Историческая и художественная ценность Минского замчища.

 

Замчище - место основания Минска, ядро города XI-XVI веков. Культурный слой этой территории представляет уникальную ценность. Сохранились фундаменты первого каменного храма XII века, фрагменты улиц с деревянными мостовыми, жилыми и хозяйственными постройками, части оборонительных валов и въездной «брамы». Во время археологических раскопок эти элементы изучены, собрано большое количество предметов быта, вооружения, украшений XI-XVI и последующих веков. Эти бесценные материалы - свидетели истории города. Культурный слой Минского замчища на 80 процентов был утрачен при строительстве нынешнего проспекта Победителей и спортивного объекта «Трудовые резервы». А юго-западную часть замчища в послевоенные годы и вовсе полностью застроили. Перед архитекторами стоит непростая задача воссоздать место рождения города.
Основные работы развернутся вдоль Свислочи на участке от станции метро «Немига» до фонтана перед Дворцом спорта. Здесь предлагается выстроить композицию из трех частей: подземного музейного комплекса, наземного макета фрагмента древнего города XII века и Нижнего рынка.
Под землей планируется создать зал-амфитеатр на 240 мест с обходными галереями и экспозиционными витринами, на которых будут представлены самые ценные археологические находки.
Разглядывая сохранившиеся фрагменты древнего Минска, посетители смогут увидеть на подвесных экранах фотографии артефактов, графические и живописные реконструкции построек и предметов быта, фрагменты исторических фильмов. Предусмотрено звуковое сопровождение.
Здание спортивного зала «Трудовые резервы» снесут, а на его месте создадут в натуральную величину макет фрагмента города XII века с въездной «брамой», оборонительными валами, храмом, улицами и домами.
Третьей частью комплекса станет Нижний рынок. Это будет новый, а не отреставрированный объект. При его возведении используют традиционные образные мотивы исторического минского рынка. На рынке развернется торговля сувенирами, изделиями ремесленников, предметами искусства. Будут созданы сезонные пункты общественного питания

Замчище предлагается соединить с Троицким предместьем пешеходным мостом с монументальной архитектурно-художественной композицией «Баллада о возникновении города Минска».По легенде, город назван в память о богатыре Менеске, который построил мельницу и мост через реку Свислочь. Был он таким сильным, что мог молоть муку даже из валунов. По ночам Менеск плыл по реке на своей мельнице, собирая дружину, с которой и основал город. Баллада на первый взгляд фантастична. Как можно плавать на мельнице? Оказывается, можно. В XI-XII веках и позже такие мельницы были распространены: две ладьи соединялись между собой деревянной конструкцией с водяным колесом и приводами к жерновам. Это сооружение крепили к мосту или ставили на якоря, течение крутило колесо и мельничные жернова. Мельницу можно было перемещать в любое место реки, а на зиму ставить в заводь. Архитекторы решили использовать балладу при создании историко-археологического комплекса и предложили сделать в натуральную величину экспонат «Плавающая водяная мельница», поставив его в центре нового пешеходного моста через Свислочь в качестве составной части. На помосте между ладьями предполагается установить скульптурную композицию «Богатырь Менеск, протягивающий горожанам мешок муки, и дружинник с копьем».

При обустройстве второй части замчища, расположенной на нечетной стороне проспекта Победителей, предполагается снос дома № 5, здания школы, а также организация нового проезда , соединяющего улицы Замковую и Раковскую. Это позволит открыть вид на место зарождения города с проспекта Победителей. На этой территории архитекторы предлагают сделать декоративный искусственный бассейн, который обозначит бывшее русло реки Немиги, а также озелененную насыпь, имитирующую оборонительный вал замка.
Между бассейном и проездом планируется возвести комплекс административных зданий со встроенными объектами общественного питания, с пешеходной зоной отдыха..
Концепция воссоздания Минского замчища одобрена архитектурным советом при главном архитекторе города. Следующим этапом работы станет создание проекта, на что отведен примерно год. В 2013-м планируется закончить возведение всего архитектурно-исторического комплекса замчища.

 

  1. Историческая и художественная ценность археологического музейного комплекса «Берестье». Проблемы музеефикации археологических памятников

Многие археологические памятники располагаются на тер­ритории исторически сложившихся и активно развивающихся городских и других населенных мест. Поэтому одной из акту­альных научно-методических проблем сохранения и использо­вания памятников археологии является охрана древних цент­ров с их культурным слоем.

Основной путь использования памятников археологии - их музеефикация.

