Нарушение первое: осторожность, или интроекция

Человек излишне осторожный характеризуется прежде всего тем, что с опаской относится ко всему миру, к собственным импульсам, ко всему, что не поддается контролю, и соответственно импровизирует с осторожностью. Он думает: «Все неизвестное, спонтанное, неконтролируемое могло бы захлестнуть меня, да так, что я потом не узнал бы самого себя. Кроме того, меня не узнали бы окружающие».

Для такого типа поведения характерна сосредоточенность на своем внутреннем мире (даже образы наблюдаемых объектов, явлений и мотивов другого человека он переносит внутрь собственного Я). Безопасности ради, из боязни потерять контроль над ситуацией, он «заглатывает», «поглощает» все, что поступает к нему из мира внешнего. Болезни, боль, страдания, обиды — он «проглатывает» все, не в состоянии противопоставить окружению четкое, твердое «Я».

В нормальном общении эта чрезмерная осторожность проявляется в постоянном использовании выражений типа «Нет, нет, у меня все хорошо» (если спрашивают, нормально ли он себя сейчас чувствует) или «Да-да, мне тоже так кажется» (если другие «приглашают» его поучаствовать в споре или обсуждении насущных проблем). Он — тип вечного запасного игрока, в глубине души которого нет ничего «своего».

На занятиях, посвященных групповой импровизации, такая личность «переварит» все, что ему предложат: будь это игра в четыре руки на одном барабане или соло на губной гармошке. Он примет любое приглашение. Вот только вряд ли сам пригласит кого-то, кто ему симпатичен, или откажется общаться с тем, кого находит ужасным. На диалог на инструментах он тут же с готовностью согласится. Такой человек слушается, когда проявляют послушание и остальные. И он противится, если остальные люди тоже начали сопротивляться. Он старается брать, принимать то, что кто-то дает...

Из всех духовных сил и стоящих за ними страхов здесь, кажется, сильнее всего «работает» депрессивная сила, боязнь нести ответственность за себя, страх собственной идентичности. «Лучше уж я покружу — соблюдая все правила осторожности — вокруг любого солнца, которое мне себя предлагает. Даже вокруг маленького, даже вокруг того, которое меня, собственно говоря, не так уж и устраивает». Да, человек, отличающийся такими особенностями поведения, может провозглашать идею духовной близости, но данная близость не будет настоящей, партнерской, равноправной. Эго отношения ради безопасности.

И принудительная сила проявляется в данном типе поведения: потребность в порядке, в восприятии всего одинакового, из которого ему в принципе вообще ничего толком не подходит, все едино. Да и примесь шизоидного, обособленного, разделяющего все и всех, можно обнаружить в подобной душевной организации и вместе с нею в звучании его музыкальной импровизации.