Приказ Султана о заключении Шейха в тюрьму

В этом же году, в понедельник 6 числа, от наместника Султана в Дамаске, к Шейху прибыл ответственный за Вакъуфное имущество и один из судебных приставов Ибн Хутейр и оповестили Шейха, что пришел указ Султана поместить его в крепость.

Лицо Шейха выражало радость и приветствие, он сказал: "Я давно ждал этого, в этом есть великое благо". Шейха поместили в тюрьму, где для него освободили чистое помещение. Султан разрешил его брату Зейну-дину находиться вместе с ним и приказал выделить ему все, что необходимо для обслуживания Шейха.

В пятницу этого же месяца Шафиитский судья постановил о заключении в тюрьму группы соратников Шейха, других придали гонениям, остальные скрылись, после освободили из тюрьмы всех кроме Имама Шамсу-дина, Мухаммада ибн Абу Бакра аль-Джавзия"[73].

 

Ибн Касир пишет: "В среду 10 зуль-къаада 726 года, в ханбалитском медресе преподавал Бурхану-дин Ахмад ибн Хилал аз-Зарьи аль-Ханбали, заменяя Шейха Ибн Теймийю. Его посетили Шафиитский Судья и группа Факъихов, что трудно сказалось на многих из последователей Шейха ибн Теймийи, так как за день до этого к Ибн Теймийе, по поручению наместника Султана с некоторыми вопросами, приходил судебный пристав Ибн аль-Хутейри. После этого, в четверг, пришёл Судья Джамалу-дин и ответственный за Вакъуфное имущество Насру-дин и спросили его про тему посещения могил. Шейх ответил им, написав на свитке, и Шафиитский Судья Дамаска подписал, что он принял этот ответ от Ибн Теймийи, написанный им собственноручно, а далее написал, что самое больное место, т.е. что якобы точка разногласия здесь, в том, что Ибн Теймийя сделал посещение могилы Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, и могил других пророков мир им, грехом по абсолютно единогласному мнению всех Ученых".

Ибн Касир продолжает: "Так посмотрите же сейчас на это изменение слов Ибн Теймийи, со стороны Шафиитского Судьи. Поистине его ответом на этот вопрос не было запрещение посещения могил Пророков и праведников. В его ответе было упоминание двух мнений, одно по поводу отправления в путешествие и снаряжения в путь лишь для посещения могил, а другое простое посещение могил без снаряжения в путь и дальней дороги к ним. Посещение могилы, без отправления в путешествие только ради этого - это один вопрос, а посещение могилы, отправляясь только ради этого в путешествие, другой вопрос.

Шейх не запрещает посещение могил без того, чтоб только ради этого отправляться в далекий путь, а наоборот считает её желательной и Сунной, и его книги и жизненный путь свидетельствую об этом. Этот вид посещения могил он не оспаривает в фатве, и он не сказал, что это грех, и не приводил никакого "Иджма" на запрет этого. Шейх Ибн Теймийя не является незнающим хадис Пророка, да благословит его Аллах и приветствует: "Посещайте могилы, поистине они напоминают вам о будущей жизни". А от Аллаха ничего не скроется из скрываемого: "А притеснители скоро узнают, какой поворот [судьбы] их ожидает". Сура Шуъара 227 аят"[74].

 

Имам ан-Навави аш-Шафии писал в своих комментариях к "Сахиху" Имама Муслима: "Ученые разногласили по поводу подготовки в путь и путешествия к чему-либо, кроме трёх мечетей, как путешествие к могилам праведников и к достопочтимым местам и т.п. Шейх Абу Мухаммад аль-Джувейни из наших соратников Шафиитов, считал это запрещенным. Это так же известно со слов Къадия Айяда…". Далее ан-Навави указывает на то, что верно на его взгляд противоположное мнение[75].

Подобное мнение, запрещающее отправляться в дальний путь, с единственным намерением, посетить какую-то определенную могилу или достопочтимое место, выражали многие Ученые. Первыми из них были сподвижники Пророка, да будет доволен ими Аллах, Абу Хурейра, Абу Басра, да будет доволен ими Аллах, видевшие и слышавшие его, да благословит его Аллах и приветствует, и лучше всех других понимавших цель и значение его высказываний.