В археологической реставрации, способах сохранения и экс­понирования археологических раскопов не может быть единого метода, единого подхода. В каждом конкретном случае выбор метода зависит от того, как мы хотим представить посетителям данный музей, как сможем преподнести им научные знания, материализовать их, какие цели ставим при сохранении найденных ценностей.-

К настоящему времени опробованы три метода музейно-консервационной деятельности на памятнике археологии:

• первый - метод «колпака» музейное экспонирование архе­ологического объекта в так или иначе закрытом помеще­нии, возводимом, как правило, над раскопанным архео­логическим объектом. В редких случаях - над перемещенным и вновь смонтированным в удобном месте памятником. К преимуществам данного метода относятся традиционность и разработанность реставрационной и консервационной методики, применяемой к отдельным деталям объекта, помещаемым в привычные музейные условия, возможность доступа к памятнику в любое время года.

· Второй - метод натурной консервации. При его использовании как можно меньше вносится изменений в открытую при раскопках археологическую, стратиграфическую, архитектурную ситуацию. Объект подвергается фиксации физико-химическими или строительными консервационными способами на возможно длительный срок для де­монстрации зрителям. Такой способ наиболее приемлем при демонстрации архитектурно-археологических руинных остатков, всегда представляющих историко-архитектурный или даже художественный интерес.

В то же время данный способ консервации имеет ряд негативных сторон. Имеющиеся у строителей и химиков консерванты несовершенны. Повторные пропитки, перекладки на растворах через каждые 10-15 лет постепенно ведут к уничтожению архитектурно-археологического объекта. Поэтому, если нет надёжного способа его консервации, лучше просто засыпать раскоп.

· Третий – метод реконструктивно-археологического маке­тирования. Когда утраченный, но реконструируемый по сохранившимся деталям объект, восстанавливается на сво­ем месте. Его воссоздание осуществляется из того же ма­териала с использованием не только сохранившихся эле­ментов, но и другой информации о данном объекте (опи­сание, сохранившиеся чертежи, аналоги и т.д.).

Особого режима существования требуют музеи-заповедники под открытым небом, создаваемые на основе археологических памятников. Этот режим предусматривает комплексное осуществ­ление ряда организационно-технических мероприятий: 1) вычле­нение музея-заповедника из сферы городской застройки, 2) оп­ределение зон охраны, в т.ч. охранной зоны вокруг заповедника, зоны регулирования застройки и зоны охраняемого ландшафта, 3) создание защитных сооружений, проведение консервационно-реставрационных работ, строительство или приспособление су­ществующих помещений для организации музейной экспозиции и размещения фондов, которые постоянно пополняются. Эти мероприятия предполагают и ведение на территории заповедни­ка систематических археологических раскопок на новой методи­ческой основе с целью их последующего использования.

Как же музеефицируются археологические памятники в рес­публике Беларусь? Как уже отмечалось, существует несколько способов подготовки к музейному показу археологических па­мятников с учетом климатических и других условий. Наиболее крупные работы в Белоруссии по музеефикации археологичес­кого объекта были проведены на городище древнего Берестья [21]. Здесь вскрыты деревянные срубные сооружения второй по­ловины XIII в., имеющие сохранность до 9-12 венцов. Плани­ровка и застройка Берестья отличается исключительно высокой плотностью. В конце XIII-начале XIV вв. на площади 1444 кв.м. одновременно сосуществовали 37-39 жилых и хозяйственных построек (вскрыты полностью или частично). Вскрыты три уличных мостовых, между которыми постройки располагались в 3-4 ряда и были обращены к улицам глухими стенами. В 35 постройках выявлены дверные проемы, в 57 - печи, в 3 - оконные проемы.

Хорошая сохранность деревянных конструкций, разнообра­зие и многочисленность коллекций вещевого материала, элемен­тов городской застройки дали возможность создать на ограни­ченной площади уникальный музей древнерусского города, вклю­чающий перекрытый павильоном участок древнего города и эк­спозицию предметов материальной культуры.

Павильоны сооружаются над такими археологическими па­мятниками, которые наиболее подвержены разрушению от воз­действующих сил природы. Консервация конструкций Берестья осуществлялась методом поверхностной и глубинной пропитки древесины водным раствором феноловых спиртов с последую­щей термообработкой. Во избежание деформации отдельных бревен, пропитка и термообработка производились

без разбор­ки срубов. Павильон был сооружен над участком раскопа пло­щадью 40 х 60 м, снабжен смотровой площадкой. Внутри пави­льона предусмотрены ниши для экспозиции вещевого материа­ла, служебные и технические помещения. Строительство музея начато в 1977г. и завершено в 1981 г. Он представляет большой познавательный интерес и имеет воспитательное значение.

 

 

  1. Города Беларуси в IX- XIII вв.

Причины появления городов:

  • отделение ремесла от сельского хозяйства;
  • развитие товаро-денежных отношений;
  • зарождение политической власти, появление центров её концентрации;

Основой первых городов стали племенные центры (кривичи, радимичи, дреговичи). Возникли города в первую очередь в наиболее экономически развитых регионах (Подвинье, Поднепровье, бассейн реки Припять).

