Правило 13 Стационарные системы сигнализации обнаружения пожара

1.11 Автоматические извещатели должны срабатывать под воздействием тепла, дыма или других продуктов горения, пламени или любого сочетания этих факторов.

Вопрос:Какими преимуществами обладает водяная аэрозольная система объемного тушения пожара
Ответы:
Компактность
Надежность
Безопасность
Экологическая чистота
Комментарий:
По сравнению с традиционными системами объемного пожаротушения системы водяного аэрозольного пожаротушения обладают целым рядом существенных преимуществ, в число которых входят: компактность, надежность, экологическая чистота, безопасность

Вопрос:Аппараты EEBDдолжны иметь запас воздуха, достаточный для обеспечения дыхания персонала в течение некоторого времени. Введите минимально допустимую продолжительность (в минутах)
Ответы:минимум 10 минут

Комментарий:
Согласно требованиям СОЛАС 74, все суда должны иметь на борту аварийные эвакуационные дыхательные аппараты (EEBD – Emergency Escape Breathing Device) с запасом воздуха не менее чем на 10 минут.

Вопрос:Возможно, ли в гидрокостюме спуститься на надувной спасательный плот (шлюпку) по штормтрапу?
Ответы:Да, Нет

Комментарий:
Человек в гидрокостюме должен иметь возможность подниматься и спускаться по вертикальному трапу длиной не менее 5 метров

Вопрос:С какой предельной высоты безопасно прыгать в воду в гидрокостюме?
Ответы:
С любой без ограничений
Приблизительно 5 метров
Приблизительно 10 метров

Комментарий:
Человек в гидрокостюме должен иметь возможность прыгать в воду с высоты не менее 4,5 метров

Вопрос:Как долго сможет выжить человек в гидрокостюме, изготовленным из материала обладающего теплоизоляционными свойствами в холодной воде (при температуре воды около 2 градусов)?
Ответы:2 часа, 6 часов, 12 часов, 24 часа
Комментарий:Гидрокостюм, изготовленный из материала, обладающего теплоизоляционными свойствами должен обеспечивать достаточную теплозащиту ... так, чтобы внутренняя температура тела человека не падала более чем на 2 градуса после пребывания его в течение 6 часов в циркулирующей воде с температурой от 0 до 2 градусов

Вопрос:Как долго сможет выжить человек в гидрокостюме, изготовленном из материала не обладающего теплоизоляционными свойствами, при температуре воды около 5 градусов?
Ответы:В течение часа, 6 часов, 12 часов, 24 часа

Комментарий:
Гидрокостюм изготовленный из материала, не обладающего теплоизоляционными свойствами, должен: обеспечивать достаточную теплозащиту после одного прыжка в нем в воду с высоты 4,5 м, так чтобы внутренняя температура тела человека не падала более чем на 2 градуса после пребывания его в течение часа в воде с температурой 5 градусов

Вопрос:Где на судне должны размещаться спасательные круги?
Ответы:
На всех палубах надстройки
На главной палубе
На шлюпочной палубе
На всех открытых палуба

Комментарий:
Спасательные круги должны быть распределены таким образом, чтобы быть легкодоступными на обоих бортах судна и по возможности на всех открытых палубах

Вопрос:Спасательный жилет позволяет прыгать в воду без получения телесных повреждений и без смещения или повреждения самого жилета с высоты не менее
Ответы:
1.5 метров
3 метров
4,5 метров
6 метров

Комментарий:
2.2.1.2. Конструкция спасательного жилета должна быть такой, чтобы в нем можно было прыгать в воду без получения телесных повреждений или смещения или повреждения при этом спасательного жилета с высоты не менее 4,5 метров

Вопрос:Где на судне можно найти круг с дымовой шашкой
Ответы:
У парадного трапа
На шлюпочной палубе
Ближе к корме
На ходовом мостике

Комментарий:
Не менее двух из спасательных кругов должны быть снабжены автоматически действующими дымовыми шашками и иметь возможность быстро сбрасываться с ходового мостика

Вопрос:Где на судне должны находиться круги с самозажигающимися огнями
Ответы:
На ходовом мостике
На шлюпочной палубе
Равномерно по обоим бортам судна
На кормовой палубе

Комментарий:
Спасательные круги с огнями должны быть равномерно распределены по обоим бортам судна

Вопрос:Дополнительные спасательные жилеты на пассажирском судне должны храниться
Ответы:
В каждой спасательной шлюпке
В каждой дежурной шлюпке
На палубе в местах сбора
В коридорах на пассажирской палубе