Передается от Басры ибн Абу Басры аль-Гъифари: "Я встретил Абу Хурейру возвращающегося с горы Тура, и спросил его "Ты откуда идёшь?" Абу Хурейра[76] ответил: "С Тура. Я помолился там". Басра продолжил: "Если бы я встретил тебя раньше, чем ты начал собираться в путь, то ты бы туда не пошел. Я слышал как посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: "Не отправляются в путь, кроме как к трем мечетям, мечеть аль-Харам, моя мечеть и мечеть аль-Акъса"[77].

Так же передается от Къаз'а[78]: "Я собрался сходить на гору Тур, и спросил об этом Ибн Аббаса. Он сказал: "Ты что, не слышал слов Порока, да благословит его Аллах и приветствует: "Не отправляются в путь, кроме как к трем мечетям, мечеть аль-Харам, моя мечеть и мечеть аль-Акъса". Оставь, не ходи туда"[79].

Из ученых это были, Къадзий Айяд аль-Маликий (476-544 г.г.), Къадзий Хусейн аш-Шафии,[80] Ибн Акъиль аль-Ханбали (431-523 г.г.), Абу Мухаммад аль-Джувейни аш-Шафии (умер в 438 г.), Ибн Батта аль-Ханбали (304-380 г.г.), это же говорил Ибн Теймийя, Ибн Къаийм аль-Джавзия, и многие ученые Маликиты их современники из Шама и Багдада.

 

Ибн Раджаб аль-Ханбали пишет: "В конце концов, враги Шейха, проявили хитрость в вопросе запрета на путешествие к могилам Пророков и праведников, сделав это с его слов принижением достоинств Пророков, что является неверием. Группа из последователей за своим страстями постановили об этом (о его неверии), и это были восемнадцать человек во главе с Маликитским Судьёй аль-Ахнаи. После чего Судьи мазхабов постановили, что его следует заключить в тюрьму, где он в последствии провел два года и несколько месяцев.

Шейх с разных сторон пояснил им неверность того, что они постановили в отношении него. Группа Ученых давали фатвы, что даже если он ошибся в этом, то это ошибка Муджтахида, которая прощена. Группа Ученых из Багдада выразила свое согласие в этом вопросе с Шейхом, а также многие другие. Сыновья Шейха Маликитов в Дамаске, Абу Валида, дали фатву, что к выраженному Шейхом Ибн Теймийей, вообще не может быть никаких претензий. Он привел разногласие ученых в этом вопросе и выразил мнение приоритетности одного из них"[81].

Однако не смотря на все это, мнение Ибн Теймийи наталкивалось на стену необъективности со стороны ответственных людей. Кто-то понимал, но боялся встать в ряды защитников Шейха, которых быстро определяли в тюрьму. Кто-то, нарочно желая воплотить в жизнь свои амбиции, наговаривал на Шейха, выслуживаясь перед начальством в Судебной иерархии Египта, которая всегда пыталась удалить Шейха с горизонта своего беспечного существования, так как распространение Сунны и убеждений праведных предшественников, рушили их авторитет в государстве и ослабляли влияние.

Таковыми были причины преследований Шейха Ибн Теймийи, его тюремных заключений и испытаний.

 

И в конце воздаю хвалу Аллаху, Господу миров. Мир и благословления нашему любимому Пророку Мухаммаду, его семье и всем сподвижникам.

 

28 марта 2009 г.\ 1 Рабиа ас-сани 1430 г.

Эр-Рияд

 

 


[1] Книга "аль-бидая ва ан-нихая" 2\2110. Издательство "бейт аль-афкар ад-довлия".

[2] Территория нынешней Сирии, Иордании и Палестины.

[3] В это время в Египте жил выдающийся Ученый, Ибн Дакъик аль-Ид (умер в 702 году хиджры, да смилуется над ним Аллах). Вот что он говорил после того как повстречал Шейха Ибн Теймийю, послушал его проповеди и сказал ему: "Я даже и не предполагал, что Аллах, в это время создаст подобного тебе". А когда его спрашивали о встрече с Ибн Теймией, то он говорил: "Когда я встречался с ним, я видел перед собой человека, имеющего перед своими очами все науки, и он брал из них, что хотел, и оставлял, что хотел". Книга "Рад аль-Вафил". Ибн Насиру-дина ад-Дамашки аш-Шафии.