Пути возникновения городов:

1) Возникновения городов из феодального замка (Волковыск, Браслав, Клецк, Рогачев, Слоним, Гомель). Эти города своими размерами и топографичными чертами напоминали феодальные замки

2) Возникновение городов вдоль торговых путей (с варяг в греки и др.) – Пинск (1097), Брест (1019), Витебск (974). Полоцк и Туров стали столицами особых княжеств благодаря транзитной торговле.

3.) Города возникали по воле князей (Браслав (1065), Борисов (1102), Гродно (1116), Новогрудок (1252). Скорее всего, они являлись военно-административными или пограничными крепостями

(Киев с целью установления контроля над Центральной Беларусью основал крепость Заславль (985), на что Полоцк ответил возведением Минска (1067) и Лагойска (1078).)

Результатом урбанистических процессов стало существование в Беларуси в XII веке более 30 городов (862 г. – Полоцк, X век – Туров, XI – 12 городов, XII – 17 городов

При этом в некоторых случаях необходимо уточнять первоначальное местонахождение города. После уничтожения города во время военных действий или пожара имели место переносы городов в более удобные и большие по площади места с сохранением старых названий. Полоцк после уничтожения Владимиром в к. X века был перенесён на 800 м ближе к р. Двина, где разместился на взгорке площадью 7 га (размеры старого городища 1 га). Такая же судьба у Заславля. Спорный вопрос с Минском (р. Менка, а затем перенесён на 12 км севернее в место впадения Немиги в Свислочь).

Существует проблема с определением времени основания городов Беларуси. Общепринятым считается объединение дат основания и первого упоминания в летописях. Хотя понятно, что в большинстве случаев это разные вещи. Например: по свидетельству археологов Полоцк, Витебск, Лукомль существовали уже в VIII веке; Рогнеда была сослана Владимиром в Заславль в к. X века (впервые упоминается под 1127), Минск же в 1167 году вообще был разрушен во время «битвы на Немиге». Точную датировку с первых отечественных городов имеет только Борисов (по Лаврентьевской летописи основан полоцким князем Борисом)

Название «город» от слова «городить», объясняется наличием в населённых пунктах того времени мощных оборонительных сооружений, которые объединяли природные припятствия (реки, обрывистые берега, узгорки, болота) с искусственными укреплениями (земляной вал с деревянными стенами и ров). Валы достигали высоты 8 м и имели ширину у основания до 30 м. Зимой внешняя сторона вала обливалася водой и покрывалась толстой коркой льда. Широта рва перед валом 20-30 м при глубине 3-10 м. он заполнялся водой, а берега дополнительно укреплялись частоколом. Дальнейшим развитием отечественного оборонительного зодчества стало появление башен – брам, защищавших вход в город. В XII – XIII вв. в Полоцке и Гродно деревянные крепостные стены были постепенно заменены на каменными.

Параллельно с оборонительными сооружениями усложнялась и общая структура города, которая состояла с 4-х основных частей.

1) Городской центр – детинец. Это был наиболее древний и укреплённый район города, который занимал возвышающийся взгорок (Полоцк, Витебск, новогрудок0, обрывистый мыс (Туров, Гродно, Минск) или остров (Брест). Здесь размещались основные административные и культовые сооружения, жили князь, бояре, дружина и часть богатых горожан. Детинец являлся обязательным структурным компонентом древнего города. В Белоруси он не вфявлен только в Могилёве, который как считают археологи сформировался в XI – XIII вв. с нескольких сельских поселений по двум берегам Днепра.

2) Окольный город. (Небольшие размеры детинца вынуждали горожан селиться за его границами, основывая тем самым – окольный город, который так же укреплялся валами и рвом.) Селмлась преимущественно средняя часть горожан. Наличие этой части города не было обязательным и её имели только некоторые города. (Новогрудок, Волковыск, Туров, Гомель).

3) Большую часть города занимали торгово-ремесленные пасады, где селилась обедневшая часть горожан. Они не имели искусственных укреплений и развивались вдоль рек или дорог. С течением времени значительная часть посада так же включалась в систему оборонительных сооружений.

4) В непосредственной близости к городу располагался некрополь (большая группа захоронений). (Витебск, Минск, Новогрудок, Могилёв)

 

 

  1. Первые школы отечественного каменного зодчества ( Полоцкая и витебская школы зодчества в XI- XIII вв. ).

Искусство — особая сфера человеческой деятельности. C его помощью каждый народ доносит до следующих поколений свои мысли и чувства, заветные мечты, самое важное из пережитого. Оно наиболее ярко отражает национальную неповторимость. Развитие искусства неразрывно связано с историческим развитием, религиозными взглядами и этическими принципами.
Своеобразие белорусского искусства формировалось на протяжении нескольких столетий. И каждый его этап был отражен в памятниках архитектуры, скульптуры, живописи.

