Базовые теории воспитания и развития личности.
Типы (модели) воспитания обусловлены уровнем развития обществ, их социальной стратификацией (соотношением социальных групп и слоев) и социально-политическими ориентация-ми. Поэтому воспитание осуществляется по-разному в тоталитарном и демократическом обществах. В каждом из них воспроизводится свой тип личности, своя система зависимостей и взаимодействий, степень свободы и ответственности личности.
Различные типы обществ в разные исторические времена по-разному понимали цель и смысл воспитания. В современную эпоху целью воспитания является формирование личности, которая высоко ставит идеалы свободы, демократии, гуманизма, справедливости и имеет научные взгляды на окружающий мир. Формирование всесторонне и гармонично развитой личности становится основной целью (идеалом) современного воспитания.
· Первобытно - общинный строй – передача жизненного опыта, включение в жизнь общества.
· Рабовладельческий строй – для свободнорожденных: достойный гражданин Отечества (Платон), самосовершенствование (Аристотель); для рабов: покорность хозяину и послушание.
· Феодальный строй – для господ: служение Богу и сьюзерену; для слуг: покорность Богу и хозяину.
· Капиталистическое общество – создавать условия для формирования личности работника.
· Социалистическое общество – формировать гармонично развитую личность на основе принципов природосообразности, культурособразности и коллективизма.
· Современный этап – способствовать развитию свободолюбивой личности; формировать гуманистическую основу взаимодействия личности и общества; обеспечить условия для расцвета индивидуальности каждого.
Различные цели воспитания по-разному определяют и его содержание, и характер его методики.