[4] Чудеса

[5] Т.е. говорил с ними прямо, не льстя им, говорил на равных.

[6] Благодать от Аллаха.

[7] "Укъуд ад-дуррия" стр.146-148.

[8] Войны с монголами в этот промежуток времени судя по всему заставили врагов Ибн Теймийи, прекратить на время свои козни.

 

[9] Образное выражение заключающее в себе то, что ручеёк знаний Софийю-дина аль-Хинди растворился в море знаний Шейха Ибн Теймийи.

[10] Это свидетельство является ясным опровержением тем, кто заявлял и заявляет о якобы немногочисленных последователях Ибн Теймийи. Что якобы он бы чуть ли не одинок в своих взглядах и великое множество ученых его современников опровергли его, сажали его в тюрьму, и никто из мусульман не принимал в серьез его знания Корана и Сунны и убеждений Салафов.

[11] Укажу на один эпизод из истории в котором можно усмотреть ту неприязнь которая исходила от Ибн Сарсари в отношении Ибн Теймийи. Когда монголо-татарские полчища крушили и захватывали Исламские земли, Ибн Теймийя с группой других авторитетный ученых отправился в правителю монголов К’азану. Как произошла эта встреча рассказывает Ибн Касир со слов Шейха АбдаЛЛаха ибн К’аввама аль-Балиси: “Ибн Теймийя говорил ему (К’азану): “…И ты, убивая мусульман, полагаешь, что являешься мусульманином, тогда как твои оба отца, (имеются в виду отец и дед) подобного не делали!? Ты заключил договор и нарушил его, пообещал и не сдержал обещание”!Он сказал слова истинные и не боялся никого, кроме Аллаха, Свят Он и Велик. Затем принесли еду, все стали кушать, кроме Ибн Теймийи. Ему сказали: “А что же вы не кушаете”? Он ответил: “Как же я буду кушать еду, которую вы получили, занимаясь грабежом людей!?” Затем правитель К’азан попросил его сделать ду’а, и Ибн Теймийя воззвал к Аллаху: “О Аллах, если этот Твой раб достоин похвалы, и сражается для того чтоб Слово Твое было превыше всего, и религия принадлежала Тебе, то помоги ему и поддержи его. Помоги ему овладеть землями и народами. А если же он поднялся, желая славы и показухи, желая этого мира, и чтоб слово его было превыше всего, и унижения Ислама и его приверженцев, то унизь, потряси и погуби его”! А К’азан в это время стоял с протянутыми ввысь руками и говорил: “Амин”. Мы же в тот момент стали подбирать под себя свои одежды, боясь, что ее забрызгает кровью [Ибн Теймийи], если Султан прикажет убить его [за эту дерзость]. Затем когда мы покинули Султана, К’адзий (Судья) Наджмуд-дин ибн Сарсари сказал Ибн Теймийе: “Ты чуть не погубил нас вместе с собой! Клянусь Аллахом, мы больше не станем сопровождать тебя в пути”. Ибн Теймийя ответил: “И я тоже не буду вас сопровождать”. Они ушли, а он немного задержался вместе со своими соратниками. Тут стали распространяться слухи о нем (Ибн Теймийи) среди влиятельных людей, правителей (амиров) окружающих К’азана. Они стали собираться вокруг Шейха, чтоб получить баракат (благословление Аллаха) от его ду’а, они следовали за ним по пути возвращения в Дамаск. А тех, кто не пожелали идти вместе с ним, настигла группа монгол-татаров, ограбив их всех до одного”. Смотрите “Бидаят ва нихаят”, 13\73.

 

[12] Книга "аз-зейль аля табакъат аль-ханабиля", Ибн Раджаб, 2\396.

[13] Книга "аль-укъуд ад-дурийя", стр. 212.

[14] Книга "ар-рад аль-вафир", рецензия Ибн Хаджара к этой книге.