Начало становления белорусского искусства относится к IX — XI вв. В это время на территории, заселенной восточнославянскими племенами кривичами, дреговичами и радимичами), формируются первые княжества: Полоцкое, Турово-Пинское, Смоленское, Минское. Самым могущественным и развитым среди них было Полоцкое, оно занимало выгодное местоположение на торговом пути «из варяг в греки». Укреплению международных связей, росту авторитета и культуры Полоцкого княжества способствовало принятие в конце X в. христианства. С его распространением возникает культовая каменная архитектура, которая ориентируется на византийское храмовое строительство, формируется сословие духовенства, в которое входили самые образованные и влиятельные люди своего времени.

Первое упоминание Полоцкой земли встречается в «Повести временных лет» и относится к 862 г. Своего могущества Полоцкое княжество достигло во второй половине XI в., в период правления князя Всеслава Брячиславича, прозванного Чародеем (1044 — 1101). По его повелению в Полоцке был возведен первый каменный храм, ставший символом политического, экономического и религиозного равенства Полоцка с Киевом и Новгородом, — собор святой Софии — Премудрости Божией. С него начинается история монументального белорусского каменного зодчества.
Дата возведения Софийского собора в Полоцке точно не известна. Предположительно храм был построен между 1050 и 1055 гг., поскольку он упоминается в «Слове о полку Игореве»: «Тому в Полотьске позвонише заутренюю рано у святые Софии в колоколы, а он в Киеве звон слышаше». За многовековую историю собор полностью утратил свой первоначальный облик. До наших дней от постройки XI века сохранились лишь фундамент, нижняя часть стен и столбов, три восточные алтарные апсиды . Археологические раскопки и летописные источники дали возможность исследователям с большой степенью вероятности представить его первоначальный облик: большой пятинефный трёхапсидный крестово-купольный храм , почти квадратный в плане, со сложным семикупольным
завершением.
Ряд особенностей отличает строительную технику полоцкого собора от современных ему киевских и новгородских храмов. Если в киевском соборе преобладает кладка из плоского кирпича, а в новгородском – из естественного камня, то стены полоцкой Софии были возведены в смешанной технике, совмещавшей ряды из естественного камня с рядами кирпичной кладки («спрятанный ряд»). При этой кладке на фасад выходят кирпичи не всех рядов, а через ряд, в то время как промежуточные ряды отступают от плоскости стены и закрываются раствором. Такая кладка придавала внешнему облику храма своеобразное колористическое красно-белое решение.
Известно, что внутри храм был полностью расписан фресками , а пол – выложен разноцветными керамическими майоликовыми плитками.
После завершения Софийского собора монументальное каменное зодчество на территории Беларуси замирает. Возобновляется оно лишь в XII в. со строительства храмов на Полоцкой земле.

В 50-х годах XII века полоцким архитектором и монахом Иоанном была возведена каменная Спасо-Преображенская церковь Спасо-Евфросиньевского монастыря в Полоцке – замечательный памятник зодчества, дошедший до наших дней искажённым позднейшими перестройками.
Создание Спасо-Преображенской церкви неразрывно связано с именем княжны Предславы (около 1102 — 1173), дочери полоцкого князя Георгия Всеславича, которая в 12-летнем возрасте приняла постриг под именем
Евфросиньи. «Житие преподобной Евфросиньи Полоцкой» рассказывает о многих чудесных событиях, сопровождавших основание монастыря и строительство церкви: Евфросинье явился ангел, который указал ей место будущего монастыря. Такое же откровение получил и полоцкий епископ Илья, благословивший Евфросинью на создание женской обители. Небесный глас, повелевающий начать строительства храма, слышал во сне архитектор Иоанн. С самого начала своего создания храм оказывается под покровительством небесных сил. Возможно, поэтому, художественное и конструктивное решение этой небольшой трёхнефной одноглавой церкви прежде всего направлено на создание динамичного, устремлённого ввысь, к небу и Богу, образа, логично завершаемого золотым куполом, напоминающей пламя свечи.
Конструкция церкви имеет ряд интересных особенностей: боковые нефы завершаются полукруглыми апсидами-нишами, спрятанными в толще восточной стены, и поэтому снаружи незаметны. В западной стене церкви располагается лестница на хоры , где находятся два небольших угловых помещения, которые, согласно преданию, служили кельями для преподобной Евфросиньи и её сестры. Вскоре после постройки Спасо-Преображенская церковь была расписана фресками, хорошо сохранившимися до наших дней. В 1886 году весь храм был заново расписан масляными красками. Новые росписи лишь приблизительно следовали системе росписей древних. О существовании старых фресок стало известно лишь в 20-х годах ХХ в., а в начале 90-х годов ХХ в. в храме началось планомерное и систематическое раскрытие и реставрация живописи XII в.. Предположительно художники, работавшие над созданием росписей Спасо-Преображенской церкви, составляли смешанную артель, в которую входили и полоцкие мастера, возглавляемые византийским живописцем.