Комментарий:
В дополнение к спасательным жилетам … каждое пассажирское судно должно иметь спасательные жилеты в количестве не менее 5% от общего числа находящихся на борту людей. Эти спасательные жилеты должны храниться на видном месте на палубах в местах сбора

Вопрос:С какой высоты можно безопасно сбрасывать спасательный плот?
Ответы:3 метра, 10 метров, 18 метров, Без ограничений

Комментарий:
Конструкция спасательного плота должна быть такой, чтобы при сбрасывании его на воду с высоты 18 метров спасательный плот и его оборудование работали удовлетворительно

Вопрос:С какой максимальной высоты в случае необходимости можно спрыгнуть на спасательный плот, не опасаясь его повредить?
Ответы:1 метр, 10 метров, 5 метров, С любой высоты

Комментарий:
Находясь на плаву, спасательный плот должен быть способен выдерживать многократные прыжки на него с высоты не менее 4.5 метров от его днища как с поднятым тентом, так и без него

Вопрос:Дежурная шлюпка должна быть способна маневрировать со скоростью не менее
Ответы:3 узла, 6 узлов, 9 узлов, 12 узлов

Комментарий:
5.1.1.6. Дежурные шлюпки должны быть способны маневрировать при скорости по меньшей мере 6 узлов

Вопрос:Дежурная шлюпка должна быть способна маневрировать со скоростью не менее 6 узлов в течение не менее
Ответы:1 часа, 2 часов, 4 часов, 8 часов

Комментарий:
5.1.1.6. Дежурная шлюпка должна быть способна маневрировать при скорости, по меньшей мере, 6 узлов и сохранять эту скорость в течение не менее 4 часов

Вопрос:Дежурная шлюпка должна буксировать самый большой спасательный плот судна со скоростью не менее
Ответы:1 узел, 2 узла, 3 узла, 6 узлов

Комментарий:
5.1.1.7. Дежурные шлюпки должны обладать достаточной мобильностью и маневренностью для буксировки самого большого из имеющихся на судне плотов со скоростью не менее 2 узлов

Вопрос:Спасательный плот с полной нагрузкой на тихой воде можно безопасно буксировать со скоростью, не превышающей
Ответы:3 узла, 6 узлов, 9 узлов, 12 узлов

Комментарий:
4.1.1.4. Конструкция спасательного плота и его оборудование должны позволять буксировать его со скоростью 3 узла на тихой воде

Вопрос:Скорость спасательной шлюпки при ее полной загрузке на тихой воде должна быть не менее
Ответы:3 узлов, 6 узлов, 9 узлов, 12 узлов

Комментарий:
4.4.6.8. Скорость переднего хода спасательной шлюпки на тихой воде, когда она нагружена полным комплектом людей и снабжения должна быть не менее 6 узлов

Вопрос:В соответствии с требованиями МК СОЛАС-74 визуальный осмотр всех спасательных шлюпок, спасательных плотов, дежурных шлюпок и спусковых устройств должен производится с периодичностью
Ответы:1 неделя, 1 месяц, ежедневно
Комментарий:
РАЗДЕЛ 1 - ПАССАЖИРСКИЕ И ГРУЗОВЫЕ СУДА Правило 19Эксплуатационная готовность, техническое обслуживание и проверки 6 Еженедельная проверка Еженедельно должны проводится следующие испытания: .1 должен быть проведен визуальный осмотр всех спасательных шлюпок, спасательных плотов, дежурных шлюпок и спусковых устройств с тем, чтобы убедиться в их готовности к использованию; .2 двигатели всех спасательных и дежурных шлюпок должны работать на передний и задний ход в общей сложности не менее 3 мин при условии, что температура окружающей среды превышает минимальную температуру, требуемую для пуска двигателя; .3 должна быть испытана общесудовая авральная сигнализация

Вопрос:В соответствии с требованиями МК СОЛАС-74 проверка работы двигателей всех спасательных шлюпок и дежурных шлюпок должна производится с периодичностью
Ответы:1 неделя, 1 месяц, ежедневно

Вопрос:В соответствии с требованиями МК СОЛАС-74 проверка работоспособности судовой авральной сигнализации должна производиться с периодичностью
Ответы:1 неделя, 1 месяц, ежедневно

