Формирование башкирского национального движения. Попытка провозглашения 15 ноября 1917 г. автономии Малой Башкирии.

Башкирское национальное движение, протекавшее первоначально в рамках общемусульманского движения, организационно сформировалось после Февральской революции. Хотя оно зародилось в недрах последнего и отпочковалось от него, фактически выросло и окрепло в полном соответствии с принципом исторической преемственности, на традициях, выработанных в ходе непримиримой антиколониальной борьбы, которую вел народ в последние два с лишним столетия с царским самодержавием. Однако дальнейшее его развитие осложнилось так называемой пролетарской революцией, невиданных масштабов гражданской войной, обострением противоборства за власть. К тому же оно встретило сопротивление не только со стороны определенных сил великорусской нации, но и некоторых кругов татарского народа, не желавших признавать башкир самостоятельным этносом и выступавших за единую "тюрко-татарскую" культурно-национальную автономию. Вместе взятые, эти обстоятельства накладывали свой особый отпечаток на весь ход башкирского национального движения.

Казалось бы, с распадом колониальных империй в XX в. проблемы, связанные с национально-освободительными движениями, утратили свою прежнюю остроту и значимость. Однако последние события в странах Восточной Европы (Югославия, Чехословакия) и бывшем Советском Союзе показали, что по мере углубления процессов демократизации в многонациональных государствах с унитаристскими порядками национальный вопрос вновь обретает актуальность, стимулируя тем самым новый подъем национальных движений. В России они вылились в борьбу бывших автономий за государственный суверенитет, за повышение своего статуса как субъектов федерации. Поэтом)' небывалую актуальность приобрело в научной сфере изучение истории национальных движений, втом числе башкирского.

Важно отметить то, что вопросы федеративного устройства России неизменно стояли в центре внимания башкирского движения, лидеры которого разработали Конституцию Башкирской автономии, где были заложены основы будущих федеративных связей с Центром, а III Всебашкирский учредительный съезд принял специальную резолюцию

Процесс сокращения численности башкир продолжался и в дальнейшем. Так, по материалам местной переписи, организованной в 1923 г., численность башкир составляла лишь 734 тыс. человек. И, наконец, перепись 1926 г. зафиксировала всего 625.800 башкир. Непоправимый урон численности башкир нанесли в указанные годы страшный голод 1920-1921 гг., бесчинства красных карательных отрядов, а также все более усиливающиеся ассимиляционные явления.

Данные о демо1рафическом положении башкир в начале XX в. свидетельствуют, что национальное движение, борьба за самоопределение стоили народу больших жертв, человеческих потерь.

Социально-экономическое положение башкирского населения в значительной степени было обусловлено особенностями поземельных отношений в крас. Башкиры по условиям добровольного принятия русского подданства обладали вотчинным правом и оно регулировало земельные отношения внутри башкирского общества, между башкирами-вотчинниками и государством и различными категориями пришлого населения (припущенниками). Однако это право систематически нарушалось и башкирские земли подвергались широкому расхищению, чему в немалой степени способствовала аграрная политика царизма. Все это привело к обострению поземельных отношений между различными сословными и национальными группами в Башкортостане. Недаром, земельный вопрос стоял в центре крупных башкирских восстаний конца ХУН-ХУШ вв.

Пореформенный период ознаменовался новым наступлением на башкирские земли, вызвав так называемую "поземельную горячку". Новое расхищение башкирских земель в начале XX в. было связано со столыпинской аграрной реформой. Достаточно сказать, что в ходе этой реформы с 1905 по 1915 гг. башкиры-вотчинники лишились 522 тыс. дес. земли: в Оренбургской - 300 тыс.дес., а в Уфимской - 222 тыс.дес. Все это обусловило остроту земельного вопроса и он стал одним из центральных в программе башкирского национального движения 1917-1921 гг.

В начале XX в. башкирское население занималось п основном земледелием и только в некоторых регионах продолжали бытовать традиционные формы полукочевого скотоводства.

Важно отметить, что большинство башкир (60%) по подсчетам наших ученых проживало в районах оседлого земледельческого хозяйства, а в районах смешанного скотоводческо-лесного хозяйства и смешанного земледельческо-скотоводческого хозяйства - около 40%.