Среди древних фресок особенно выделяются изображения святых в нижних частях столбов храма. Обращенные непосредственно к верующим, они удивительно естественны, открыты и индивидуальны. Возможно, именно поэтому одну из них многие считают портретом Евфросиньи Полоцкой.
К памятникам полоцкой школы зодчества относится Благовещенская церковь в Витебске, трёхнефная, одноглавая, построенная во второй четверти XII в., разрушенная в начале 60-х гг. ХХ в. и восстановленная в 90-х гг.. Как и в полоцкой Спасо-Преображенской церкви, её боковые нефы (которые по размерам почти в три раза уже центрального) замыкаются небольшими полукруглыми апсидами-нишами, спрятанными в толщи восточной стены. Этот приём — одна из характерных черт полоцкой архитектурной школы.

Вместе с тем витебская церковь имеет и ряд интересных особенностей. Она опиралась на высокий цоколь, который поднимает пол храма почти на метр над уровнем земли. В отличие от полоцких построек XII века, которые возводились из плоского кирпича в технике «спрятанный ряд». Благовещенская церковь сложена из кирпича и тщательно обтёсанных камней, их ряды чередовались. До наших дней дошли лишь незначительные фрагменты фресок, которые хранятся
в музейных собраниях Беларуси.

 

  1. Полоцкий Софийский собор – шедевр древнебелорусского зодчества, его государственное значение и роль в развитии национальной архитектуры.

Первое упоминание Полоцкой земли встречается в «Повести временных лет» и относится к 862 г. Своего могущества Полоцкое княжество достигло во второй половине XI в., в период правления князя Всеслава Брячиславича, прозванного Чародеем (1044 — 1101). По его повелению в Полоцке был возведен первый каменный храм, ставший символом политического, экономического и религиозного равенства Полоцка с Киевом и Новгородом, — собор святой Софии — Премудрости Божией. С него начинается история монументального белорусского каменного зодчества.
Дата возведения Софийского собора в Полоцке точно не известна. Предположительно храм был построен между 1050 и 1055 гг., поскольку он упоминается в «Слове о полку Игореве»: «Тому в Полотьске позвонише заутренюю рано у святые Софии в колоколы, а он в Киеве звон слышаше». За многовековую историю собор полностью утратил свой первоначальный облик. До наших дней от постройки XI века сохранились лишь фундамент, нижняя часть стен и столбов, три восточные алтарные апсиды . Археологические раскопки и летописные источники дали возможность исследователям с большой степенью вероятности представить его первоначальный облик: большой пятинефный трёхапсидный крестово-купольный храм , почти квадратный в плане, со сложным семикупольным
завершением.
Ряд особенностей отличает строительную технику полоцкого собора от современных ему киевских и новгородских храмов. Если в киевском соборе преобладает кладка из плоского кирпича, а в новгородском – из естественного камня, то стены полоцкой Софии были возведены в смешанной технике, совмещавшей ряды из естественного камня с рядами кирпичной кладки («спрятанный ряд»). При этой кладке на фасад выходят кирпичи не всех рядов, а через ряд, в то время как промежуточные ряды отступают от плоскости стены и закрываются раствором. Такая кладка придавала внешнему облику храма своеобразное колористическое красно-белое решение.
Известно, что внутри храм был полностью расписан фресками , а пол – выложен разноцветными керамическими майоликовыми плитками.
После завершения Софийского собора монументальное каменное зодчество на территории Беларуси замирает. Возобновляется оно лишь в XII в. со строительства храмов на Полоцкой земле.

 

 

  1. Спасо-Евфросиньевская церковь – шедевр древнебелорусского зодчества, ее архитектурная и культурная ценность.

В 50-х годах XII века полоцким архитектором и монахом Иоанном была возведена каменная Спасо-Преображенская церковь Спасо-Евфросиньевского монастыря в Полоцке – замечательный памятник зодчества, дошедший до наших дней искажённым позднейшими перестройками.
Создание Спасо-Преображенской церкви неразрывно связано с именем княжны Предславы (около 1102 — 1173), дочери полоцкого князя Георгия Всеславича, которая в 12-летнем возрасте приняла постриг под именем
Евфросиньи. «Житие преподобной Евфросиньи Полоцкой» рассказывает о многих чудесных событиях, сопровождавших основание монастыря и строительство церкви: Евфросинье явился ангел, который указал ей место будущего монастыря. Такое же откровение получил и полоцкий епископ Илья, благословивший Евфросинью на создание женской обители. Небесный глас, повелевающий начать строительства храма, слышал во сне архитектор Иоанн. С самого начала своего создания храм оказывается под покровительством небесных сил. Возможно, поэтому, художественное и конструктивное решение этой небольшой трёхнефной одноглавой церкви прежде всего направлено на создание динамичного, устремлённого ввысь, к небу и Богу, образа, логично завершаемого золотым куполом, напоминающей пламя свечи.
Конструкция церкви имеет ряд интересных особенностей: боковые нефы завершаются полукруглыми апсидами-нишами, спрятанными в толще восточной стены, и поэтому снаружи незаметны. В западной стене церкви располагается лестница на хоры , где находятся два небольших угловых помещения, которые, согласно преданию, служили кельями для преподобной Евфросиньи и её сестры. Вскоре после постройки Спасо-Преображенская церковь была расписана фресками, хорошо сохранившимися до наших дней. В 1886 году весь храм был заново расписан масляными красками. Новые росписи лишь приблизительно следовали системе росписей древних. О существовании старых фресок стало известно лишь в 20-х годах ХХ в., а в начале 90-х годов ХХ в. в храме началось планомерное и систематическое раскрытие и реставрация живописи XII в.. Предположительно художники, работавшие над созданием росписей Спасо-Преображенской церкви, составляли смешанную артель, в которую входили и полоцкие мастера, возглавляемые византийским живописцем.

