а) Возникновение идеи правового государства и современное ее понимание

Как уже отмечалось выше, государство по определению – организация, тяготеющая к централизации, оно стремится подчинить себе общество. А право выражает индивидуальные интересы личности и пытается поставить пределы, преграды всевластию государства. Чтобы это было возможным, необходима особая конструкция государства – правовое государство.

Возникновение идеи правового государства

1) Античная история. Предпосылки учения о правовом государстве. Идея о незыблемости и верховенстве закона, о его божественном и справедливом содержании, о необходимости соответствия закона праву. О значении правовых законов для нормального развития государства и ограничения произвола правителей писал Платон «Я вижу близкую гибель того государства, где закон не имеет силы и находится под чьей-либо властью. Там же, где закон – владыка над правителями, а они – его рабы, я усматриваю спасение государства и все блага, какие только могут даровать государствам боги». Аристотель: «там, где отсутствует власть закона, там нет места и какой-либо форме государственного строя».

2) Период Средневековья (нет, превалирует Божественная теория).

3) Новое время (Европа). Ш.Монтескье: «Если, - писал он, - власть законодательная и исполнительная будут соединены в одном лице или учреждении, то свободы не будет, так как можно опасаться, что этот монарх или сенат станет создавать тиранические законы для того, чтобы также тиранически применять их. Не будет свободы и в том случае, если судебная власть не отделена от власти законодательной и исполнительной. Если она соединена с законодательной властью, то жизнь и свобода граждан окажутся во власти произвола, ибо судья будет законодателем. Если судебная власть соединена с исполнительной, то судья получит возможность стать угнетателем».

Философское обоснование учения о правовом государстве в его системном виде связывают с именами Канта и Гегеля. Кант: государство – объединение множества людей, подчиненных правовым законам. Гегель: государство – царство реализованной свободы (императивно закрепленная правом).

Словосочетание «правовое государство» впервые встречается в работах немецких ученых К. Велькера (1813 г.) и И.Х. Фрайхера фон Аретина (1824 г.). Но первый юридический анализ данного термина и ввел его в научный оборот сделал немец Роберт фон Моль (1832 г.)

4) Современное время. К концу 20 столетия в ряде развитых стран сложились такие типы правовых и политических систем, принципы построения которых во многом соответствуют идеям правовой государственности. В Конституциях и иных законодательных актах ФРГ, США, Франции, России, Англии, Греции, Болгарии и др.странах содержатся положения, прямо или косвенно фиксирующие, что данное государственное образование является правовым.

Современное понимание правового государства

Таким, образом, правовое государство – это организация политической власти, создающая условия для наиболее полного обеспечения прав и свобод человека и гражданина, а также для наиболее последовательного связывания с помощью права государственной власти с целью не допустить злоупотреблений.

Предпосылки формирования правового государства:

- демократия как политический режим, в рамках которого возможно функционирование такого государства

- высокий уровень правосознания и правовой культуры в обществе.

Поэтому сама по себе концепция правового государства – это идеальная конструкция, которая показывает каким должно быть государство. Это идея, к осуществлению которой надо стремиться, к которой можно максимально приблизиться, но которая как любой идеал общественного развития, не воплощается в жизнь полностью, оставаясь моделью совершенного устройства общества.

Признаки правового государства:

1) Ограничение государственной власти правами и свободами человека и гражданина (власть признает неотчуждаемые права граждан)

2) Верховенство права (правового закона) во всех сферах общественной жизни. Государство, устанавливая законы, не вправе само же их нарушать. Остановимся подробнее на характеристике правового закона:

- правовой закон есть выражение и закрепление объективированной в праве меры свободы людей

- правовой закон воплощает в себе принцип формального правового равенства, имеющий всеобщий характер справедливости; его требования в одинаковой мере распространяются на государственную власть и граждан государства

- правовой закон учитывает и охраняет интересы тех, кто находится за пределами правового равенства (больных, престарелых, безработных)

- правовой закон – это не продукт воли субъективного усмотрения законодателя, а необходимая составная часть объективно складывающегося в данном обществе права (законодатель не создает право, он формулирует его в нормах, отражая объективные потребности развития общества)

- правовой закон – антипод произволу

3) Конституционно-правовая регламентация принципа разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную

4) Наличие развитого гражданского общества. В КРФ (ст. 1) поставлена задача построения правового государства и закреплены все основополагающие принципы правовой государственности. Понятно, что гражданам России и российскому государству на этом пути придется решать много проблем. И важнейшей из них является формирование зрелого гражданского общества.

5) Правовая форма взаимоотношений (взаимные права и обязанности, взаимная ответственность) государства и гражданина

6) Верховенство закона в системе права

7) Соответствие норм внутреннего законодательства общепризнанным нормам и принципам международного права

8) Прямое действие конституции.

9) Возвышение суда

С учетом таких исторических данных, общественной и государственной практики и с позиций современного научного знания можно выделить такие принципы правового государства:

1) Принцип приоритета права, где:

- все вопросы общественной и государственной жизни рассматриваются с позиций права, закона

- соединение общечеловеческих нравственно-правовых ценностей (разумность, справедливость) и формально-регулятивных ценностей права (нормативность, равенство всех перед законом)

- наличие в государстве необходимых для выражения и действия права форм и процедур (конституции и законов, системы материальных и процессуальных гарантий и т.д.)