Башкирское население района оседло-земледельческого хозяйства в начале XX в., по мнению очевидцев, мало чем отличалось от крестьян земледельцев как по количеству посевов, сельскохозяйственного инвентаря, так и по способам обработки пахотных земель.

По данным подворной переписи 1915 г. на одно хозяйство башкирского крестьянства в Бирском уезде приходилось в среднем 5,05 дес. посева, а у русских крестьян - 6,9 дес.

В районах смешанного земледельческо-скотоводческого и скотоводческо-лесопромыслового хозяйства у башкир пахотных земель было значительно меньше, чем у крестьян, традиционно занимавшихся земледелием. По данным 1902 г. в Кубелек-Телявской и Тунгатаровской волостях Верхнеуральского уезда 20 хозяйств вообще не обрабатывали землю, а жили за счет скотоводства и различных промыслов.

К концу XIX - началу XX вв. и в бывших районах полукочевого скотоводства распространяется земледелие, хотя оно еще не стало главным занятием всего башкирского населения юго-восточного Башкортостана. Летние выезды на джайляу или на места традиционной кочевки продолжались.

В начале XX в. башкиры исподволь, постепенно вовлекались в сферу различного рода неземледельческих занятий - промышленности (кустарной, мелкой и крупной), транспорта, торговли. Безусловно верно и то, что башкиры представляли и в начале XX в. народ, почти целиком связанный с сельским хозяйством: по данным Всероссийской переписи 1897 г. башкирское городское население составляло около 1%, в то время как в Уфимской и Оренбургской губерниях доля городского населения доходила до 9-10%. Однако это не означает, что башкиры вообще были в стороне от промышленного развития. Довольно высокий уровень социальной дифференциации башкирской деревни привел к тому, что башкирская беднота уходила на шахты, заводы и фабрики, пополняя ряды промышленных рабочих. Тысячи башкир в конце XIX - начале XX вв., работали на золотых приисках Челябинского и Орского уездов Оренбургской губернии. Накануне Октябрьской революции более трети рабочих на рудниках и подсобных работах в медно-золотой промышленности Таналыково-Баймака составляли башкиры. На сезонных работах по заготовке леса и древесного угля для заводов, на торфоразработках и в шахтах работали главным образом башкиры. Масса башкир была занята на лесоразработках и лесосплаве, составляя более 40% рабочих, занятых в этой отрасли.

В начале XX в. башкиры в все больше растущей степени вовлекались в торговый оборот, приобщаясь к общероссийскому рынку. Согласно переписи 1897 г. по Уфимской и Оренбургской губерниям, с торговлей было связано из башкир 10 018 человек. Притом 2 656 башкир имели самостоятельное занятие в сфере торговли. Из них большинство занималось торговлей стройматериалами, топливом (1325), сельхозпродуктами (506) и т.д.

Еще в 20-х гг. в связи с необходимостью оценки характера башкирского национального движения возникли разногласия в подходе к вопросу о социальном расслоении башкирского общества накануне Октября.

Наиболее активной частью башкирского общества была нарождающаяся национальная интеллигенция. Значительную роль в развитии национального образования в целом пробуждении общественного и национального самосознания башкир и татар в конце XIX - начале XX в. сыграл джадидизм - идейно-политическое, реформаторское течение, возникшее среди мусульман. Джадидизм как движение охватывал не только область науки и просвещения, но и широкую сферу жизни и быта мусульман в смысле их реформирования, преобразования в духе требований современной культуры и цивилизации, включая религию.

Общественно-политическое положение башкирского народа в начале XX в. напрямую связано с политическим бесправием, лишением его права на национальное самоопределение. Более того, в составе унитарной Российской империи башкирский народ был разобщен в административно-территориальном отношении, особенно после 1865 г., когда из состава Оренбургской губернии выделилась самостоятельная Уфимская губерния. Для возникновения национального движения с постановкой проблемы самоопределения решающее значение приобретает уровень общественно-политической зрелости народа, наличие у него определенных традиций национально-государственного существования. Башкиры обладали подобной традицией, что доказывается существованием в 11-13 вв. башкирского Табынского ханства, борьбой народа в 17-18 вв. за свою политическую самостоятельность с выдвижением собственных ханов.

