Позиционирование в рекламе.
Позиционирование в рекламе — акцентирование конкретных выгод марки для ее обособления от конкурентов.
Росситер и Перси предлагают три модели позиционирования:
• макромодель;
• мезомодель;
• микромодель.
Макромодель позиционирования марки X — У2 «Продукт X предлагает людям У помощь 2». Данная модель отвечает на два вопроса.
1. Как позиционировать марку в соответствии с потребностью в данной категории у потребителя? Для этого применяется:
• центровое позиционирование — марка представляется как средний продукт данной товарной категории. Такой вариант позиционирования подходит, если:
• марка является лидером на рынке;
• или марка-аналог готова предоставить те же самые выгоды, но по более низкой цене;
• дифференцированное позиционирование — марка четко определяет свое место внутри товарной категории за счет выделения своего уникального предложения. Такой вариант подходит, если:
• марка не занимает центровое место (покупателей не интересует предложение более низкой цены от этой марки);
• поздние марки-аналоги, которым легче подражать дифференцированным маркам.
2. Следует ли позиционировать марку относительно потребителя продукта или самого' продукта? В этом случае применяются рекламные технологии:
• «пользователь как герой», если:
• используется мотив социального одобрения;
• товар ориентирован на пользователей, недавно оказавшихся на рынке;
• подчеркивается специализация в данном сегменте рынка;
• «продукт как герой» — во всех остальных ситуациях. Мезомодель акцентирования выгоды. Главный упор делается:
• на мотивацию. Торговая марка должна позиционироваться по самому сильному мотиву, если этот мотив еще не был использован при позиционировании другой торговой марки.
Выделяются:
• информационная мотивация:
а) снятие проблемы;
б) избежание проблемы;
в) неполное удовлетворение;
• трансформационная мотивация:
а) чувственное удовольствие;
б) интеллектуальная или профессиональная стимуляция;
в) социальное одобрение;
• на выгоды:
а) важность выгоды (она считается важной, если отвечает побуждению покупателя);
б) т предоставление выгод (как потребитель оценивает способность марки предоставлять выгоды);
в) уникальность (как потребитель воспринимает способность марки удовлетворять его потребность лучше, чем это сделают другие марки).
Микромодель фокусирования на выгодах:
• акцент на характеристиках продукта подходит, если:
• целевая аудитория опытная;
• предметом рекламы является неосязаемая услуга;
• акцент на выгоде применяется, если:
• выгоду марки сложно скопировать;
• мотивация при покупке негативная;
• отношение к марке основано на эмоциях;
• акцент на эмоциях оправдан, если:
• выгоды марки легко скопировать;
• используется позитивная мотивация;
• отношение основано на характеристике.