Религиозная и мифологическая картина мира

 

Особенности мифологической картины мира.Мифологическая картина мира складывается на том этапе развития человеческого общества, когда оно уже имеет достаточно развитую структуру производительных сил, а в человеческом сознании сформировалась устойчивая способность к абстрагированию, к логическому мышлению. Мифы представляют собой результат попыток первобытного человеческого общества осмыслить явления окружающей действительности, выявить первоистоки и движущие силы природного и социального мира, привести разрозненные знания о нем в определенную систему.

Мифы родились на той стадии первобытнообщинного строя, когда человеку более всего были понятны общинно-родовые отношения, которые и переносились на всю окружающую действительность. Природа и мир в целом наделялись чисто человеческими свойствами. В частности, и сами боги в мифах подобно людям связаны семейно-родовыми отношениями. Поэтому характерная черта мифологического мировоззрения - антропоморфизм (человекоподобие). С помощью мифа прошлое связывалось с настоящим и будущим, обеспечивалась духовная связь поколений, которые посредством мифов передавали духовные ценности, зачатки знаний, секреты различных видов ремесел и искусств.

 

Содержание древних мифов.В древних мифах часто выделялись две идеи: идея сотворения(мир создан неким сверхъестественным существом) и идея развития (мир постепенно формируется из некоторого бесформенного состояния). Так, миф о происхождении Японии в священной книге "Кодзики" повествует о богах Идзанаги и Идзанами, которые опустились по радуге с небес, чтобы отделить земную твердь от хляби. Идзанаги ударил по хляби копьем, и с копья скатилась вереница капель, которая, застыв, образовала вереницу островов.

Древнеиндийские Веды - обширный набор текстов, которые составлялись в течение 9 столетий (1500-600 г. до н.э.) утверждают, что в начале было "нечто одно", бесформенное и аморфное, обладавшее лишь одним свойством - дыханием. Жертвоприношение положило начало творению: космический великан Пуруша был расчленен на части и стал источником жизни для всех живых существ.

Согласно Ведам, первые ступени сущего занимает мир богов, где процветает райская жизнь. Социальная структура мира людей отражает космическую иерархию. Выше всех стоят брахманы, мудрецы, наделенные правом толковать Веды. Затем идут кшатрии - воины, правители. На третьей ступени - вайшья - земледельцы и скотоводы. На низшей ступени - судры, слуги. За миром людей располагается мир демонов, духов, обитателей различных адов. Таким образом, человеку отводится среднее положение, с которого он может подняться до божественных высот, но может и опуститься до адской жизни благодаря закону Кармы - вечному круговороту жизни и воздаяния за дела. Если действия человека были греховны, от в будущей жизни ему может быть уготовлена судьба придорожного камня, принимающего удары тысячи ног за грехи в прошлой жизни.

Древний человек черпал из мифа и необходимые ему практические знания. К примеру, ремесленник той поры относился к своим орудиям как к одухотворенным, наделенным волей и активностью помощникам. Поэтому были особые ритуалы действия и заклинания, а каждая неосторожная операция могла вызвать необратимый космический процесс, жертвой которого стали бы и люди, и боги, и даже вся Вселенная. В древних космологических мифах Вселенную "строят", “вытесывают", "плетут", "куют", "ткут", "лепят", и т.д. Это отражает в преувеличенном, виде реальные элементарные процессы первобытного производства.

Мифология в первобытном обществе выступает как основной способ понимания и отражения действительности. В мифах нашли отражение наиболее волнующие человека вопросы: происхождение мира, Вселенной, человека, тайны рождения и смерти, вопросы социального устройства, отношения между людьми и др.

Специфика мифологического мировоззрения.Мифология-весьма своеобразная система взглядов, которая неспособна провести четкое различие между фантазией и реальностью. Мифы не объясняют явлений, вещей и мира в целом, а повествуют об их происхождении, равнодушие к противоречиям, онине отвечают на вопрос "почему?", их задача - рассказывать - "как?"

У мифологии и религии много общего: они в фантастической форме отражают действительность, наделяют вещи и явления сверхъестественными свойствами, одухотворяют материальное и опредмечивают идеальное, во многом имеют одну и ту же питательную среду. Таким образом, можно сказать, что мифология в определенном смысле - предтеча религии. С развитием производства и культуры эволюционируют представления человека о мире и своем месте в нем. От хаоса окружающего мира - к его все большей организации и гармонизации, от страха перед природой - к героической борьбе с внешними силами, от мелких божков и духов - к верховному Богу, от растворенности в общине - к поиску своей индивидуальности, - таков путь мифотворчества, отражающего эволюцию взглядов человечества той поры.