[15] Ученик Ибн Теймийи, выдающийся ученый Ибн Кайим аль-Джавзия описывая эти события, указывал на удивительные факты проницательности "Ильм аль-фираса" своего Шейха, его стойкость и уверенность в поддержке Аллаха Всевышнего: "Когда его вызвали в Египет и сговорились казнить его, собрались его соратники, чтоб попрощаться с ним и сказали, что дошло множество сведений, что люди там сговорились казнить тебя. Он сказал: "Клянусь Аллахом, они не смогут этого сделать". Они спросили: "А что они тебя бросят в тюрьму?" Он сказал: "Да, и это будет длительное заключение, затем я выйду из тюрьмы, и буду распространять Сунну перед всем народом". Я был свидетелем, что когда оповестили его о пришествии к власти аль-Джашанкира, его непримиримого врага, и сказали: "Вот теперь он выполнит задуманное с тобой". Шейх сделал саджда. Его спросили: "По причине чего это саджда?" Он сказал: "Это начало его конца и унижения. Приблизился конец его правления". Его спросили: "А когда это произойдет?" Он сказал: "Не успеют подвесить на конницу бубенцы, как падет его режим". И случилось так, как говорил Шейх". Книга "Мадаридж ас-саликин" 3\371.

[16] И это естественно, потому как его враги знали, что он если заговорит, то докажет свою правоту, и их заблуждения. Этот факт сговора судей и участников процесса, чудовищный акт фанатичного произвола в рядах Судей. Однако Аллах выявляет истину и помогает Своим Авлия. Чем это закончилось, вы скоро узнаете.

[17] Ибн Хаджар аль-Аскъалани пишет: "Когда дошло до Маликитского судьи, что люди приходят к нему в тюрьму, сказал: "Необходимо оказывать на него давление, лишить его всего, даже если мы не можем его убить. Однако его неверие уже подтверждено". Книга "дурар аль-камина" 1\79.

[18] Ночь перед Ид аль-Фитр (Ураза Байрам).

[19] В тексте употреблено слово "фукъара", как один из эпитетов приверженцев суфизма. Аллаху Аълям.

[20] Книга "аль-бидая ва ан-нихая" 2\2126. Издательство "бейт аль-афкар ад-довлия".

 

[21] Можете себе представить, это был брат Ибн Теймийи а не сам Шейх…

[22] Обвиняющего в суде Шейха Ибн Теймийю.

[23] Хафиз Ибн Абдул-Хади аль-Ханбали, так описывает события, произошедшие в Дамаске, после того как они получили письмо, извещающее, что Шейх вышел из тюрьмы: "Утром в понедельник 26 числа, он написал письмо в Дамаск, извещая о том, что он вышел из тюрьмы и живет в доме Ибн Шакъира в Каире, а так же то что Амир Сейфу-дин Саляр, постановил о отсрочке его заключения длившегося 18 месяцев. Возрадовался народ этой вести, а другие разозлились и опечалились. Шейх, Имам Наджму-дин Сулейман ибн Абд аль-Къавий, сочинил прославляющие Шейха стихи:

Проявляй терпение, поистине в нем то,

Что обезопасит тебя от козней.

Ведь все трудности с терпением пропадают…". Книга "аль-укъуд ад-дуррия" стр. 196-197.

[24] Книга "аль-бидая ва ан-нихая" 2\2129. Издательство "бейт аль-афкар ад-довлия".

[25] Из тех, кто предъявлял обвинения, были другие суфии, из них был Али аль-Бакри, обвинявший Шейха в неверии из-за его слов отношении запретности обращаться с мольбами к Пророку, да благословит его Аллах и приветствует. Аль-Бакри призывал убить Ибн Теймийю. Когда присутствующие в суде выражали мнение об объявлении выговора Ибн Теймийе за якобы его неуважение к Пророку, выражавшееся в том что он запрещал обращать мольбы о помощи к нему, да благословит его Аллах и приветствует, аль-Бакри заявил: "Нет другого смысла его словам, если это принижение достоинства, то его следует убить, если нет, то и выговор не следует делать". Приводит Ибн Хаджар аль-Аскъалани в "дурар аль-камина", 1\155.

