Нормы контакта зубьев в цилиндрической передаче

Степень точности зубчатой передачи Размер пятна контакта, % (не менее)
 
по высоте зуба по длине зуба

Боковой зазор проверяется щупом, индикаторным устройством или свинцовыми проволочками диаметром 1,4—1,55 (где S — боковой зазор). Гарантированный бо­ковой зазор (минимальный) для колес диаметром 120— 200 мм составляет обычно 0,085 — 0,170 мм. Для опре­деления бокового зазора свинцовая проволочка сгибается в виде П-образной скобы, надевается на зуб, пос­ле чего поворачивается колесо. Боковой зазор в зацеп­лении равен сумме толщин сплющенных частей прово­лочки с обеих сторон зуба.

Одним из комплексных показателей точности зацеп­ления зубчатой передачи является производимый ею шум. Наиболее существен этот показатель для быстро­ходных передач. Шум измеряется в децибелах (дБ). При окружной скорости от 5 до 10 м/с уровень шума передачи может достигать 80-100 дБ.

Сборка конических зубчатых передач имеет свои особенности, заключающиеся в том, что оси колес должны быть взаимно перпендикулярны или расположены под углом, а боковой зазор регулируется перемещением вдоль оси одного или обоих колес. Для изменения за­зора применяются прокладки или регулировочные гайки.

Точность конической зубчатой передачи оценивает­ся теми же показателями, что и цилиндрической. Зна­чения этих показателей регламентированы в зависимос­ти от степени точности соответствующими стандарта­ми.

Контроль пятна контакта и бокового зазора осущест­вляется так же, как и при контроле цилиндрических зубчатых колес. Гарантированный боковой зазор в за­цеплении конических колес при длине образующей де­лительного конуса от 80 до 120 мм обычно равен от 0,065 до 0,130 мм.

Для правильной работы передачи ось червяка долж­на совпадать со средней плоскостью колеса, а оси червя­ка и червячного колеса должны быть взаимно перпен­дикулярны.

Рис. 13.6. Расположение пятна контакта на зубе колеса. колеса.

Смещение средней плоскости колеса относительно оси червяка может быть проконтролировано по пятну контакта. Для этого на винтовую поверхность червяка наносится краска, затем он проворачивается и получаются отпечатки на зубьях червячного колеса (рис. 13.6.) При правильном зацеплении червяка крас­ка должна покрывать поверхность зуба червячного колеса не менее чем на 60—70% по длине и высоте для передачи 7 степени точности, не менее 50% для передачи 8 степени точности и не менее 30—35% для передачи 9 степени точности.

В собранной червячной передаче контролируется боковой зазор между сопряженными боковыми поверх­ностями витка червяка и зубьев колеса. Гарантирован­ный боковой зазор в передачах с межосевым расстоя­нием от 80 до 160 мм составляет 0,065—0,130 мм. Зазор определяется по углу свободного поворота червяка при закрепленном червячном колесе.
Собранная червячная передача проверяется на легкость проворачивания и обкатывается под нагрузкой.