Мифология существовала вплоть до конца существования античного мира. В эпоху античности миф широко использовался в художественной культуре, постепенно переходя из "истинного слова" в предание, легенду, аллегорию. В этой форме мифология оставила огромный след в истории человечества. Она повлияла на формирование героического эпоса многих народов, на развитие различных форм повествовательного творчества: сказок, былин, сказаний. Мифологические персонажи до сих пор выступают героями художественной литературы. К примеру, образ Прометея воспели Эсхил, Гете, современный писатель Лайош Мештерхази. Без знания древних мифов невозможно понять сюжеты многих произведений живописи и скульптуры, оперного и балетного искусства, уловить смысл многих крылатых слов и выражений, перешедших из мифов в разговорный язык.

На определенном историческом этапе на смену мифологической картине мира приходит ее новый тип - религиозная картина мира, составляющая ядро религиозного мировоззрения.

 

Различия мифологического и религиозного мировоззрения. Религиозное мировоззрение формировалось в течение весьма длительного периода. Данные палеоантропологии, археологии, этнографии и других современных наук показывают, что религия возникла на относительно высокой ступени развития первобытного общества. Религия представляет собой достаточно сложное духовное образование, ядром которого служит специфическое мировоззрение. В качестве важнейших элементов в него входят религиозная вера и религиозный культ, определяющие поведение верующих. Основной признак любой религии - вера в сверхъестественное.

Мифология и религия близки друг другу, но в то же время существенно различаются. Так, миф не противопоставляет идеальное и реальное, вещь и образ этой вещи, не проводит различия между чувственным и сверхчувственным. Для мифа все это существует одновременно и в "одном мире" . Религия постепенно разделяет мир на два - "посюсторонний" - тот мир, где мы живем, и "потусторонний" - мир, где пребывают сверхъестественные существа (боги, ангелы, черти и т.д.), откуда исходит и куда устремляется душа после смерти.

Религиозное мировоззрение постепенно формируется на основе архаичных форм религии (фетишизм - культ неодушевленных предметов - фетишей, якобы наделенных сверхъестественными свойствами; магия - вера в сверхъестественные свойства определенных ритуальных действий; тотемизм - вера в сверхъестественные свойства тотема - растения или животного, от которого, как считалось, вел начало тот или иной род, племя; анимизм - вера в сверхъестественное существование душ и духов), создает свою картину мира, по-своему объясняет социальную действительность, вырабатывает моральные нормы, политические и идеологические ориентации, регулирует поведение людей, предлагает свое решение вопроса об отношении конкретного человека к окружающему миру. Религиозное мировоззрение становится главенствующим в условиях феодализма, в эпоху Средневековья.

Одно из специфических проявлений религиозной картины мира состоит в том, что представления, сложившиеся в условиях неразвитой культуры глубокой древности (повествования о сотворении мира и человека, о "тверди небесной" и т.д.) возводятся в абсолют, представляются как божественные, раз и навсегда данные истины. Так, еврейскими богословами сосчитано даже количество букв в Талмуде, с тем, чтобы никто даже на букву не смог изменить написанного там. Характерно также, что в мифологии человек нередко выступает как равный титанам, в религиозном же сознании он предстает как слабое, греховное существо, чья судьба всецело зависит от Бога.

Основные принципы религиозного мировоззрения.В развитом религиозном мировоззрении с течением времени складываются основные принципы религиозного теоретизирования. Рассмотрим некоторые из них на примере христианского мировоззрения. Именно с проявлениями такого мировоззрения предстоит чаще всего сталкиваться в жизни и службе будущему офицеру-химику (лишь служба в местах компактного проживания носителей ислама может приблизить его к идеям мусульманского мировоззрения).

Главенствующей идеей религиозного мировоззрения является идея Бога. С точки зрения этой идеи все сущее в мире определяется не природой, не Космосом, а сверхъестественным началом - Богом. Представление о реальности такого сверхъестественного начала заставляет с особой точки зрения оценивать все события в природе и обществе, по-особому рассматривать цель и смысл существования человека и общества как подчиненных чему-то непреходящему, вечному, абсолютному, находящемуся за пределами земного существования.

Идея реальности Бога порождает ряд специфических принципов религиозного мировоззрения. Среди них принцип супернатурализма (от лат. "super" - сверх, "natura" - природа) утверждает сверхприродность, надприродность Бога, который не подчинен законам природы, а наоборот, эти законы устанавливает.

