А) Знакомство учащихся с понятиями формального и неформального общения.

Учитель предлагает учащимся следующую информацию для обсуждения.

Наша жизнь состоит из общения, мы постоянно находимся во взаимодействии с окружающим миром и людьми. Впервые мы сталкиваемся со стереотипом общения, будучи младенцами, общаясь с близкими людьми, – это и становится основой для взаимодействия с другими людьми на всю нашу жизнь. Мы общаемся с родными и близкими людьми, друзьями и коллегами по учебе и работе, сотрудниками и партнерами в бизнесе, и, естественно, при каждом знакомстве с новым человеком или людьми. От того, насколько умело и эффективно мы умеем общаться с людьми, зависит то, как нас воспринимают окружающие и насколько успешны мы в жизни. Люди, которые умеют общаться лучше других, обычно более успешны, они достигают большего, как в личной жизни, так и в деловой. Умение общаться – это искусство слушать и слышать, искусство видеть и чувствовать, умение понять собеседника и донести до него свои мысли. [15]

Умению общаться можно и нужно учиться. Каждый способен научиться общаться продуктивно.

Выделяют несколько видов общения, основными из которых являются формальное и неформальное. Подробно остановимся на характеристике каждого из них.

Формальным называется общение, которое происходит согласно нормам, правилам поведения, установленным в учреждении, и подчинено решению конкретных задач, стоящих перед вами: на работе, во время учебы, в общении с малознакомыми.

Неформальное общение — это своеобразная связь с другим человеком, построенная на взаимном принятии личностных свойств и достоинств, которая предполагает определенный уровень понимания, согласия, психологической близости. Именно в этих отношениях удовлетворяется потребность в самореализации в рамках данной работы, в уважении и принятии – это общение дома, с родителями и друзьями.

Главная особенность неформального общения в том, что ему нигде, и никто не учит. Каждый учится сам находить взаимопонимание в неформальной обстановке. Многие люди считают (и для этого есть достаточные основания), что уровень интеллекта конкретного человека определяется как раз тем, как и какие неформальные отношения он может создавать и поддерживать.

Формальное (деловое) общение можно условно разделить на прямое (непосредственный контакт) и косвенное (когда между партнерами существует пространственно-временная дистанция).

Прямое деловое общение обладает большей результативностью, силой эмоционального воздействия и внушения, чем косвенное - в нем непосредственно действуют социально-психологические механизмы.

В целом, деловое общение отличается от обыденного (неформального) тем, что в его процессе ставятся цель и конкретные задачи, которые требуют своего решения. В деловом общении мы не можем прекратить взаимодействие с партнером (по крайней мере, без потерь для обеих сторон). В обычном дружеском общении чаще всего не ставятся конкретные задачи, не преследуются определенные цели. Такое общение можно прекратить (по желанию участников) в любой момент.

Деловое общение реализуется в различных формах:

- деловая беседа;

- деловые переговоры;

- деловые совещания;

- публичные выступления.

Надо признать, что неформальное общение является важным механизмом, обуславливающим отношения между людьми в любом коллективе.

Психологи считают, что неформальные отношения существуют на основе двух уровней психологической близости: первичном и рациональном. Первичный уровень возникает уже при первом контакте (длительное знакомство не требуется, создается ощущение, что вы сто лет знаете друг друга). Он характеризуется высокой спонтанностью эмоционального восприятия, неосознанностью и мало поддается волевому регулированию. Этому уровню близости свойственны легкость, высокая степень доверия и понимания, правильный прогноз действий партнера в ситуации и, наконец, принятие его со всеми сильными и слабыми сторонами.

Рациональный уровень основан на понимании сходства установок, ценностей, норм, жизненного опыта. Он возникает на определенном этапе отношений с человеком, осознается и регулируется нами.

Считается, что отношения, основанные на общих ценностях и интересах (рациональный уровень), более устойчивы на работе, нежели отношения на основе симпатий и антипатий. Если вы внимательно присмотритесь к существующим в вашем коллективе неформальным связям, то они, скорее всего, будут укладываться в одну из пяти форм взаимодействия:

«Пара» — два человека взаимно симпатизируют друг другу. Часто один из них бывает лишь дополнением или «спутником» другого.

«Треугольник» — три человека симпатизируют друг другу и составляют свое маленькое, но вместе с тем очень тесное ядро коллектива.

«Квадрат» — может образовываться как совокупность пар, отношения между которыми не обязательно имеют одинаковую интенсивность.

«Цепочка» — это линейная связь между несколькими людьми, которая при определенных условиях может стать источником слухов, «испорченного телефона».

«Звезда» — основывается на неформальном лидере, к которому приближены несколько членов коллектива.

Каждая из этих форм неформального общения, так или иначе, возникает в любом учебном коллективе с определенной целью, а именно — наилучшей адаптации к его внутренним правилам и законам существования.