Вопрос:Проверка комплектности штатного снабжения судовых спасательных шлюпок и их состояния в соответствии с требованиями МК СОЛАС-74 должна производиться
Ответы:
после выхода в рейс
еженедельно
ежемесячно
раз в полугодие
Комментарий:
РАЗДЕЛ 1 - ПАССАЖИРСКИЕ И ГРУЗОВЫЕ СУДА

Правило 19Эксплуатационная готовность, техническое обслуживание и проверки

7 Ежемесячные проверки Ежемесячно по контрольному списку ... Должна производится проверка спасательных средств, включая снабжение спасательных шлюпок, с тем чтобы убедиться в их комплектности и в том, что они находятся в хорошем состоянии. Результаты проверки должны заноситься в судовой журнал

Вопрос:Техническое обслуживание надувного спасательного плота должно проводиться в одобренной сервисной организации через промежутки времени не превышающие ...
Ответы:12 месяцев, 5 лет, 0,5 года
Комментарий:
РАЗДЕЛ 1 - ПАССАЖИРСКИЕ И ГРУЗОВЫЕ СУДА

Правило 19Эксплуатационная готовность, техническое обслуживание и проверки

8.1 Каждый надувной спасательный плот и надувной спасательный жилет должен проходить обслуживание: через промежуток времени, не превышающий 12 месяцев. Однако в случаях, когда это представляется необходимым и целесообразным, Администрация может продлить этот промежуток времени до 17 месяцев

Вопрос:В случае, если во время рейса был произведен ремонт надувной дежурной шлюпки, то после прихода в порт в соответствии с требованиями МК СОЛАС-74...
Ответы:
шлюпка должна быть заменена на новую
шлюпка должна пройти проверку в одобренной сервисной организации
дополнительные мероприятия не требуются

Вопрос:Техническое обслуживание гидростатов спасательного плота должно проводиться в одобренной сервисной организации через промежутки времени не превышающие ...
Ответы:12 месяцев, 5 лет , 0,5 года
Комментарий:
РАЗДЕЛ 1 - ПАССАЖИРСКИЕ И ГРУЗОВЫЕ СУДА

Правило 19Эксплуатационная готовность, техническое обслуживание и проверки

9. Гидростатические разобщающие устройства должны проходить обслуживание:

.1 через промежуток времени, не превышающий 12 месяцев. Однако в случаях, когда это представляется необходимым и целесообразным, Администрация может продлить этот промежуток времени до 17 месяцев

Вопрос:Как часто должны проводиться учения по судовым тревогам на грузовых суда
Ответы:
Не реже одного раза в неделю
Не реже одного раза в месяц
Не реже одного раза в квартал
Не реже одного раза в год

Комментарий:
РАЗДЕЛ 1 - ПАССАЖИРСКИЕ И ГРУЗОВЫЕ СУДА

Правило 18Подготовка и учения по борьбе за живучесть судна

3. Учебные сборы и учения

3.1 Ежемесячно каждый член экипажа должен принять участие по меньшей мере в одном учении по оставлению судна и в одном по борьбе с пожаром….

Вопрос:Как часто должны проводиться учения по судовым тревогам на пассажирских суда
Ответы:
Не реже одного раза в сутки
Не реже одного раза в неделю
Не реже одного раза в месяц
Не реже одного раза в квартал

Комментарий:
Учения по судовым тревогам должны проводиться не реже одного раза в месяц, а на пассажирских судах – одного раза в неделю

Вопрос:Главной задачей в ситуации, грозящей судну гибелью, является
Ответы:
Спасение наиболее ценного груза
Спасение судовой документации
Спасение самого судна
Спасение людей
Комментарий:
При возникновении ситуации грозящей гибелью людей или судна необходимо в первую очередь применять все меры по эвакуации и спасению людей

Вопрос:В первые же минуты при объявлении шлюпочной тревоги должны быть приняты следующие меры
Ответы:
Предотвращение паники
Организованный выход членов экипажа и вывод пассажиров
Укомплектование спасательных шлюпок снабжением до их спуска на воду
Организованный спуск спасательных средств на воду
Все вышеперечисленные меры
Комментарий:
Самые совершенные спасательные средства судна и Расписание по шлюпочной тревоге могут оказаться недейственными, если … не будут приняты следующие действенные меры:

- предотвращение паники среди членов экипажа и пассажиров
- организованный выход членов экипажа и вывод пассажиров
- укомплектование спасательных шлюпок снабжением до их спуска на воду
- организованный спуск спасательных средств на воду