Принцип cотериологии (от лат."soter" - спаситель) ориентирует всю жизнедеятельность верующего христианина на "спасение души", которое рассматривается как обожествление, соединение человека с Богом в "божьем царстве". Жизнь приобретает как бы два измерения: первое - отношение человека к Богу, второе измерение - отношение к окружающему миру - имеет подчиненную роль как средство духовного восхождения к Богу.

Принцип креационизма (от лат. "creatio" - создание) утверждает сотворение мира Богом из "ничего", благодаря своему могуществу. Бог постоянно поддерживает бытие мира, постоянно творит его вновь и вновь. Если бы творческая сила Бога прекратилась, то мир вернулся бы в состояние небытия. Сам же Бог вечен, неизменен, ни от чего другого не зависит и является источником всего существующего. Христианское мировоззрение исходит из того, что Бог - это не только высшее бытие, но и высшее Благо, высшая Истина и высшая Красота.

Провиденциализм (от лат. "providentia" - провидение) исходит из того, что развитие человеческого общества, источники его движения, его цели определяются внешними по отношению к историческому процессу таинственными силами - провидением, Богом. Человек при этом выступает как бытие, сотворенное Богом, спасенное Христом, и предназначенное для сверхъестественной судьбы. Мир развивается не сам по себе, а согласно промыслу Божию, в соответствии с его волей. Промысел Бога, в свою очередь, распространяется на весь окружающий мир и придает осмысление и целенаправленный характер всем природным и общественным процессам.

Эсхатология (от греч. "eschatos" - последний и "logos" - учение) выступает как учение о конце мира, о страшном суде. С этой точки зрения история человечества выступает как процесс, заранее направленный Богом к предопределенной цели - царству Эсхатона ("царству Божию"). Достижение "царства Божия" согласно христианскому мировоззрению - конечная цель и смысл человеческого существования.

Рассмотренные принципы в той или иной мере являются общими не только для различных разновидностей христианства, но и для других религиозных мировоззрений - исламского, иудейского. Вместе с тем конкретная трактовка этих принципов в различных типах религиозных картин мира различается. Религиозная картина мира и заложенные в ней принципы развиваются вместе с развитием не только религии, но и философии. В частности, наиболее серьезные изменения в религиозно-философской картине мира произошли в конце XIX - середине ХХ веков с утверждением в европейской культуре диалектической картины мировоззрения с ее идеями единства мира и его саморазвития.

В русской религиозной философии подобные изменения наиболее ярко проявлялись в творчестве выдающихся мыслителей Н. Ф. Федорова и П. А. Флоренского, в концепции "общего дела" - будущего воскрешения человечества. В протестантской идеологии - это концепция "диполярного Бога" А. Уайтхеда и Ч. Хартшорна. Согласно последней концепции мировой процесс есть "опыт Бога", в котором "объекты" (универсалии), переходя из идеального мира ("изначальная природа Бога") в физический мир ("производная природа Бога"), качественно определяют события. В католической философии наиболее показательной является концепция "эволюционно-космического христианства" католического священника, члена орденов иезуитов, выдающегося философа П. Тейяра де Шардена (1881-1955), работы которого в свое время были изъяты (1957) из библиотек, духовных семинарий и других католических учреждений. Будучи выпускником Оксфорда, он стал известным палеонтологом, археологом, биологом, что способствовало формированию его оригинальной картины мира.

По мнению Тейяра, субстанцией является Бог, который есть та исходная точка, от которой начинаются и к которой сходятся все реальности бытия. Бог настолько растворен в мире, что весь мир есть не что иное, как Божественная Среда. Все атомы, электроны, другие элементарные частицы имеют общую основу - "искру духа". Поэтому материальные образования имеют духовную компоненту, или "радиальную энергию", которая обуславливает развитие материи.

Основными критическими точками процесса развития мира (космогенеза) выступают следующие этапы: неорганическая природа ("преджизнь"), органическая природа ("жизнь"), духовный мир ("мысль"), Бог ("точка Омега"). Атомы породили неорганические молекулы, а затем "мегамолекулы". Из этих молекул благодаря совокупности внутренних и внешних условий зародились живые клетки - новая форма существования материи.

До появления человека, по мнению Тейяра, явления мира были разобщены. Деятельности человека обязана своим появлением новая сфера бытия - сфера духа, или ноосфера - мыслящий пласт Земли, продукт гоминизации, очеловечения бытия. Свое завершение ноосфера находит в синтезе центров человеческого познания, в духовном центре бытия - "точке Омега" – Боге.

Нетрудно видеть, почему католическая церковь не принимает идей Тейяра де Шардена: его концепция Космогенеза означала переход на позиции пантеизма, растворение Бога в природе, современный вариант идей Спинозы, а пантеизм осужден церковью. Тем не менее учение Тейяра де Шардена выступает как разновидность именно религиозной картины мира.

