Нормы контакта зубьев в цилиндрической передаче
Степень точности зубчатой передачи | Размер пятна контакта, % (не менее) | |
по высоте зуба | по длине зуба | |
Боковой зазор проверяется щупом, индикаторным устройством или свинцовыми проволочками диаметром 1,4—1,55 (где S — боковой зазор). Гарантированный боковой зазор (минимальный) для колес диаметром 120— 200 мм составляет обычно 0,085 — 0,170 мм. Для определения бокового зазора свинцовая проволочка сгибается в виде П-образной скобы, надевается на зуб, после чего поворачивается колесо. Боковой зазор в зацеплении равен сумме толщин сплющенных частей проволочки с обеих сторон зуба.
Одним из комплексных показателей точности зацепления зубчатой передачи является производимый ею шум. Наиболее существен этот показатель для быстроходных передач. Шум измеряется в децибелах (дБ). При окружной скорости от 5 до 10 м/с уровень шума передачи может достигать 80-100 дБ.
Сборка конических зубчатых передач имеет свои особенности, заключающиеся в том, что оси колес должны быть взаимно перпендикулярны или расположены под углом, а боковой зазор регулируется перемещением вдоль оси одного или обоих колес. Для изменения зазора применяются прокладки или регулировочные гайки.
Точность конической зубчатой передачи оценивается теми же показателями, что и цилиндрической. Значения этих показателей регламентированы в зависимости от степени точности соответствующими стандартами.
Контроль пятна контакта и бокового зазора осуществляется так же, как и при контроле цилиндрических зубчатых колес. Гарантированный боковой зазор в зацеплении конических колес при длине образующей делительного конуса от 80 до 120 мм обычно равен от 0,065 до 0,130 мм.
Для правильной работы передачи ось червяка должна совпадать со средней плоскостью колеса, а оси червяка и червячного колеса должны быть взаимно перпендикулярны.
Рис. 13.6. Расположение пятна контакта на зубе колеса. колеса. |
Смещение средней плоскости колеса относительно оси червяка может быть проконтролировано по пятну контакта. Для этого на винтовую поверхность червяка наносится краска, затем он проворачивается и получаются отпечатки на зубьях червячного колеса (рис. 13.6.) При правильном зацеплении червяка краска должна покрывать поверхность зуба червячного колеса не менее чем на 60—70% по длине и высоте для передачи 7 степени точности, не менее 50% для передачи 8 степени точности и не менее 30—35% для передачи 9 степени точности.
В собранной червячной передаче контролируется боковой зазор между сопряженными боковыми поверхностями витка червяка и зубьев колеса. Гарантированный боковой зазор в передачах с межосевым расстоянием от 80 до 160 мм составляет 0,065—0,130 мм. Зазор определяется по углу свободного поворота червяка при закрепленном червячном колесе.
Собранная червячная передача проверяется на легкость проворачивания и обкатывается под нагрузкой.