Вопрос:Где должна находиться папка документов по борьбе за живучесть судна
Ответы:
На мостике
В машинном отделении
В каюте капитана
В каюте старшего помощника капитана
Комментарий:
Для руководства борьбы за живучесть судна на ГКП (мостике) должна находиться папка документов по борьбе за живучесть

Вопрос:Кто отвечает за проведение систематических осмотров и проверок стационарных средств борьбы за живучесть судна?
Ответы:
Капитан судна
Старший помощник
Старший механик
Командный состав по заведованию
Комментарий:
2.6.2 – За проведение систематических осмотров и проверок отвечают лица командного состава согласно расписанию по заведованиям

Вопрос:При проведении судовых учений каждая спасательная шлюпка должна спускаться на воду с расписанной на ней командой
Ответы:
на каждом учении по покиданию судна
один раз за рейс
по меньшей мере один раз в 3 месяца
не реже чем один раз в полугодие
Комментарий:
РАЗДЕЛ 1 - ПАССАЖИРСКИЕ И ГРУЗОВЫЕ СУДА

Правило 18Подготовка и учения по борьбе за живучесть судна

3.6 Каждая спасательная шлюпка с расписанной на ней командой должна спускаться на воду и маневрировать на воде по меньшей мере один раз в 3 месяца во время проведения учения по оставлению судна. Администрация может разрешить судам, совершающим короткие международные рейсы, не спускать на воду спасательные шлюпки одного борта, если схема их швартовки в порту и характер перевозок не позволяют спускать на воду спасательные шлюпки этого борта. Однако все такие спасательные шлюпки должны приспускаться по меньшей мере один раз в 3 месяца и по меньшей мере один раз в год спускаться на воду.

Вопрос:Отметьте чем из перечисленного в ответах могут быть снабжены спасательные круги, используемые на суда
Ответы:
Самозажигающимся огнем
Спасательным линем
Радиобуем
Дымовой шашкой
Радиолокационным отражателем

Комментарий:
В правиле 7 перечислены следующие виды снабжения спасательных кругов:

1.2 плавучий спасательный линь
1.3 самозажигающийся огонь, дымовая шашка

Вопрос:Какие способы, из числа указанных в ответах, наиболее безопасны для попадания на надувной спасательный плот, стоящий у борта судна?
Ответы:
Прыгнуть в воду и залезть в него из воды
Прыгнуть на сам плот
Спуститься по штормтрапу
Спуститься по тросу с мусингами
Комментарий:
Если конструкция судовых устройств или непосредственные обстоятельства не позволяют произвести посадку людей в плоты на судне, в них, как правило, следует спускаться по штормтрапу, тросу с мусингами или спасательной сетке

Вопрос:Закончив посадку в спасательную шлюпку, следует немедленно
Ответы:
Отойти от борта судна на безопасное расстояние
Вести наблюдение за палубой и надстройками
Вести наблюдение за водной поверхностью
Сделать записи в судовом журнале
Приготовить пиротехнические средства к использованию
Комментарий:
Закончив посадку в шлюпку, следует немедленно отойти от судна на безопасное расстояние(1- 2 кбт) в сторону носа или кормы и вести наблюдение за его палубой и надстройками, а также водной поверхностью, чтобы при необходимости оказать помощь людям

Вопрос:Конструкция полностью закрытой спасательной шлюпки должна обеспечивать
Ответы:
Наличие ремня безопасности на каждого члена экипажа
Способность выпрямляться после переворота
Наличие аварийного выхода при повреждении
Недопущение попадание воды внутрь при ее переворачивании
Наличие стационарной УКВ радиостанции

Комментарий:
4.6.3.1. В спасательных шлюпках ... для каждого обозначенного посадочного места должен быть предусмотрен привязной ремень...
4.6.3.2. Остойчивость спасательной шлюпки должна быть такой, чтобы она сама по себе или автоматически могла возвратиться в прямое положение, когда она нагружена ее полным или частичным комплектом людей и снабжения, все ее входы и отверстия водонепроницаемо закрыты, а люди пристегнуты привязными ремнями.
4.6.3.3 В случае получения повреждений ... спасательная шлюпка должна удерживать на плаву ее полный комплект людей и снабжения, а ее остойчивость должна быть такой, чтобы в случае опрокидывания она автоматически принимала положение, позволяющее находящимся в ней людям покинуть шлюпку через вход, расположенный выше уровня воды. При устойчивом затопленном состоянии спасательной шлюпки уровень воды внутри ее корпуса, измеряемый по спинке сиденья, не должен превышать 500 мм над поверхностью сиденья при любом положении сидящего.