Завершая разговор о религиозно-христианской картине мира, следует подчеркнуть, что христианство выдвинуло ряд острых вопросов, связанных с пониманием человеческого существования, обратило особое внимание на развитие внутреннего мира личности, ее души. В частности, христианство впервые поставило проблему равенства людей (правда, в форме равенства всех людей перед Богом). Вместе с тем религиозная картина мира нередко уводит человека в иллюзорный мир, отдаляет его от реального решения конкретных проблем.

Важно заметить также, что религиозная по форме картина мира никогда не может быть последовательной и единственной в сознании человека, ибо личность вряд ли может добиться успеха, если руководствуется лишь иллюзорными представлениями.

Поэтому наряду с иллюзорно-фантастическими представлениями религиозная картина мира включает в себя и реалистические взгляды на окружающую реальность. Влияние религиозной картины мира резко возрастает в периоды социальных и нравственных кризисов, в обстановке неуверенности и страха. Потеря прежних идеалов и жизненных ориентиров, отчуждение, безработица, неуверенность в завтрашнем дне, деградация культуры - все это реалии современной России, которые создают благоприятные условия для оживления религиозного сознания россиян.

Вместе с тем религиозная картина мира - это неотъемлемое достояние человеческой культуры, и общество, которое сознательно вписывает себя в общемировую историю, неизбежно к такой картине мира обращается, тем более, что историческая память развитых народов в качестве существенного компонента включает компонент религиозный. По крайней мере, знакомство с религиозной картиной мира в ее православно-христианском варианте есть свидетельство общей культуры будущего офицера-химика, оно же помогает ему и лучше осознать и понять отечественную историю.

 

Краткие итоги.Мировоззрение как особая часть общественного и индивидуального сознания представляет собой наиболее общие представления о мире, о закономерностях его развития, о человеке и месте человека в мире. Гносеологическую составляющую мировоззрения образует картина мира.

Исторически первой в сознании человека формировалась мифологическая картина мира, отличительными чертами которой были нерасчлененность (синкретичность), антропологизм, отождествление реального и фантастического, материального и идеального, естественного и сверхъестественного, стремление к описанию, а не объяснению.

С развитием человеческого общества, с формированием развитой способности сознания к абстрагированию, к обобщению формируется на основе мифологического мировоззрения религиозная картина мира, которая прежде единый мир делит на два: "этот" и "тот", "посюсторонний" и "потусторонний", естественный и сверхъестественный. Отличительной чертой религиозной картины мира является вера в наличие сверхъестественного существа, в развитых монотеистических религиях им является Бог. Бог выступает творцом и законодателем мира. В стремлении к царству Божию, с точки зрения религиозной картины мира, состоит смысл и цель человеческого существования.

Мифологическая и религиозная картина мира составляют неотъемлемый компонент общечеловеческой культуры.

 

Литература для самостоятельной работы

1. Введение в философию: Учебник для вузов. В 2-х ч. Часть II. - М.: Политиздат, 1989.

2. Мир философии: Хрестоматия. - М., 1991.

3. Радугин А.А. Философия. – М.: Центр, 1998.

4. Философия. Учебное пособие для вузов. В 2-х ч. Часть 1. - М.: Юрист, 1996.

5. Философия: Учебник для вузов. - Ростов-на-Дону: Феникс, 1996.

Основные вопросы для самоконтроля

1. Охарактеризуйте сущность и структуру мировоззрения.

2. Назовите основные типы мировоззрения. Покажите основания их различения.

3. Каковы исторические условия формирования мифологического мировоззрения?

4. Охарактеризуйте основные содержательные принципы мифологического мировоззрения.

5. Покажите единство и различие мифологического и религиозного мировоззрения.

6. В чем заключаются особенности религиозного мировоззрения?

 

Тематика докладов, рефератов, научных сообщений

 

1. Мировоззрение: сущность, структура, функции.

2. Мифы и их социальные функции.

3. Религиозное мировоззрение: социальные функции и основные принципы.

4. Химия в системе научного мировоззрения.

 

 


[1] Жильцова Е.И., Егорова Э.Н., Сухолет И.Н. Политическое и духовное развитие современного общества. М., 1993. С. 59.

[2] См.:Кимелев Ю.А. Современная западная философия религии. M. 1989. С.29-61.

[3] Отметим в качестве примера, что программа по философии Кембриджского университета не предусматривает выявления сущности религии как общественного явления. Предусматривается лишь рассмотрение существующих доказательств бытия Бога. См.: Тейчман Д., Эванс К. Философия: Руководство для начинающих. М., 1997. С.21– 29.