Расчет карданного вала на прочность.
Обычно карданный вал состоит из средней трубчатой части и приваренных к ней наконечников. Они представляют собой вилку карданного вала шарнира или элемент подвижного соединения, например крестовина . Очень короткие валы имеют сплошную среднюю часть.
Карданный вал рассчитан на кручение и критическую частоту вращения.
Условие прочности при кручении.τк=16МрDн / [π (Dн4− Dв4)] ≤ 100÷300 МПа где:Dн− наружный диаметр вала (м), Dн− внутренний диаметр вала (м), π − число π ≈3.14 Мр− расчетный крутящий момент (Н·м) Мp=Меmax ·Uдв (Н·м) где:Меmax−максимальный крутящий момент двигателя Uдв− передаточное число от вала двигателя до карданного вала. Это передаточное число первой передачи коробки перемены передач, т.к она максимально увеличивает крутящий момент (Uкп I =5.85).
Условие жесткости вала при кручении Ө= 32·180 ·Мp/ [π 2· (Dн4− Dв4) ·G] ≤ 3 ÷ 9° где:Ө − угол закручивания вала на 1 мм его длины при передаче расчетного крутящего момента Мp.G − модуль упругости при кручении (МПа)(для стали G=8.5·104 МПа = 8.5·104·106 Па)
Условие жесткости вала при кручении выполнено, полученный результат укладывается в установленный условием предел значения.
Расчет на критическую частоту вращения. Необходимость расчета на критическую частоту вращения вызывается следующими следствиями неравномерности распределения массы вала по его диаметру, наличия зазоров в соединениях, неточности изготовления и других причин цент тяжести вала не совпадает с осью вращения. Поэтому во время работы передачи возникает центробежная сила, изгибающая вал.
Так как частота вращения вала переменная, то при некоторой критической частоте вращения, nкр возникает явление резонанса, которое может привести к тяжелой аварии. Поэтому надежная работа карданного вала обеспечивается при условии: nкр= 12·104 √Dн2+ Dв2 / L2 ≥ (1.2÷2.0) nе max где:L − расстояние между центами крестовин шарниров (м), по заданию L =0.471 м. nе max − максимальная частота вращения вала двигателя
(nе max = 2000 об/мин.) Из условия видно, что критическая частота гораздо больше максимально возможной частоте вращения вала.
Расчет валов и карданных шарниров.
Расчет карданного шарнира Критическая угловая скорость ωкр=π· nкр / 30
Максимальная сила в карданном шарнире Qmax = T1/ 2Rcosφ
Напряжение изгиба σиз= Qmax· Lш / 2Wиз где момент сопротивления изгибу Wиз= π·dш / 32
Напряжения среза τср=4 Qmax / (π·dш2)
2. Расчёт вилки Напряжение изгиба σиз= Qmax· Lш/Wиз где момент сопротивления изгибу Wиз= π·h2 /6 σиз≤[σиз]
Напряжение кручения τкр= Qmax·b / Wкр
критический момент Wкр=khb2
Где: k – коэффициент зависящий от соотношения h/b сторон сечения k = 0.282
3. Расчёт толщины стенки карданной трубы.
Напряжение от кручения τ = Мк / Wα где:Wα − наименьший момент сопротивления на кручение,
Wα= πD2δ /2 =1.57D2δ где:D − диаметр трубы мм, δ − толщина стенки мм, δ = D – d / 2
27. Особенности ходовой системы колесно-гусеничного трактора «Уралец».
Трактор «Уралец»: тип подвески - жесткий не менее 3-х опорных точек.
Основные характеристики трактора ходовой системы: шины камерные пневматические, давление в шинах 0,14…0,2 МПа (1,4…2,0 кг/см2), или гусеничные ленты: резино-торсовые с поперечинами и гребнями. Ширина 270 мм, шаг 93,5 мм.
28. Жёсткие, полужёсткие и эластичные подвески. Расчёт балансира и торсиона эластичной подвески (МАЗ-537, снегоболотоход «Урал-5920»).
а) жесткие – «Уралец» не менее 3-х опорных точек
б) полужесткие Т-170 поперечная рессора, минимум 4 точки соприкосновения с дорогой
в) упругие подвески (эластичные торсионные ДЭТ250, Т-800, ДЭТ350). ДЭТ250 6 опорных катков с одной стороны. Т-800 8 опорных катков.
Элементы расчета независимой подвески:
1 Определяется нагрузка на один опорный каток или на одно колесо (статическое Ркст=Gподр/2n где Gподр=0,85…0,9/ Gполн
n-число катков или колес с одного борта
жескость торсионного вала приведенная к опорному катку с=Ркст/fст, где fст- статический ход повески fст=g/(4π2[nz]2) где nz-собственная частота вертикальных колебаний nz=1,7…2,2 Гц
полный ход колеса (опорного катка) fполн=кдинfст=(2,3…3) fст
собственная частота продольно-угловых колебаний подрессор. Части где li-растяжение от центра тяжести до осей каждого опорного катка (колеса)
где J- момент инерции подрессоренного корпуса при продольно-угловых колебаниях nφ=0,6…0,8Гц
Диаметр торсионного вала из условий ограничения напряжения кручения для независимого торсиона d=Mk/2[τ] где [τ]-850…900 МПа
Для заневоленных торсионов [τ]-1350=900+450 МПа (остаточное)
Остаточное напряжение для заневоленного торсиона
где r- радиус торсиона круглого сечения, r1- радиус части сечения торсиона работающего в зоне упругой деформации
длина торсиона где γ-полный угол закручивания тосиона для сплошного торсиона, dт-диаметр торсиона, GII- модуль упругости 2-го рода (8,2…8,5) 104МПа
материал для зубчатого торсиона Сталь 42ХНМФА и др. для трубчатого торсиона
допускаемое напряжение смятия шлицов [τсм]=250-300МПа
Где Ср=Рок/fст – жесткость торсионного вала.
30. Удельная потенциальная энергия подвески.
Удельная потенциальная энергия подвески- это та высота с которой необходимо сбросить тягач, чтобы балансиры коснулись упоров. Но без жесткого удара.
Среднее значение удельной потенциальной энергии подвески должен быть не менее 400мм где
А- потенциальная энергия сжатых рессор
n- кол-во опорных катков
m- приведенная жескость
f- полный ход опорного катка.