[26] В некоторых источниках указывают на то, что якобы Ибн Теймийя покаялся и объявил себя Ашаритом. На самом деле, он лишь поддался на уговоры своих соратников, угрозы смерти и давление мало его пугало, однако он согласился на общие условия. Его дальнейшее пребывание в Египте и книги, которые он написал после 707 года, явное свидетельство тому, что ему не в чем было каяться. Ибн Раджаб например пишет: "Упомянули аз-Захаби и аль-Барзали, что под страхом смерти, Шейх написал им что-то в общих словах, в которых есть то, что есть". Книга "аз-зейль аля табакъат аль-ханабиля". Однако Ибн Кассир и другие историки, ничего подобного не упоминают. Если и утверждать то, что Ибн Теймийя под угрозой смерти написал то, что удовлетворило его врагов, то это после уговоров его соратников, и это были условия не говорить о вопросах вероубеждений. Однако его дальнейшая судьба и его книги доказывают обратное, доказывают то, что ему не от чего было каяться, и враги его не удовлетворились тем, что он написал. Если бы он действительно написал, что он кается, что он Ашарит, то мало кто возразит после этого. И если бы эта собственноручно написанное покаяние и объявление себя Ашаритом, существовало бы, то его враги распространили бы его на всех просторах Исламского мира, и вешали бы это на своих знаменах, копии сохранились бы и по сей день. Однако эта история так и осталась призраком и домыслом, ублажающим субъективный взгляд некоторых сторонников ашаризма.

[27] Эти слова ясно указывают на то, что Ибн Теймийя не каялся и не называл себя ашаритом, если это бы имело место, то дело Ибн Теймийи было бы закрыто, а его покаяние и признание верными убеждений ашаритов, разлетелось бы по всем окраинам страны. Скорее он лишь согласился на условия перестать давать фатвы по вопросам вероубеждений, как мы и указывали в сноске выше.

[28] Т.е. тюрьма, а никакой ни домашний арест.

[29] Книга "аль-бидая ва ан-нихая" 2\2130. Издательство "бейт аль-афкар ад-довлия".

 

[30] Книга "аль-укъуд ад-дуррия" стр. 210.

[31] Книга "Укуд ад-дуррия" стр. 216.

[32] В положительном понимании этого эпитета.

[33] Приводит Хафиз Ибн Абдул-Хади в книге "аль-укъуд ад-дуррия" стр. 200-201.

[34] Приводится в книге "Кавакиб ад-дарари" том 43, страница 125-130 (Эта работа все еще является рукописью). В нее включены слова помощника Шейха Ибн Теймии, Ибрахима ибн Ахамада аль-Гъаяни. Он рассказывал о события происходящих с Шейхом в те дни: "…Нам запретили сопровождать его, и шейх сказал мне: "О Ибрахим, ступай в Шам, и скажи нашим соратникам- "Истина в Коране" повторяя трижды, это испытание скоро закончится. Аллах вверх дном перевернет власть Бибарса, сделает тех, кто превозносится сегодня, униженными завтра". Цитировалось по Книге "Собрание о жизни Ибн Теймийи из того что унаследовано на протяжении семи веков" Али Ибн Мухаммада аль-Имрана, стр. 150.

[35] Последователей Ибн Араби.

[36] Книга "аль-бидая ва ан-нихая" 2\2132. Издательство "бейт аль-афкар ад-довлия".

 

[37] В других источниках приводятся такие слова Ибн Махлюфа; “Я не видел более великодушного чем Ибн Теймийя. Мы целое государство повернули против него, однако он простил нас, после того как имел возможность отомстить, мало того, он еще и заступался за нас и защищал нас. Мы приложили все силы покончить с ним, а он же когда мог покончить с нами, взял и простил”. “Зейль ала табакъат ханабиля” стр. 476.

Ибн Абдул-Хади пишет в биографии Ибн Теймийи; “Сказал Судья Ибн Махлюф; “Я не видел более богобоязненного чем Ибн Теимийя, мы не переставали стараться покончить с ним, а когда он мог это сделать с нами, взял и простил”. “Укъуд дуррия” стр. 298.