2) Принцип правовой защищенности человека и гражданина (носит первичный, комплексный характер). Право и государство производны от человека (именно человек создает организационные формы своего существования и устанавливает приемлемые для себя правила игры, облекаемые в форму права и государства).

3) Принцип единства права и закона (понятие правового закона – см.выше в признаках правого государства).

4) Принцип правового разграничения деятельности различных ветвей государственной власти. Власть в государстве может олицетворять один человек (монарх, диктатор, харизматический лидер); власть может принадлежать группе лиц (хунте, верхушке партийно-политической бюрократии). В данном случае для властвующих неважно, каким путем она им досталась (революция, гражданская война, переворот, по наследству и т.п.). Поэтому принцип разделения властей должен пониматься не как дележ власти, а как создание системы сдержек и противовесов, способствующих беспрепятственному осуществлению всеми ветвями власти своих функций, где:

- законодательная (верховная власть) – отражает суверенитет народа

- исполнительная власть (производная от законодательной) – назначаемая законодательной, занимается реализацией законов и оперативно-хозяйственной деятельностью

- судебная власть – гарант восстановления нарушенных прав, справедливое наказание виновных. В России начало реальному разделению властей положила судебная реформа 1864 года.

  1. Соотношение общества и государства. Гражданское общество:
    понятие, структура, признаки.

Общество – исторически развивающаяся совокупность отношений между людьми, складывающаяся в процессе их жизнедеятельности. Общество можно представить в виде многоуровневой системы:

 

Таким образом, общество и государство понятия несовпадающие (понятие «общество» - шире понятия «государства»). Государство (в лице органов государственной власти) является одним из элементов общества. Это «страхующий механизм» в обществе, который берет на себя задачу сдерживания отклоняющегося поведения, используя для этого такие методы как убеждение, и в большей степени принуждение (иногда средства прямого насилия). Однако вмешательство государства (государственной власти) имеет свои пределы – легитимация – принятие власти населением страны, признание ее права управлять социальными процессами, готовность ей подчиняться.

В различных исторических эпохах данные понятия соотносились по-разному:

1) В условиях древности и средневековья (в эпохи этнического и сословного типов права и государства) публично-политическое (государственное) начало безусловно доминировало во всей социальной жизни людей, общество носило политический характер и еще не созрело до обособления в независимую от государства самостоятельную сферу частных (неполитических) интересов, дел и отношений

2) Период нового времени. Происходит обособление общества от государства в виде понятий гражданского общества[1] и политического государства.

Так что же включает в себя понятие «гражданское общество»?

Сразу оговоримся: нельзя ставить знак равенства между понятиями «общество» и «гражданское общество». Гражданское общество – сравнительно молодое понятие. А общество существовало всегда, но не всегда было гражданским (как было показано выше). Процесс построения гражданского общества еще не завершен ни в нашей стране, ни в мировом масштабе. Реальность существования гражданского общества (собственно как и правового государства) – это соотношение идеала и реально достигнутого состояния общества.

Гражданское общество в современном понимании – это общество, способное противостоять государству, контролировать его деятельность, способное указать государству его место, общество, способное сделать свое государство правовым.

Современное понимание гражданского общества предполагает наличие у него комплекса существенных признаков:

1) Гражданское общество - это сообщество свободных индивидов (каждый индивид является собственником)

- индивид реально обладает теми средствами, которые необходимы человеку для его нормального существования (свобода в выборе форм собственности, определении профессии и вида труда, распоряжение результатами своего труда

- индивид имеет право на достаточную автономную самоорганизацию для удовлетворения своих потребностей и интересов

- индивид не зависим от государства (вправе участвовать или не участвовать в выборах ОГВ и МСУ, быть или не быть членом партии и т.п.)

- индивид через определенные механизмы (суд) может ограничивать своеволие государственных или иных структур в отношении себя

2) Гражданское общество – это открытое социальное образование (обеспечение свободы слова, свобода критики, гласность, доступ к различного рода информации, право свободного въезда и выезда и т.п.)

3) Гражданское общество – сложноструктурированная плюралистическая система (наличие многообразных общественных форм и институтов (профсоюзов, объединений предпринимателей, общества потребителей, клубы и т.п.)

4) Гражданское общество – это саморазвивающаяся и самоуправляемая система (возможность индивидов объединяться в самые различные организации, устанавливая между собой разнообразные отношения, реализуя свои порой противоположные интересы)

5) Гражданское общество – правовое демократическое общество – признание, обеспечение и защита естественных и приобретенных прав человека и гражданина. Развитие правового государства – это результат развития гражданского общества.

Структура гражданского общества

5 элементов (систем)

В действительности названные структурные части тесно взаимосвязаны и взаимопроникаемы. Объединяющим фактором между ними выступает человек (гражданин). Связующим, упорядочивающим фактором структуры выступает право с его естественной общегуманистической природой, подкрепленной прогрессивным демократическим законодательством.


[1] Устоявшийся термин «гражданское общество»восходит к древнеримскому слову civitas,обозначавшему гражданскую общину римлян, сообщество римских граждан. Член этой общины (civis— гражданин) был вместе с тем и субъектом римского гражданского права (ius civile).Слова civitas, civis, ius civile при этом имели синкретичный (слитный) смысл (без различения их политических и неполитических значений). В дальнейшем их неполитическое значение сохранилось в терминах «гражданское общество», «гражданское право», а политическое значение — в термине «гражданин».