Роль Острожского культурно-образовательного центра в становлении и развитии реформационных и гуманистических идей.
Своеобразие украинской культуры 16 — первой половины 17 в. обусловливалось и тем, что украинский народ был лишён собственной государственности.
После присоединения украинских земель к католической Польше положение украинской культуры претерпело изменения. Польское королевство добивалось покорения украинских земель для приращения территории и обогащения. Отличная культура украинцев препятствовала захватническим планам Короны. Поэтому ни о какой поддержке и поощрении культурного прогресса украинцев согласно давним традициям не могло быть и речи.
Вместе с тем через Польшу в 'Украину попадали идеи Возрождения, Реформации и Контрреформации, получала распространение западноевропейская система образования. Не имея собственных высших учебных заведений, украинцы учились в европейских университетах, приобщаясь там к западноевропейским научным и художественным идеям, обогащая ими родную культуру. Но какие бы перспективы ни открывались перед теми украинцами, которые попадали в науку на чужбину, они не могли заменить обучения на родном языке на Родине, поскольку доступными европейские университеты были для единиц. Многочисленные протестантские и иезуитские школы и коллегиумы, появлявшиеся в украинских землях под влиянием реформационного движения, не могли помочь делу, поскольку главную цель воспитательной деятельности такие учебные заведения усматривали в обращении как можно большего количества украинцев в католическую веру или протестантизм.
Возрождение украинской школы началось с деятельности Острожского культурно-образовательного центра . Он был создан в 1576 г. по инициативе князя Константина-Василия Острожского . Главную цель собственной деятельности члены центра усматривали в возрождении украинской культуры на основах православия. А наиболее эффективным средством для достижения такой цели, по их убеждению, была школа. Такую школу и создали не позднее 1578 г. Давние славянские традиции сочетались здесь с достижениями тогдашней европейской школы.
В Острожской школе основательно изучались языки — славянский, греческий и латынь. Излагались в ней и “семь свободных наук” — грамматика, риторика, диалектика, арифметика, геометрия, астрономия, музыка. Школьная программа, по которой осуществлялось обучение в Острожской школе, предусматривала начальное и среднее образование с элементами высшего. Собственно говоря, поэтому современники называли Острожскую школу и школой, и коллегиумом, и академией. То была первая в Украине “славяно-греко-латинская” школа — первое высшее учебное заведение в Украине и среди православных.
Особое место занимала вера в чудодейственную силу старославянского языка. Произведения Герасима Смотрицкого, Ивана Вышенского показывали, что постижение Божественной истины в процессе получения привычек различения многочисленных смысловых оттенков слов, проникновение в их скрытую духовную сущность является одновременно и процессом становления человека как личности, ее самосозданием.
Особого значения в процессе духовного становления человека предоставляли тогдашние украинские книгочеи самопознанию. Иван Вышенский, в частности, считал, что благодаря самопознанию человек становится способным преодолеть свою земную форму и войти во внутренний духовный контакт с высшим бытием - человек превращается из существа, которое привязано к земным желаниям и страстям, в духовного человека. На основе идеи противопоставления Бога и мира, Бога и человека острожские книгочеи формируют представление о никчемности, греховности людской природы, предельное унижение и нивелированиеее познавательных способностей. Однако при этом верили в силу человеческого познания, которая, по их мнению, зависела от искренности, настойчивости и воле каждого человека.
Острожский культурно-образовательный центр своей деятельностью сделал значительный взнос в развитие философской мысли Украины. В нем культивировалось понимание философии как мудрости с характерными поисками истины на пути мистического единения с Богом. Основной философской проблемой, которую старались решить представители этих двух полярных течений, была проблема человека и его назначение в земном бытии. Высшее благо человека - познание абсолютной истины (Бога) – достигается лишь на пути чистого созерцания (vita contemplativa). Отсюда отказ от активной общественной жизни, возвеличивание идеалов скитского монашества. Полное совершенство человека возможно только в духовном плане.
В конечном счете, как Острожский центр, так и братские школы послужили фундаментом для возникновения Киево – Могилянской академии, основанной П. Могилой в 1632г.