[38] Книга "аль-бидая ва ан-нихая" 2\2133-2134. Издательство "бейт аль-афкар ад-довлия".

[39] Книга "аль-бидая ва ан-нихая" 2\2134. Издательство "бейт аль-афкар ад-довлия".

[40] Книга "аль-бидая ва ан-нихая" 2\2135.

[41] Книга "аль-укъуд ад-дурийя", стр. 223.

[42] Приводится в книге "Зейль аля табакъат аль-Ханабиля" стр.479.

[43] Книга "аль-укъуд ад-дурийя", стр. 225-226.

[44] Книга "аль-бидая ва ан-нихая" 2\2161.

[45] Книга "Сияр" том 2 стр. 2874. Издательство "Бейт Афкар ад-довлия".

[46] Книга "аль-бидая ва ан-нихая" 2\2139.

 

[47] Плоды этого призыва выражались и в том, что Ислам принимали иудеи, Ибн Касир пишет: " В 715 году, умер Исаак (Исхак) ибн Иоан (Яхья) аль-Каххаль. По его причине приняли Ислам еще многие иудеи. Он принял Ислам после общения с Шейхом Ибн Теймийей, который ясно пояснил ему несостоятельность иудаизма и искажения в нем". "аль-Бидая ва ан-Нихая" 2\2143.

[48] Земной поклон.

[49] Книга "аль-укъуд ад-дурийя", стр. 254-256. Так же смотрите "аль-бидая ва ан-нихая" Ибн Касира и "Зейль Аля Табакъат аль-Ханабиля" Ибн Раджаба.

[50] Цитировалось по книге "Джала аль-Айнейн" Нуъмана ибн Махмуд Афанди аль-Алуси. стр.228.

[51] Цитировалось по книге "Джала аль-Айнейн" Нуъмана ибн Махмуд Афанди аль-Алуси. стр.228-229.

[52] Имам, Шихабу-дин, Абу Касим, Абдурахман ибн Исмаил ибн Ибрахим, известный как Абу Шама аш-Шафии. Родился в 596 году, умер в 665 году.

[53] Слепое следование за словами ученых.

[54] Цитировалось по книге Джалалу-дина ас-Суюти, "Незнание что Иджтихад,- это обязанность навсегда" стр. 214-215.

[55] Джалалу-дин ас-Суюти описывая то, что происходило с Шейхом Ибн Теймийей из недовольства его "иджтихадом" пишет: "Ибн Къайим писал в своей книге "Замм ат-такълид": "Некоторые "мукъаллиды" выражали порицание Шейху Ибн Теймийе на его преподавание в медресе Ахмада ибн Ханбаля, так как она была вакъуфным имуществом для Ханбалитов, а Муджтахид таковым не является. На что он им ответил: "То, что я получаю здесь, я получаю за свое знание мазхаба Ахмада, а не за мое следование. И вообще, невозможно чтоб сегодняшние последователи Имамов, были в большей степени последовавшими за ними, чем их современники, которые не следовали за ними слепо. Самый следующий за Маликом был Ибн Вахб и его современники, которые судили исходя из доводов и следовали за доказательствами на что бы они не указывали. Таким же образом Абу Юсуф, более следующий за Абу Ханифой, чем его "мукъаллиды", не смотря на то, что он во многом расходился с ним во мнении. Таким же образом аль-Асрам и его современники из соратников Имама Ахмада, более следующие за ним, чем его "мукъаллиды" заявляющие о следовании ему. Вследствие этого вакъуфное имущество полагается последователям Имамов, людям Знания и Довода, они имеют больше прав на него, чем слепо следующие за ними".

ас-Суюти продолжил: "Я еще до того как встретил эти слова, подобным же образом ответил, тем кто выражал претензии похожие на претензии Ибн Теймийе, ко мне". Книга "Незнание что Иджтихад,- это обязанность навсегда" стр. 234.

[56] Следующими за Имамом.

[57] Цитировалось по книге Джалалу-дина ас-Суюти, "Незнание что Иджтихад,- это обязанность навсегда" стр. 234.

[58] Учитель Ибн Хаджара Аскъалани.

