ВЛИЯНИЕ ОТКЛОНЕНИЙ В РАЗВИТИИ ПСИХИКИ РЕБЕНКА НА ВОЗНИКНОВЕНИЕ АДДИКТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ

Наблюдения за алкоголиками, а тем более наркоманами, токсикоманами, которые добровольно отравляют свой организм, губят свою жизнь, вызывают сомнения в том, что они психически нормальные. Попытка объяснить возникновение у человека безудержной тяги к алкоголю тем, что изначально он был неполноценным в нервно-психологическом отношении, получила широкое распространение в начале нашего века. Относительно наркомании и токсикомании эта точка зрения сохраняется у многих наркологов и сейчас.

Однако по мере накопления научных данных выяснилось, что роль психопатологических факторов в этом случае была несколько завышена. Если в 20-е гг. нашего века считалось, что 91% алкоголиков имели нервно-психические отклонения еще до начала заболевания, то уже в 50-е гг. исследователи называли значительно меньшее количество – 50–60%. В настоящее время эта цифра у большинства исследователей не превышает 25–40% (А.А. Вдовиченко, 1989, с. 81).

Здесь следует уточнить, что подразумевается под нервно-психическими отклонениями. Это понятие включает умственную отсталость, эмоционально-волевые отклонения и следствия органического поражения головного мозга разной степени выраженности. Так, по данным В.Т. Кондратенко (1988), среди подростков с признаками пьянства (эпизодическое, частое и систематическое) 24,8% составили психопаты; 12,4% – лица с отдаленными последствиями органического поражения головного мозга и психопатизацией личности; 10% – олигофрены (легкая и умеренная степень дебильности); 9% – лица с прочими психическими нарушениями.

Потребность в психоактивных веществах опосредованно связана и с минимальными мозговыми дисфункциями. Напомним, что к ним относятся незначительные нарушения нормального процесса созревания мозговых структур. Такие нарушения могут возникнуть вследствие родовой травмы, воздействия инфекций, токсических веществ, радиоактивного излучения как до рождения ребенка (через организм матери), так и после его рождения. У детей с минимальными мозговыми дисфункциями повышенная подвижность, они чрезмерно активны, беспокойны, не могут долго удерживать внимание, концентрировать его на чем-то одном, даже очень важном. Это сочетается со сниженной работоспособностью, обычно проявляющейся с началом обучения в школе.

При всем желании хорошо учиться такие ребята не могут сосредоточиться, они невнимательны к объяснениям учителя, быстро устают на уроке и начинают шалить, смешить других учеников. Иногда они проявляют раздражительность, агрессивность, плаксивость; либо становятся вялыми, апатичными и буквально «спят с открытыми глазами».

При благоприятных условиях развития, специальном щадящем режиме умственных нагрузок, доброжелательном отношении учителей, правильном воспитании в школе и дома минимальные мозговые дисфункции компенсируются и не приводят к отрицательным последствиям. В противном случае возможна социальная дезадаптация ребенка, что, в свою очередь, является почвой для возникновения потребности в изменении своего психического состояния.

Следующей группой отклонений в психическом развитии яьляются психопатии и акцентуации характера. Не все они являются предрасполагающими к употреблению психоактивных веществ. Напротив, при некоторых акцентуациях (психастенический и астено-невротический тип) очень редко встречаются подростки, принимающие наркотики или алкоголь.

Наиболее тесно связаны с употреблением психоактивных веществ неустойчивый, гипертимный, эпилептоидный, экшгозивный (возбудимый), истероидный типы акцентуаций характера у подростков.

Среди подростков с аддиктивным поведением акцентуации характера по неустойчивому типу встречаются едва ли не чаще всего. Это и понятно: изменить свое настроение (психическое состояние) от отрицательного к положительному они обычно стремятся с помощью чувственных наслаждений, а психоактивные вещества как раз и дают этот эффект «в чистом виде», без каких-либо духовных усилий или продуктивной деятельности с их стороны.

