Второй и третий год жизни.

Этот период развития в отношении материнских функций можно рассматривать как целостный.

Его особенностью является включение в отношения ребенка с миром ограничений со стороны

взрослых. Этот момент в психоаналитических теориях оценивается как «насилие» мира взрослых по

отношению к уже имеющимся у ребенка способам удовлетворения потребностей и служит основой

развития личностных конфликтов и защитных механизмов. В отечественной психологии роль взрослого

оценивается как положительная на основе его включенности в ситуативно-деловое общение с ребенком.

Продолжается период совместно-разделенной деятельности. Ребенок вырастает из нее к трем годам,

присваивая себе способность постановки цели и право выбирать способы ее достижения (кризис трех

лет). Это происходит в процессе развития сенсомоторного интеллекта и игровой деятельности. Раннее

включение речи в развитие интеллектуальных структур, как и в случае с включением взрослого в

целедейственное звено структуры деятельности, качественно отличает этот процесс от развития

структуры деятельности на предыдущем филогенетическом уровне.

Развитие эмоционального благополучия приобретает характер образования конкретно-

культурного варианта этой структуры и ее индивидуальных особенностей. В течение второго года

жизни поведение привязанности стабилизируется, приобретая к третьему году характер устойчивой

личностной структуры. К концу третьего года возникает не менее устойчивая структура мотивации

достижений [X. Хекхаузен]. Как было видно выше, в совокупности они представляют собой

индивидуальное содержание эмоционального благополучия ребенка как переживания себя в мире и

своей активности во взаимодействии с ним. Исследования эмоционального благополучия у детей

дошкольного возраста показывают, что к концу раннего возраста оно является стабильной структурой и

коррелирует с типом материнского отношения. Развитие поведения детей в условиях материнской

депривации также свидетельствует о том, что третий год является завершающим в развитии базового

отношения ребенка к миру. Все это позволяет ограничиться в анализе материнских функций концом

раннего возраста.

На втором и третьем годах жизни функции матери состоят в эмоциональной включенности в

предметную и игровую деятельность ребенка, обеспечении поддержки в отношениях с миром, а также

предоставлении самостоятельности ребенку. Совмещение обеспечения безопасности и предоставления

самостоятельности обеспечивает успешное прохождение фазы сепарации (психоанализ), формирование

адекватной культурной модели качества привязанности (теория привязанности), обеспечение

успешного развития регулирующей функции эмоций (В.В. Лебединский), формирование адекватной

самооценки (теории личности) и мотивации на успех (теория мотивации достижений).