Среди древних фресок особенно выделяются изображения святых в нижних частях столбов храма. Обращенные непосредственно к верующим, они удивительно естественны, открыты и индивидуальны. Возможно, именно поэтому одну из них многие считают портретом Ефросиньи Полоцкой.

 

Гродненская школа зодчества в XII в.

Борисоглебская (Коложская) церковь – шедевр Гродненской архитектурной школы.

В XII в. кроме полоцкой на белорусских землях сформировалась ещё одна местная школа архитектуры – гродненская. Её уникальный памятник — церковь Борисоглебская (Коложская) в Гродно, возведенная на берегу Немана. За многолетнюю историю своего существования она неоднократно находилась под угрозой уничтожения, но главной опасностью для нее стала река .В 1853 г. в результате оползня южная стена церкви и часть западной обрушились, а чуть позже обвалилась и южная апсида. В 1897 г. берег был укреплён (ремонтные работы велись и в ХХ в.), на месте разрушенных стен поставлены деревянные.

Уцелевшие части Борисоглебской церкви позволяют говорить о гродненской архитектурной школе как о самостоятельном и самобытном явлении белорусской архитектуры XII в. Её отличия наиболее очевидны в строительной технике, для которой характерна своеобразная трёхярусная кладка стен. В нижнюю часть вводятся валуны, размеры которых постепенно уменьшаются вверху, далее идут ряды из плоского кирпича, создающие внутреннее пространство, которое заполняли битым кирпичом и бутом. В верхней части стен включали кувшины-голосники, обращённые горловинами внутрь храма. Они служили резонаторами звуков, создавая многоголосое эхо. Декоративным гродненским приёмом является инкрустация внешней стороны стен разноцветными майоликовыми плитками, выложенными в форме ромбов, крестов и розеток. Кроме того, в отличие от полностью расписанных интерьеров храмов Полоцкой земли в Борисоглебской церкви фрески располагались лишь в алтарной части.

 

  1. Искусство древнебелорусских княжеств в IX- XIII вв.

Живопись

На западных землях Руси монументальная живопись получила самобытное развитие, соединив народные традиции и лучшие византийские образцы. На современной тер. Беларуси самыми древними произведениями этого искусства являются фресклвые росписи полоцких храмов: Софийского собора (11 в.), Бельчицкого и Спасо – Ефросиньевского монастырей (первая половина 12 в).

Миниатюра.

Художественный уровень миниатюры в значительной степени зависел от состояния письменности, которая распространялась с принятием христианства. До середины 14 в. рукописи писались на пергаменте, а позднее на бумаге иностранного производства. Текст писали специально обработанными гусиными перьями (реже вороньими). Первоначально страница линеилась иголкой. Чернила готовились с чернильных орешков, вишнёвого клея. Цвет чернил был тёмно-коричневым или чёрным.

Миниатюры писались разведёнными на желтке красками растительного или минерального происхождения. Часто использовалось золото (листовое, сусальное или в виде порошка), которое накладывалось на специально приготовленный грунт. Краски были свежие, яркие, насыщенные, в них преимущественно праздничная золотисто-тёплая, огненная гамма. (Оршанское Евангелие 13 в)

Скульптура и мелкая пластика

Многочисленные памятники искусства 9-10 вв. отображают языческие магические представления древних славян. Обоготворялись солнце, луна, горы, камни, деревья, леса, животные. Боги, которые олицетворяли стихийные явления природы, часто изображались в виде людей. На первом месте среди них был Перун – бог грома, молнии и вероятно земледелия. Статуи языческих богов устанавливались в капищах.