[59] Книга "Незнание что Иджтихад,- это обязанность навсегда" стр. 235.

[60] Цитировалось по книге "Джала аль-Айнейн", Нуъмана ибн Махмуд Афанди аль-Алуси, стр.237.

[61] От менструации.

[62] Т.е. мог вернуть жену обратно.

[63] Приводит Имам Муслим в "Сахихе" под номером 1472.

[64] Книга "Рад аль-мухтар аля дар аль-мухтар". Глава "Развод". Цитировалось по книге "Джала аль-Айнейн", Нуъмана ибн Махмуд Афанди аль-Алуси, стр.238.

[65] Выдающийся Ученый, толкователь Корана, Имам, Муфтий, Шихаб ад-дин, Саийид Махмуд Афанди аль-Алуси аш-Шафии аль-Багдади. Автор многих книг, и Тафсира “Рух аль-Ма’ани”. Родился в 1217 г, а умер в 1270 г. Был общепризнанным ученым в Исламской Умме. Читайте о нем в книгах “A’лям аль-‘Ирак” стр.21-43; “Му’джам аль-муаллифин” 12/175; и др.

[66] Цитировалось по книге "Джала аль-Айнейн", Нуъмана ибн Махмуд Афанди аль-Алуси, стр.240.

[67] Приводит Имам Ахмад 1\265 под номером 2387. аль-Байхаки 7\339. Иснад этой передачи посчитали достоверным Шейх Ахмад Шакир и Шейх Албани.

[68] Единогласное мнение всех ученых - Муджтахидов.

[69] Книга "аль-бидая ва ан-нихая" 2\2154.

[70] Речь идет о преданиях от Пророков бану Исраиль, передававших Слова Всевышнего.

[71] Книга "аль-укъуд ад-дурийя", стр. 256-257.

[72] Ибн Касир пишет "В 718 году, на смену Маликитскому Судье Ибн Махлюфу, который умер, пришел Такъия-дин аль-Ахнаи…Этот судья в 725 году, запретил Шейху Шамсу-дину ибн Мари аль-Баълябаки, говорить в Египте в лоне того, что выражал Шейх Такъия-дин Ибн Теймийя в вопросе "истигъасы" (обращения за помощью к умершим)…". Книга "аль-бидая ва ан-нихая" 2\2162.

[73] Книга "аль-укъуд ад-дурийя", стр. 259-260. Также Хафиз аль-Барзали в "Тарихе", также Ибн Касир в "аль-бидая ва ан-нихая".

[74] Книга "аль-бидая ва ан-нихая" 2\2165. Подобные слова говорят Хафизы Ибн Абдул-Хади и аль-Барзали в своих книгах.

[75] Цитировалось по книге "Джала аль-Айнейн", Нуъмана ибн Махмуд Афанди аль-Алуси, стр.491.

[76] Ибн Хаджар Аскалаини в "Фатх аль-Бари" после приведения этого хадиса сказал: "…и согласился с ним Абу Хурейра". 3\86.

[77] Приводит Имам Ахмад в "Муснаде" 39\270, Имам Малик в "Муватта". Хайсами сказал; "Передатчики этого хадиса достой доверия". "Маджма аз-заваид" 4\3.

 

[78] "Табиин достойный доверия". Смотрите ""Тахзиб аль-Камаль", Хафиза аль-Миззи аш-Шафии.

[79] Приводит с достоверным иснадом Азракъий в "Ахбар Макка" стр. 304.

[80] Ибн Хаджар Аскалани говорит в "Фатх аль-Бари": "Ученые разногласили по поводу подготовки в путь и путешествия к чему-либо, кроме трех мечетей, как путешествие к могилам праведников и к достопочтимым местам, с намерением получения благодать-бараката в этих местах, молитвы возле них. Сказал Шейх Абу Мухаммад аль-Джувейни, что это запрещено, в соответствии с хадисом. Къадзий Хусейн сделал подобный выбор, то же самое сказал Айяд и группа ученых". 3\86.

[81] Книга "Зейль аля Табакъат аль-Ханабиля" Ибн Раджаба. Цитировалось по книге "аль-Джами ас-сира Шейх аль-Ислам" стр.480.