Дошкольная педагогика как самостоятельная наука: теория обучения в отечественной дошкольной педагогике.

Воспитание и обучение детей дошкольного возраста – единый целостный педагогический процесс, который осуществляется на протяжении всего пребывания ребенка в дошкольном учреждении во всех видах деятельности и направлен на решение задач его разностороннего развития, подготовку к школе. В разработку дидактики детского сада внесли вклад Я.А.Коменский, Ф.Фребель, В.Ф.Одоевский, К.Д.Ушинсикй, Н.К.Крупская, А.П.Усова.

На современном этапе дошкольная дидактика развивается за счет психологического обоснования содержания, форм и методов обучения. Процесс обучения в детском саду протекает при фронтальной организации, на занятиях. Участие в совместной учебной деятельности требует от ребенка овладения умениями взаимодействия со сверстниками и, прежде

всего умения соотнести к себе учебную задачу, поставленную перед всеми детьми (принять ее как задачу и лично для себя). На первых этапах обучения у части детей это вызывает некоторое затруднение. Поэтому при организации учебного процесса в младших группах воспитатель подкрепляет постановку задачи перед всеми детьми дополнительными персональными обращениями: «Все дети будут рисовать дорожку (дождик). Миша, Толя, Ваня тоже будут рисовать дорожку, как все дети». Такая персонализация необходима и при объяснении способов деятельности и их последовательности.

Особого внимания требует от педагога постановка перед детьми учебной задачи, требующей совместного решения (в беседе, коллективной изобрази тельной деятельности, совместном наблюдении и др.). Чаще всего задача принимается не всеми детьми сразу (в разных возрастных группах разное количество детей принимает задачу). Опираясь в решении задачи на часть детей, воспитатель постепенно подключает остальных, выдвигая перед ними более частные задачи, вытекающие из общей. Наиболее благоприятные условия для этого создаются, на занятиях изобрази - тельной деятельностью.

Совместная учебная деятельность строится на умении ее участников слушать и слышать речь сверстников, понимать ее. Формирование этого умения осуществляется в процессе обсуждения со всей группой высказываний отдельных детей, привлечения детей к исправлению допущенных познавательных и речевых ошибок, дополнений, продолжения высказывания и т. д. Одним из важнейших умений совместной учебной деятельности является умение совместного планирования (А. П. Усова, Л. А. Пеньевская и др.).

Успешная учебная деятельность ребенка в условиях совместного (фронтального) обучения связана и с освоением умений, работать в общем, темпе и ритме. Отсутствие этих умений часто приводит будущего школьника к отставанию - он не успевает освоить материал, не поспевает за своими товарищами. Исследование Т. Д. Рихтерман, в частности, показало, что освоение детьми старшего дошкольного возраста таких временных эталонов, как минута, помогает им регулировать свою деятельность во времени (при условии, если воспитатель правильно, в соответствии с возможностями детей, дозирует материал и сообщает детям о времени, отводимом на выполнение задания, и контролирует его использование). Формирование компонентов учебной деятельности осуществляется в их взаимодействии.