В 11 в. на белорусских землях появляются вырезанные из кости шахматные фигурки 9традиция пришла с Персии и Средней Азии). Так как ислам запрещал изображение живых существ – шахматные фигурки носили абстрактный характер (фигурка коня на поселение на Менке 11 в)

Большинство шахматных. фигур имела форму цилиндриков, конусов, пирамидок (цилиндрик с одним выступом вверху – конь (Новогрудок, Туров), с двумя – слон (Друцк))

Кроме абстрактных шахматных. фигур популярными были так называемые шахматные. фигурки «с личиком», которые изготавливались в реалистичной манере. Их делали с кости и камня. На Беларуси найдено 5 таких фигурок (12-13 вв)

Ухочистка с Новогрудка, с изображением древнего музыканта, который играет на струнном щипковым инструменте. Подлинный шедевр белорусского декоративно-прикладного искусства середины XII в. — крест Евфросиньи Полоцкой, изготовленный по её заказу в 1161 г. ювелиром Лазарем Богшей для Спасо-Преображенской церкви в Полоцке. Крест содержал в себе драгоценные реликвии, привезённые посольством Евфросиньи из Константинополя: частицу Креста Господнего, каплю крови Христа, частицу камня от Гроба Богоматери, части мощей св. Стефана и Пантелеймона и кровь св. Димитрия. Крест был вырезан из кипариса и обложен золотыми пластинами, на которых в технике перегородчатой эмали на высоком художественном уровне были изображены Деисус (Христос, Богоматерь и Иоанн Креститель), четыре евангелиста (Иоанн, Матфей, Лука и Марк), архангелы Михаил и Гавриил, а также небесные покровители Евфросиньи и ее родителей — св. Евфросинья Александрийская, святые мученики Георгий и София. Художественный образ лицевой стороны дополняли 8 драгоценных камней и жемчужная обводка. На обороте — изображения святых, чьи мощи хранились в кресте — Стефана, Пантелеймона и Димитрия, а также апостолов Петра и Павла и трех святителей — Василия Великого, Иоанна Златоуста и Григория Богослова. По боковым граням креста шла надпись, сообщавшая имена заказчицы и мастера и дату создания. По уровню художественного мастерства крест Евфросиньи Полоцкой не уступал современным ему образцам византийского декоративно-прикладного искусства.В 1941 г. национальная святыня Беларуси была утрачена: крест исчез из Могилевского краеведческого музея, в котором хранился. В 1992 — 1997 гг. на основе рисунков, фотографий и описаний оригинала его образ был восстановлен брестским художником-ювелиром Николаем Петровичем Кузьмичом. До наших дней в музеях Беларуси сохранилось довольно много предметов мелкой пластики, найденных археологами при раскопках древних городищ и замчищ Беларуси. Среди них встречаются произведения подлинно художественные, на примере которых можно видеть, с одной стороны, внимательное усвоение христианских традиций византийского и древнерусского искусства, а с другой — сохранение довольно устойчивой преемственности с верованиями языческих времен. Ведь христианизация белорусских земель в конце X в. не обозначала мгновенного отказа от язычества.Этот процесс был достаточно длительным, священнослужители стремились не столько уничтожить языческие верования и обряды, сколько приспособить их к христианским ритуалам. Одно из замечательных произведений мелкой пластики — двухсторонняя каменная иконка «Богоматерь. Пeтр», которая хранится в коллекции Национального художественного музея Республики Беларусь (НХМ РБ). Иконка найдена на замчище древнего Минска и датируется первой половиной XIII в. На одной ее стороне располагается поясное изображение Богоматери, на другой — апостола Петра.Трактовка их образов соответствует православным канонам, сложившимся в Византии в IX — X вв. Богоматерь показана в молитвенной позе — это довольно распространенный вариант изображения Богоматери-заступницы, молящейся о людях. Однако предназначение иконки — охранять владельца в сражениях, путешествиях и в повседневной жизни — сближает ее с языческим оберегом..Достаточно крупные черты лица, упрощенность фигуры, а также графичность манеры исполнения позволяют с большой долей вероятности предположить, что иконка была сделана белорусским мастером. XII век был временем интенсивного становления светского искусства, прекрасными образцами которого являются шахматные фигурки. Игра в шахматы получила широкое распространение на белорусских землях уже в XI в., придя из Персии, а к XII в. на Беларуси появился изобразительный вариант шахмат, когда каждая фигурка становится миниатюрной скульптурой, сочетающей в себе наблюдательность, внимательное отношение к деталям и опыт художественной резьбы, приобретенный славянами еще в дохристианский период.

 

  1. Усовершенствование оборонительных сооружений древних белорусских городов в XII- XIII вв. Башни-донжоны (Каменецкая башня).

Истоки белорусского военного зодчества, как и архитекту­ры вообще, теряются в глубине столетий, когда на землях Бе­ларуси появились первые искусственные оборонительные со­оружения. Вначале это были простые деревянные ограды, а затем мощные стены и башни древних городов.

Первые каменные башни в Беларуси были возведены во второй половине XIII в. Причины этого следует искать в раз­витии военно-инженерного искусства восточных славян, необ­ходимости замены тактики пассивной осады активным штур­мом с помощью новой военной техники — камнеметных ма­шин. Кроме того, это было связано с определенным влиянием традиций средневекового западноевропейского фортификаци­онного искусства.