Добровольное вхождение башкир в состав Российского государства на определенных условиях по договору, их мощное национально-освободительное движение после распада Российской империи за свою национальную государственность с программой федеративного устройства обновленной России также являются убедительными аргументами, доказывающими наличие у башкирского народа традиций государственности. Национальная консолидация, активное стремление башкирского народа к завоеванию свободы, политической и экономической самостоятельности в значительной степени связаны с башкирскими антиколониальными восстаниями, с наличием у него многовековой воинской традиции. Таким образом, к переломному 1917 году полуторамиллионное башкирское общество, страдающее от колониальной экспансии, политического бесправия, было готово подняться на борьбу за национальное освобождение.

Победа Февральской революции была встречена башкирским народом с большим энтузиазмом и радостью, пробудила в нем небывалую политическую активность, что нашло свое отражение в широком участии делегатов из башкир в работе I Всероссийского мусульманского съезда (май 1917 г., Москва).

Вернувшись в Башкортостан, делегаты Московского съезда развернули большую работу по подготовке башкирского курултая. С середины мая Башкирское областное бюро почти ежедневно проводило заседания, совещания и собрания, на которых обсуждались важнейшие организационные вопросы, проекты программ, резолюций предстоящего съезда, обращения и письма к башкирскому населению.

Деятельность бюро союза башкирского народа по организации самостоятельного башкирского движения привела к обострению отношений между его лидерами и татарскими деятелями, выступающими за культурно-национальную автономию, за единство так называемого тюрко-татарского народа.

С другой стороны, становление и развитие башкирского национального движения вызвало беспокойство и у русского населения, особенно крестьян. Если обострение татаро-башкирских отношений было связано с различным подходом к проблеме самоопределения, этнической принадлежности, то в основе негативного восприятия русскими крестьянами, особенно переселенцами времен Столыпина, идеи башкирской автономии лежал земельный вопрос.

Двадцатого июля (3 августа по новому стилю) 1917 года в г.Оренбурге открылся I Всебашкирский курултай, где участвовало 70 делегатов.

20 марта 1919 года было заключено «Соглашение Российского рабоче-крестьянского правительства с Башкирским правительством о советской автономии Башкирии». В печати опубликовано 23 марта 1919 года, поэтому официальной датой образования республики считается этот день. В соответствии с «Соглашением…» была образована Автономная Башкирская Советская Республика (АБСР). Термин «Малая Башкирия» и далее применялся в отношении АБСР.

19 мая 1920 года был принят декрет ВЦИК «О государственном устройстве Автономной Советской Башкирской республики»[22], значительно урезавший права автономной республики, достигнутые по «Соглашению центральной Советской власти с Башкирским правительством о Советской автономии Башкирии» от 20 марта 1919 года. Документ вызвал общее возмущение у членов республиканского ревкома, и 16 июня 1920 года в знак протеста Башревком принял решение о своей отставке и самороспуске. Декрет ВЦИК и СНК РСФСР «О государственном устройстве Автономной Советской Башкирской Республики» от 19 мая 1920 года вызвал недовольство среди башкир и послужил основной причиной партизанской войны против политики центральных властей.

В 1918—1921 гг. происходили массовые антибольшевистские выступления крестьян, вызванные недовольством политикой советской власти.

14 июня 1922 года Всероссийский Центральный Исполнительный Комитет, учитывая пожелание башкирского народа, принял декрет «О расширении границ Башкирской Автономной Социалистической Республики». По этому декрету Уфимская губерния упразднялась, а её территория передавалась Башкирской республике — образуется так называемая «Большая Башкирия». Столица республики из города Стерлитамака переносится в Уфу.

27 марта 1925 года была принята первая Конституция Башкирской Автономной Социалистической Республики.

В 1936 году Башкирской АССР было официально отказано в преобразовании в союзную республику в составе СССР[23]. Генеральный секретарь ЦК ВКП(б) И. В. Сталин аргументировал это решение таким образом:

23 июня 1937 года была принята вторая Конституция БАССР.