Черты характера гипертимных подростков являются благодатной почвой для делинквентного поведения. Познакомившись с асоциальной группой, такие подростки сразу принимают ее законы и с удовольствием включаются в противоправную деятельность. В правонарушениях их привлекает прежде всего риск, пьянящее чувство опасности. Они любят участвовать в рискованном «деле», удовлетворяя при этом свое стремление к приключениям, авантюрам, желание чувствовать себя героем среди асоциальных сверстников. После успешно проведенной «операции» подростки любят выпить и «побалдеть» в веселой компании. Не задумываясь, охотно принимают предложение попробовать наркотик. В этом случае они опять же удовлетворяют свою потребность в новых ощущениях, меняя состояние своего сознания теперь уже с помощью психотропных веществ.

Поскольку черты характера подростков с эпилептоидной акцентуацией препятствуют нормальному процессу социализации, они часто испытывают негативные переживания. Не умея адаптироваться к социальной среде, испытывая к тому же периодически возникающие приступы необъяснимого, непонятного им самим мрачного, угрюмого настроения, подростки ищут способ изменить свое психическое состояние, избавиться от отрицательных эмоций. С первой же пробы у них возникает сильное влечение к психотропным веществам. Крепкие спиртные напитки они употребляют в больших дозах, пьют «до отключения». У подростков с эпилептоидной акцентуацией очень часто отсутствует защитный рефлекс на передозировку спиртного, поэтому уже с самого начала злоупотребления у них отмечаются симптомы, характерные для алкоголизма. По аналогичной схеме у них идет и наркотизация. «Мягкие» и активизирующие наркотики (гашиш, психостимуляторы) не удовлетворяют их, и они сразу переходят на сильнодействующие и «оглушающие» (опиаты, барбитураты, транквилизаторы).

Подростки с возбудимым типом акцентуации, неуживчивые, конфликтные, не терпящие, когда им в чем-то перечат, часто испытывают отрицательные эмоции и ищут способ изменить свое психическое состояние. Испытав действие какого-либо психотропного вещества, они, не задумываясь, вновь и вновь стремятся к повторению понравившихся ощущений.

Для истероидного типа акцентуации характерно желание обратить на себя внимание, казаться необычным, особенным, «интересным», которое побуждает подростка к фантазированию. Они сочиняют о себе истории, где выглядят людьми необычайными, со сверхъестественными возможностями, рассказывают о том, что видели (пробовали, чувствовали) нечто необычное, сенсационное. Поскольку употребление наркотиков, спиртных напитков, связь с преступным миром вызывают любопытство, удивление, а иногда и восхищение у обычных благополучных подростков, истероиды любят проявлять свою осведомленность в этой сфере. Часто они самооговаривают себя, выдавая чуть ли не за предводителя преступной группы. Попробовав какой-нибудь самодельный суррогат, они живописно рассказывают о своих «неземных» ощущениях от «импортного» наркотика.

Нередко подростки-истероиды приходят в асоциальные группировки для того, чтобы потом было о чем рассказать своим одноклассникам. Наслаждаясь ощущением интереса к себе со стороны членов группы, истероидные подростки легко усваивают стереотипы поведения, моральные нормы, привычки новой микросреды. Им нравится пить только в компании, поскольку для них важен сам ритуал выпивки, атмосфера застолья, где они чувствуют себя еще более оригинальными, раскованными, театральными. Подростки с ис-тероидной акцентуацией любят изображать себя этакими знатоками, алкогольными эстетами, бравировать своим опытом и умением пить. Чтобы подтвердить это, они могут доводить себя до тяжелой степени опьянения.

Злоупотребление психотропными веществами у подрос-тков-истероидов имеет в некотором роде вторичный характер, т. е. не прямо исходит из потребности изменить психическое состояние, а сопутствует удовлетворению основной потребности быть в центре внимания. Однако формирование влечения к алкоголю и тем более к наркотикам может возникнуть уже в силу тех психофармакологических свойств, которыми обладают эти вещества.