Новая тактика осады существенно изменила организа­цию обороны и строительство самих укреплений. Основой обороны городов и замков стала высокая многоярусная ка­менная или деревянная башня, возведение которой сочета­лось с дальнейшим усовершенствованием естественных (природных) защитных рубежей. Башня была труднодос­тупной для техники, которая применялась при осаде ук­реплений в то время. Возвышаясь над поселением, она по­зволяла защитникам вести прицельную стрельбу по врагу из луков и самострелов.

В некоторых каменных башнях Беларуси были помещения, приспособленные для проживания защитников укреплений. В этом они в определенной степени схожи с жилыми башнями типа «донжон» или «бергфрид», которые были широко рас­пространены в XII — XIII вв. в странах Скандинавии, При­балтики, Центральной и Западной Европы.

Уникальным памятником оборонного зодчества второй по­ловины XIII в. является каменная башня, которая сохрани­лась до нашего времени в г. п. Каменец Брестской области.

Каменецкая башня (каменецкий столп) стоит на высоком песчаном пригорке на левом берегу реки Лесной. История башни тесно связана с городом Каменец, который возник как пограничный опорный пункт. Здесь войска князя Владимира Васильковича не раз вступали в битву с отрядами литовского князя Тройдена. В 1276 г. После очередного примерения с Тройденом Владимир Василькович решил заложить град на реке Лесной. Для этого сюда был послан известный «градоруб» Алекса, срубивший немало «градов» ещё при отце Владимира Васильковича. Через некоторое время при участии местных жителей в Каменце соорудили «столп камен высотою 17 саженей, подобен удивлению всем зрящим на нь».

Точная дата возведения этого памятника древней архитектуры неизвестна. Исходя из сведений, приведенных в Ипатьевской летаписи, его «помуровали» между 1276 и 1288 г.

Толщина стен этого 30-метрового «столпа» достигает 2,5 м., внешний диаметр – 13,5 м. Башня возведена на мощном фундаменте из булыги, пересыпанной чистым мелким песком (высота фундамента составляет около 2,3 м, а его внешний метр — около 16 м). Она сложена из брусчатого кирпича тёмно-красного и желтоватого колеров с чрезвычайно xopoшей перевязью швов. Величественная, монументальная башня вверху несколько более узкая, она не имеет ни вертикальных, ни горизонтальных членений. Ствол ее сложен с легким наклоном к вертикальной оси.

В стенах башни прорезаны бойницы. В первом ярусе иx две во втором и третьем — по три, а в четвертом — две бойницы и один большой стрельчатый проем. Когда-то он выходил на балкон, устроенный на консольных балках. Бойницы четырех нижних ярусов узкие, щелевидные, они расширяются внутрь и завершаются полуциркульными арками. Пятый ярус имеет четыре бойницы. Форма их стрельчатая, но арки скруглённые и имеют незначительную стрелу подъема. Бойницы пятого яруса, в отличие от остальных, расширяются не только вовнутрь но и вовне.

Между этими бойницами расположены четыре плоские ниши с полуциркульным завершением. Фотоснимки Каменецкой башни конца XIX — начала XX в., на которых видны эти ниши со следами древней побеленной штукатурки, свидетельствуют о том, что ниши сначала штукатурили, а потом белили. Это и давало строгому и величественному сооружению скромную броскую красоту. Над пятым ярусом башни сохранились остатки кирпичного купольного свода, который существовал ещё в середине XIX в.

С третьего яруса начинается кирпичная лестница, которую освещают два узких окошка. Она находится в толще стены и выходит на самый верх башни, на боевую площадку, прикрытую 14 зубцами. Каждый зубец имеет сквозное отверстие, которое по форме и размерам равно «тычку» или «ложку» кирпича. Отверстия скорее всего служили защитникам башл качестве наблюдательных щелей во время интенсивного я жеского обстрела.

Каменецкая башня, как и большинство других военных оружений того времени, имеет вытянутые вверх формь: ничные и простые, стрельчатые проемы и окна с трехл ным завершением, нервюрные своды на «гирьках». Они тм прорисовываются на могучем теле сооружения вместе с па циркульными арками плоских ниш и бойниц, характерных j романской архитектуры.

Завершает башню зубчатая лента поребрика из четырех рядов кирпичей, положенных на угол. Она перекликается с орнаментальными мотивами народного искусства и подчеркивает особенности местных строительных традиций, истоки их своееобразия, с которых начался постепенный переход от романского стиля к готике

Теперь Каменецкая башня стала филиалом Брестского об­ластного краеведческого музея, местом проведения многочис­ленных туристических экскурсий.

Что касается названия «белая вежа», которое прочно закре­пилось за Каменецкой башней, то оно ошибочное. Это название возникло в XIX в. благодаря местным краеведам, которые пола­гали, что башню в древности белили. На самом деле впервые ее побелили в начале 50-х гг. XX в.

 

 


th="100%" valign="top" bgcolor="#E8E8E8">