора.
14 Richard Baxter, Christian Directory (London, 1825 — впервые опубликована в 1664
г.), Vol. 1, p. 152; Vol. II, p. 167. Ср. с позицией Роберта Барклея, апологета квакеров,
который, в частности, предлагает «геометрические и математические опыты» как не
винные развлечения, к которым надлежит обратиться вместо пагубных театральных
спектаклей. R. Barclay, An Apology forthe True Christian Divinity (Phila., 1805 — книга была
написана в 1675 г.), р. 554—555. — Примеч. автора.
15 Sprat, op. cit., p. 362. — Примеч. автора.
16 Ibid., p. 365—366. Спрэт проницательно предполагает, что монашеская аскеза,
вызываемая религиозными сомнениями, была отчасти ответственна за отсутствие эм
пиризма у схоластов. «Но какие же прискорбные типы Философии должны были рож
даться у схоластов, когда частью их Религии было отделение самих себя, насколько
только возможно, от общения с человечеством? Когда они были настолько далеки от
раскрытия тайн Природы, что вряд ли даже имели возможность заметить самые обыч
ные ее труды». Ibid., p. 19. — Примеч. автора.