Вопрос:На каждом пассажирском судне должны быть предусмотрены коллективные спасательные средства следующих типов
Ответы:
Спасательные шлюпки
Спасательные плоты
Рабочие шлюпки
Скоростные дежурные шлюпки
Дежурные шлюпки
Надувные лодки

Комментарий:
В правиле 20 перечислены коллективные спасательные средства пассажирского судна:

1. Спасательные шлюпки и плоты
2. Дежурные шлюпки

Вопрос:На каждом грузовом судне должны быть предусмотрены коллективные спасательные средства следующих типов
Ответы:
Спасательные шлюпки
Спасательные плоты
Рабочие шлюпки
Скоростные шлюпки
Дежурные шлюпки
Надувные лодки

Комментарий:
В правиле 26 перечислены все коллективные спасательные средства грузового судна:

спасательные шлюпки, спасательные плоты и дежурные шлюпки

Вопрос:Кто может привлекаться для осуществления мероприятий по борьбе за живучесть?
Ответы:
Все члены экипажа
Только члены экипажа, в заведовании которых находится аварийное помещение
Только члены аварийной партии
Лица не входящие в состав штатного экипажа, но временно находящиеся на судне
Комментарий:
1.3.1 – Борьба за живучесть судна является обязанностью всех членов экипажа.
1.3.3 – Для осуществления мероприятий по борьбе за живучесть судна по распоряжению капитана судна могут привлекаться также лица, не входящие в состав штатного экипажа, но временно находящиеся на судне

Вопрос:Где должно находиться расписание по тревогам?
Ответы:
В каждой каюте
В помещениях экипажа
На мостике
В машинном отделении
Комментарий:
1.6.3 Экземпляры расписания по тревогам вывешиваются в помещениях экипажа, а его копия в виде книги должна храниться на главном командном посту (ГКП)

Вопрос:В каютной карточке пассажира должно быть указано
Ответы:
Расписание по приему пищи
Расписание работы музыкальных салонов
Значение сигналов тревог
Номер и место нахождения спасательной шлюпки
Место сбора по тревоге
Комментарий:
1.6.7 У спальных мест пассажиров или на видном месте должна быть вывешена каютная карточка, в которой указаны: значение символов тревог, обязанности и место сбора пассажиров по тревогам, номер и место нахождения спасательной шлюпки

Вопрос:Судовое расписание по тревогам должно содержать
Ответы:
описание общесудового сигнала тревоги
действия по тревоге членов экипажа
действия по тревоге пассажиров
фамилии лиц командного состава, ответственных за готовность спасательных и противопожарных средств к немедленному использованию

Комментарий:
РАЗДЕЛ 8 - РАЗНОЕ

Правило 53Расписание по тревогам

1. В расписании по тревогам должны содержаться подробные описания общесудового сигнала тревоги ... а также действия членов экипажа и пассажиров по этому сигналу. В расписании по тревогам должно быть указано, каким образом будет дана команда об оставлении судна

3. В расписании по тревогам должны быть указаны лица командного состава, ответственные за обеспечение того, чтобы спасательные и противопожарные средства содержались в хорошем состоянии и готовности к немедленному использованию.

Вопрос:Учение по оставлению судна должно включать...
Ответы:
сбор членов экипажа и пассажиров по сигналу тревоги
проверку того, что пассажиры и члены экипажа одеты надлежащим образом и то, что спасательные жилеты надеты правильно
необходимую подготовку спасательной шлюпки к спуску и ее частичное приспускание
пуск и работу двигателя спасательной шлюпки
Комментарий:
РАЗДЕЛ 1 - ПАССАЖИРСКИЕ И ГРУЗОВЫЕ СУДА

Правило 18Подготовка и учения по борьбе за живучесть судна

3.4 Каждое учение по оставлению судна должно включать:

.1 вызов пассажиров и членов экипажа к местам сбора с помощью сигнала тревоги..., и ознакомление их с порядком оставления судна, указанным в расписании по тревогам;
.2 прибытие к местам сбора и подготовку к выполнению обязанностей, указанных в расписании по тревогам;
.3 проверку того, чтобы все пассажиры и члены экипажа были соответствующим образом одеты;
.4 проверку того, чтобы были правильно надеты спасательные жилеты;
.5 приспускание, по меньшей мере, одной спасательной шлюпки после всей необходимой для спуска ее на воду подготовки;
.6 пуск и работу двигателя спасательной шлюпки;
.7 работу плот-балок, используемых для спуска спасательных плотов.