А.4.3 ПРОВЕДЕНИЕ ТРЕНИРОВОК С ОФИЦЕРСКИМ СОСТАВОМ ПО РАСЧЁТАМ НЕПОТОПЛЯЕМОСТИ НАДВОДНОГО КОРАБЛЯ

 

Тренировки по расчётам непотопляемости надводного корабля проводятся в соответствии с требованиями настоящих Правил. С командирами однотипных надводных кораблей, их старшими помощниками (помощниками по живучести, помощниками по боевому управлению, помощниками) и командирами БЧ-5 (начальниками служб живучести) тренировки проводит ЗКС по ЭМЧ, с офицерами электромеханической боевой части (службы живучести) корабля – командир БЧ-5 (помощник по живучести).

Тренировки проводятся с целью привития обучаемым практических навыков в использовании документации по непотопляемости и специального программного обеспечения ПЭВМ для виртуальных математических моделей проектов кораблей соединения для выполнения расчетов по восстановлению остойчивости и спрямлению корабля и принятия правильных решений по обеспечению непотопляемости корабля.

На тренировке обучаемые должны иметь необходимую документацию по непотопляемости, РБИТС (НБИТС) корабля, бланки для расчетов остойчивости и спрямления корабля, ПЭВМ со специальным программным обеспечением, рабочие тетради.

В результате проведения тренировок, обучаемые должны уметь, пользуясь документацией по непотопляемости, производить расчеты:

а) по определению посадки и остойчивости поврежденного корабля;

б) по восстановлению остойчивости и спрямлению поврежденного корабля;

в) по определению количества воды, поступающей внутрь корабля;

г) по определению водоизмещения корабля;

д) по изменению посадки и начальной остойчивости корабля при приеме (снятии) грузов (боеприпасов, топлива и др.);

е) по определению статической остойчивости с использованием диаграмм статической остойчивости и доски непотопляемости:

- статического и динамического угла крена корабля по известному кренящему моменту;

- действующего на корабль кренящего момента по известному углу крена;

- величины наибольшего кренящего момента и соответствующего ему наибольшего возможного угла статического крена корабля;

- начальной остойчивости корабля, имеющего крен;

- запаса статической остойчивости при наличии ДСО повреждённого корабля.

При стоянке кораблей в пункте базирования тренировки следует проводить в учебных кабинетах непотопляемости с демонстрацией различных случаев затопления корабля при положительной и отрицательной остойчивости на виртуальных математических моделях кораблей с использованием специального программного обеспечения ПЭВМ, которые позволяют получить наглядное представление о состоянии поврежденного корабля и оценить правильность принятых решений по восстановлению остойчивости и спрямлению поврежденного корабля.