А) Дискуссия на тему «Как мы делаем выбор?».

Предлагаем вниманию высказывания о свободе известных людей, лучше развесить их в печатном виде:

“Человек – раб потому, что свобода трудна, рабство же легко”. (Н.А.Бердяев)

“Излишек свободы приводит к анархии, слишком жесткие путы приводят к деспотии”. (Сунь Ятсен – китайский ученый)

“Свобода есть не произвол, но согласие с законами необходимости” (В.Г.Белинский)

«Свобода – это, в первую очередь, не привилегии, а обязанности». (Альбер Камо)

Вопросы для обсуждения:

Как вы понимаете эти высказывания (поочередно)

Почему к такому трактованию понятия “свобода” пришел каждый из них?

Как ты считаешь, правы ли они в своих высказываниях?

Может ли свобода быть безграничной?

Несколько мудрых мыслей

«Нужно, чтобы человек понял, что он творец и хозяин мира, что на нем ответственность за все несчастья земли и что ему принадлежит слава за все хорошее, что есть в жизни». (Ромен Роллан)

«Настоящая ответственность бывает только личной. Человек краснеет один». (Фазиль Искандер)

Вопросы для обсуждения:

Как вы поняли эти мысли?

Где и в каких жизненных ситуациях может и должна проявиться ваша ответственность?

 

Предложить учащимся фрагмент сказки “Иван-царевич и серый волк”, в которой Иван-царевич стоит на распутье и выбирает дорогу.

Иван-царевич взял у родителя, царя Выслава, благословение, выбрал себе коня и отправился на поиски жар-птицы, сам не зная куда.

Едет он путем-дорогою, близко ли, далеко ли, низко ли, высоко ли, - скоро сказка сказывается да не скоро дело делается, - наконец приехал он в чистое поле, в зеленые луга. А в чистом поле стоит столб, а на столбу написаны слова: “Кто поедет от столба сего прямо, тот будет голоден и холоден; кто поедет в правую сторону, тот будет здрав и жив, а конь его будет мертв; а кто поедет в левую сторону, тот сам будет убит, а конь его жив и здрав останется!”. Иван-царевич прочел эту надпись и поехал в правую сторону, держа на уме: хотя конь его и убит будет, зато сам жив останется и со временем сможет достать себе другого коня.

Ехал он день, другой и третий; вдруг вышел ему навстречу пребольшой серый волк и сказал:

- Ох ты гой еси, младой юноша Иван-царевич! Ведь ты читал: на столбе написано, что конь твой будет мертв, так зачем сюда едешь?

Волк вымолвил эти слова, разорвал коня Ивана-царевича надвое и пошел прочь в сторону.Иван-царевич очень сокрушался по своему коню, заплакал горько и пошел прочь пешком.

Можно зачитать отрывок из этой же сказки, рассказывающий о том, как Иван-царевич доставал коня златогривого.

Послал царь Долмат Ивана-царевича достать коня златогривого из конюшен царя Афона. Иван-царевич сел на спину серому волку, и волк побежал так скоро, как стрела, и бежал долго ли, коротко ли, наконец, прибежал в государство царя Афона ночью. И, пришедши к белокаменным царским конюшням, серый волк Ивану-царевичу сказал:

- Ступай, Иван-царевич, в эти белокаменные конюшни, - теперь караульные конюхи все крепко спят, - бери ты коня златогривого. Только на стене висит золотая узда, ты ее не бери, а то худо будет тебе!

Иван-царевич вступил в белокаменные конюшни, взял коня и пошел было назад, но увидев на стене золотую узду и так на нее прельстился, что снял ее с гвоздя; только снял, как вдруг пошел гром и шум по всем конюшням, потому, что к этой узде были подведены струны. Караульные конюхи тотчас проснулись, прибежали, Ивана-царевича поймали и повели к царю Афону…

Вопросы для обсуждения:

В какой ситуации оказался Иван - царевич?

Возникают ли подобные жизненные ситуации у нас с вами, когда нужно сделать выбор?

Всегда ли мы правильно делаем выбор?

От чего зависит наш выбор? (От ценностей, на которые мы опираемся в своем выборе).

Теперь перечислим те ценности, на которые мы должны опираться, делая свой выбор:

- права человека;

- ответственность;

- границы свободы;

- совесть;

- гуманизм;

- умение поставить себя на место другого человека;

- нравственные нормы;

- закон.

А на что мы ориентируемся, делая свой выбор?

- на качество;

- интересы;

- что сегодня модно;

- свои способности;

- личные потребности;

- возможности;

- последствия;

- польза;

- материальные возможности;

- потребности рынка труда;

- наличие свободного времени;

- информированность о ситуации выбора;

- возможные варианты выбора;

А теперь давайте предположим, в какой сфере жизнедеятельности человеку проще осуществить свой выбор, а в какой - сложнее?