АНАЛИЗ И ОЦЕНКА ПРОБЛЕМ СЛОЖИАВШЕГОСЯ РАССЕЛЕНИЯ В РОССИИ И ПЕРСПЕКТИВЫ ЕГО ФОРМИРОВАНИЯ.
План
1 Расселениекак исторически складывающаяся пространственная форма организации жизни общества.
2 Виды расселения.
3 Трансконтинентальные структуры расселения России.
4 Федеральная система расселения, ее особенности.
5 Проблемы расселения, пути их решения.
Наиболее общим понятием, определяющим предмет градостроительства, является расселение– исторически складывающаяся пространственная форма организации жизни общества. Это понятие включает в себя систему размещения населения и производительных сил на территории страны и ее экономических районов, городов, поселков, сельских населенных мест (Николаевский, 1990).
Способ расселения определяется развитием производственных сил, общественным разделением труда, социальной структурой общества, его культурой и мировозрением. На расселение населения большое влияние оказывают природно-географические условия. Система расселенияна территории страны складывается из взаимосвязанных систем, охватывающих ее экономические районы.
Систему расселения в пределах экономического района образуют взаимосвязанные системы, охватывающие территории краев и областей, которые в свою очередь объединяют в себе системы промышленных узлов, агропромышленных и сельскохозяйственных районов. Населенные места различного типа и части, из которых они складываются, являются первичными элементами этих систем.
Сети коммуникаций различного рода, служащих для перемещения людей и материальных продуктов или для передачи на расстояние энергии или информации, обеспечивают связность функционирования системы расселения. В масштабе страны, экономического района или области основным содержанием связей является обмен материальными продуктами и информацией. Преобладающее значение при этом имеет наиболее выгодное размещение производства по отношению к ресурсам и местам реализации его продуктов.
Перемещение людей в пределах города или сельского поселения является основным содержанием связей. Поэтому для организации системы расселения наиболее существенным является взаимное расположение жилья, мест приложения труда, центров культурно-бытового обслуживания и общественной жизни, зон отдыха.
При проектировании системы расселения на первый план выступают социальные критерии. При этом должны учитываться контакты между человеком и формами окружающей среды, их непосредственное восприятие.
Типы расселения зависят от специализации производства и кооперации его отраслей, определяемых характером разделения труда, от степени концентрации средств производства, определяющей в свою очередь концентрацию населения.
Разделение труда – обособление сельскохозяйственного производства от ремесленного производства и торговли – привело к появлению двух основных типов расселения – городского и сельского. Эти типы определяются характером и величиной населенных мест, а также характером их взаимного размещения и степенью развития связей.
Вместе с усложнением и специализацией производства основные формы расселения порождали новые разновидности городов и сельских населенных мест, различающихся по производственным и социальным функциям численности населения, размерам и пространственной организации территории. Складывались различные виды связей между населенными местами.
Особенности взаимного расположения населенных мест и степень развития функциональных связей между ними определяют вторую характеристику расселения – принадлежность к автономной или групповой формам.
При автономной форме населенные пункты удалены один от другого, коммуникации между ними не развиты, функциональные связи незначительны и неустойчивы. При групповой форме населенные пункты образуют группы, объединенные развитой сетью коммуникаций и устойчивыми функциональными связями. Такие связи имеют основой кооперацию производственных и трудовых ресурсов, организацию систем культурно-бытового обслуживания и отдыха населения, общих для всей группы (Черепанов и др., 1971).
В России сформировались две трансконтинентальные расселенческие структуры (Закон РФ «Об основах градостроительства»):
- первая – основная полоса расселения, к которой отнесены территории, расположенные южнее линии Санкт-Петербург – Омск, а также южные районы Сибири и Дальнего Востока. В пределах основной полосы расселения, занимающей менее 20 % территории России, проживает около ¾ ее населения;
- вторая – северные и северо-восточные территории России, характеризующиеся комплексом неблагоприятных инженерно-геологических процессов и явлений и слабой устойчивостью ландшафтов к антропогенным и техногенным нагрузкам, со средней плотностью населения 0,25 чел/кв.км.
