Исходные данные для учета фактора масштаба производства товара при принятии управленческого решения

Показатели Значение показателя
1. Себестоимость единицы товара по старому
варианту, у. е.  
2. Программа выпуска товара по старому варианту
(в год), шт.  
3. Программа выпуска товара по новому варианту, шт.
4. Коэффициент, учитывающий фактор масштаба 0,85

На основе этих данных надо определить себестоимость товара по новому варианту и проанализировать факторы, за счет которых из­менилась себестоимость.

Себестоимость товара по новому варианту равна:

1400 * 0,85= 1190 у. е.

Себестоимость товара по новому варианту снизилась на 15% за счет увеличения годовой программы выпуска продукции на 66%. Поскольку программа увеличилась в рамках крупносерийного типа производства, будем считать, что кинематическая схема товара и его конструкция не претерпели существенных изменений. Себестоимость товара по новому варианту снизилась за счет:

1) прежде всего снижения производственных затрат. Увеличе­ние программы производства позволило лучше отработать техноло­гичность конструкции, применить более прогрессивные малоотход­ные, высокомеханизированные технологические процессы. Это по­зволило снизить технологические отходы материалов, трудоемкость изготовления продукции, сократить простои, производственный брак и т. д. Увеличение программы позволило также снизить в рас­чете на единицу продукции условно-постоянные расходы (общеце­ховые и общезаводские расходы);

2) сокращения в расчете на единицу продукции предпроизводственных затрат (затрат на маркетинг, НИОКР, организационно-технологическую подготовку производства). Принимаем, что абсо­лютное значение этих затрат сохранилось на прежнем уровне, а на единицу продукции они снизились на 66% (пропорционально уве­личению программы выпуска);

3) сокращения в расчете на единицу продукции послепроизводственных затрат (затрат на реализацию и фирменное обслужива­ние).

В свою очередь, увеличение программы производства может быть достигнуто за счет унификации однородной продукции либо рас­ширения рынка сбыта, завоевания новых сегментов вследствие повышения ее конкурентоспособности.