А) Дискуссия «Роль активного слушания в нашей жизни».

Цель: определить значение навыков активного слушания и активизации деятельности по их формированию.

Перед началом дискуссии учитель спрашивает о том, как получилось выполнение домашнего задания. Затем учащиеся делятся на небольшие группы и приступают к выполнению заданий.

Инструкция: На листе ватмана группа вырабатывает правила активного слушания и формулирует способы улучшения взаимопонимания в общении. Отвечают на вопросы: «Что мы понимаем под активным слушанием? Как мы себя чувствуем, когда представленная нами информация становится искаженной? Что необходимо делать для правильного восприятия и передачи информации?».

После выполнения задания, обсуждения, учитель предлагает сформулировать правила активного слушания.

Правила активного слушания[17]:

1. Полностью сконцентрируй свое внимание на собеседнике. Обращай внимание не только на слова, но и на позу, мимику, жестикуляцию.

2. При необходимости задавай уточняющие вопросы. Проверяй, правильно ли ты понял слова собеседника (используй опорные фразы: «Правильно ли я понял, что …», «Я могу уточнить …», «То есть вы хотели сказать, что …»). Получение ответа на свой вопрос (это может быть «да», «нет», «не совсем»). Не давай советов.

3. Не давай оценок.

4. Не перебивай. Если заданы вопросы, надо терпеливо, до конца выслушать ответы.

5. Поддерживай собеседника. Используй ресурс позы и мелких движений (необходимо сидеть напротив человека; корпус наклонен немного вперед, не забывайте чуть-чуть кивать головой, когда человек отвечает на Ваши вопросы), взгляда (смотрим в глаза доброжелательно, внимательно, принимаем собеседника).