Федеральная система расселения в России включает 11 крупных региональных систем поселений (средняя численность населения 13,4 млн. человек), 77 систем областного типа (1,9 млн.), около 2000 местных систем в границах сельских районов (30 тыс.). В восточных районах формируются межрайонные системы расселения объединяющие несколько местных, в северных – вахтовые и вахтово-экспедиционные, сочетающие базовые (стационарные) и временные населенные пункты.
Важнейшая федеральная проблема расселения – увеличение численности населения зоны Транссибирской магистрали и Тихоокеанского побережья на Дальнем Востоке. В число федеральных проблем входит совершенствование расселения на Ближнем и Дальнем Севере, процесс интеграции урбанизированной и сельской местности.
Особое место в расселенческой структуре страны занимают Московская и Санкт-Петербургская области. Определенное влияние на развитие расселения оказывают межэтнические отношения. В современных условиях сильно ограничено использование жителями России традиционных мест отдыха в Крыму, Закавказье, Прибалтике.
Возникновение районов чрезвычайных экологических ситуаций требует реорганизации расселения и переселения из них части жителей. В настоящее время к числу таких районов относятся зона ликвидации последствий аварии на чернобыльской АЭС, часть территории Южного Урала (бассейн реки Теча и прилегающие земли в бассейне реки Исеть), Алтай.
В связи этим целесообразно первоочередное развитие территорий, обладающих:
- наиболее благоприятным экономико-географическим положением для формирования свободных экономических зон; соответствующими ресурсами и условиями для создания новых транспортных узлов, морских портов и крупных международных аэропортов (север и центр европейской части, Дальний Восток, Алтайский край, Читинская область и др.);
- уникальными природными ресурсами в сочетании с имеющимися транспортными коммуникациями (зона влияния Байкало-Амурской магистрали, Красноярское Приангарье);
- значительными курортно-рекреационными и бальнеологическими ресурсами (Черноморское, Каспийское и Азовское побережья, Кавказские Минеральные Воды, Калининградская область, Валдай, Сольвычегордск, Горный Алтай, Сочи др.).
В России сформировалась устойчивая иерархия расселения по масштабности и территориально-административному уровню:
- федеральные вопросы расселения, связанные соценкой и воздействием на расселение в едином государственном пространстве Российской Федерации;
- региональные вопросы расселения;
- местный масштаб расселения.
На федеральном уровне решение задач градостроительной деятельности включает:
-участие в разработке федеральных схем расселения и размещения производительных сил, как по России в целом, так и по отдельным ее регионам;
- разработка систем градостроительного права – законов, указов, постановлений правительства, нормативов и инструкций, - обеспечивающих правовое пространство градостроительной деятельности;
- выполнение комплекса градостроительных прогнозов, предпроектных, проектных и научно-исследовательских работ, связанных с реализацией важнейших государственных программ, касающихся как всей территории России, так и ее регионов, крупнейших городов и агломераций;
- формирование информационной базы для управления градостроительной деятельностью на федеральном уровне.
На региональном уровне:
- принятие нормативных актов, регламентирующих процесс землепользования и функционального зонирования на подведомственных территориях;
- разработка градостроительной документации, схем комплексного развития, районной планировки, территориальной организации агломераций;
- правовая поддержка и привлечение бюджетных (разного уровня) и внебюджетных инвестиций в городское развитие, возрождение исторической среды населенных мест, развитие рекреации;
- создание и ведение градостроительного кадастра и мониторинга территорий; формирование системы особо охраняемых природных территорий и их резервов регионального значения;
- определение градостроительных приоритетов в функциональном использовании территорий, разработка региональных нормативов природопользования и градостроительной деятельности, налогов и платежей за пользование природными ресурсами;
- создание информационной базы для проектирования и управления градостроительной деятельностью на региональном и местном уровнях.
На местном уровне:
- принятие нормативных актов, регламентирующих градостроительную деятельность на подведомственной (район, город, поселок) территории;
- разработка градостроительной документации на подведомственную или части ее;
- выбор приоритетов в структуре жилищного строительства с соответствующим развитием строительной базы и обеспечением потребностей жилищного строительства градостроительной документацией;
- регулирование вопросов распределения земельного фонда, инфраструктурного обустройства территории, размещение строительства, содержания, ремонта жилья и зданий общественного назначения.