Какова структура отчета о социологическом исследовании? Сформулируйте основные требования к его составлению.

Результаты проведенного социологического исследования излагаются в отчетных (итоговых) аналитических документах. То, в какой форме будут представлены результаты исследования, определяется еще на начальном этапе работ и оговаривается в договоре. Заказчики исполнители могут договориться об отчете:

а) в форме информации;

б) в виде информационной записки;

в) в виде аналитической записки.

Информация— документ, содержащий, как правило:

  • указание организации-заказчика и организации-исполнителя относительно сроков проведения работ и названия их;
  • краткое изложение проблемной ситуации;
  • перечисление целей и задач исследования;
  • описание выборочной совокупности, указание объема и принципов построения выборки;
  • методы сбора информации и способы обработки данных;
  • представление в цифрах данных, полученных в ходе исследования (например, процентное распределение ответов на вопросы анкеты или интервью, результаты анализа документов, наблюдения и т.д.)

Информация как документ социологического исследования выступает в качестве исходного пункта анализа данных, осуществляемого самим заказчиком. Она не сопровождается какими-либо комментариями, т.е. не дается интерпретация полученных данных. Информационная запискасодержит в себе те же разделы, что и информация, однако результаты исследования в данном случае не просто излагаются, но и комментируются, описываются. Цифровой материал может группироваться, сопоставляться с целью выявления основных тенденций.

Аналитическая запискасостоит из введения, основной части и заключения.

В отчете по итогам прикладного социологического исследования основное внимание уделяется решению задач, выдвинутых практикой и предложенных заказчиком (государственным учреждением, общественной организацией, частной фирмой или лицом). В его структуру входит описание объекта и предмета исследования, исследовательских задач, обоснование выборки, системы показателей и применяемых для сбора первичной информации социологических методов и инструментария.

Отчет должен быть написан так, чтобы читатель или заказчик мог увидеть слабые и сильные стороны исследования и поученных выводов.

В заключении излагаются выводы и формулируются рекомендации и предложения исследователей с указанием условий и реальных возможностей их реализации.

Язык отчетных документов должен быть доступным, понятным для восприятия. К отчету дается приложение, в котором содержатся статистические таблицы, диаграммы, графики, используемый инструментарий. Данная документация способствует более глубокому и точному воспроизведению описываемых в отчете социальных обстоятельств и позволяет уточнить практические действия в реализации сформулированных выводов и рекомендаций. Приложение может быть использовано также при подготовке программы и инструментария нового исследования.


1. Опрос как метод сбора социологической информации

 

Опросявляется наиболее часто используемым способом сбора информации в современных социологических исследованиях. Он представляет собой форму вербальной коммуникации между исследователем и испытуемыми.

В ходе опроса исследователь задает определенным лицам вопросы об известных им явлениях, на которые те дают ответы. По способу, которым задаются вопросы, опрос может быть устными письменным,хотя чаще всего проводится в форме устной беседы. Устный опрос может проводиться также в форме свободного собеседованияили на основе вопросника. Свободное собеседование строится таким образом, что вопросы задаются в зависимости от ситуации, складывающейся в ходе самой беседы. Опрос на основе опросника мы имеем в том случае, когда вопросы составлены предварительно и исследователь руководствуется ими в ходе опроса. Подобный метод наиболее пригоден при опросе большого числа людей. [4C258]. В зависимости от того, какимобразом формулируются ответы, опрос также может быть свободным - когда опрашиваемые свободно отвечают на поставленные вопросы, самостоятельно, формулируя свои ответы, - или же опросом с определенными ответами, когда на вопрос можно ответить заранее определенным образом (например, "да" или "нет"). Чаще всего в опросах при исследовании общественных явлений используются такие методы, как анкетирование,интервьюи тест, применение которых в каждом конкретном случае зависит от многих обстоятельств. Анкетой называется список вопросов с возможными вариантами ответов или без них, который предлагается респонденту в печатной форме. Вопросникомназывается перечень вопросов, составленный не для опрашиваемого, а для интервьюера, который использует вопросник в соответствии с заранее установленными правилами: либо, как текст, прочитывается респонденту.