Влияние дорожных условий на безопасность движения

В 2000 году в Российской Федерации недостатки состояния дорог стали сопутствующими причинами 22,7 % всех ДТП. Доля происшествий из-за недостатков покрытия (неровности, низких сцепных качеств) составила 44,4 % от числа ДТП, связанных с неудовлетворительными дорожными условиями.

Коэффициенты сцепления различных дорожных покрытий составляют:

• цементобетонное, сухое, твердое, шероховатое — 0,7 — 0,8;

• асфальтобетонное, сухое, сухой булыжник — 0,5 — 0,6;

• асфальтобетонное или булыжное грязное, скользкое или промерз­шее - 0,2-0,3;

• цементобетонное влажное — 0,2;

• гололедица — 0,08 — 0,15.

Скользкая дорога. Скользкой бывает не только зимняя дорога, по­крытая льдом или снегом. В теплое время года коварен асфальт в начале дождя, когда еще не смылись, но уже успели намокнуть пыль и грязь, представляющие собой «отличную» смазку. Скользко бывает ранним ут­ром, особенно в туман, и в жаркий полдень, КОгда на асфальтобетоне вы­ступает вяжущее вещество. Повышенной скользкостью обладает свежеуложенный асфальт. На высокой скорости «поскользнуться» можно и на абсолютно сухой, но волнистой (дефект асфальтового покрытия) дороге, когда колеса теряют сцепление с покрытием во впадинах между гребеш­ками неровностей.

Скользкое покрытие, как правило, неоднородно, и при различной силе сцепления ведущих колес (правого и левого) легко развивается занос автомобиля. Водителю очень важно быть готовым к его преодолению. Восстановить устойчивость автомобиля при возникшем заносе возможно только плавным снижением тяги (при необходимости — до остановки) и осторож­ным ступенчатым торможением, не допускающем блокировки колес. Нас­колько сильно требуется нажимать педаль тормоза, водитель должен чувствовать по поведению автомобиля. Уже при выезде следует пробовать скользкую дорогу осторожным торможением. И уж обязательно поступать так, если это первый в сезоне гололед или был перерыв в вождении.

Резкое торможение только усугубит ситуацию, т. к. заблокирован­ные колеса срываются в скольжение значительно быстрее катящихся. Кроме того, несущийся юзом автомобиль совершенно неуправляем.

Трогаться с места на скользкой дороге лучше на второй передаче, по­скольку при этом на колеса передается меньший момент и становится намного легче дозировать силу тяги, не допуская пробуксовки колес.

Итак, ввиду важности вопроса, резюмируем. На скользкой дороге в несколько раз увеличивается тормозной путь. Сильно возрастает опас­ность блокировки колес, а это чревато самым неприятным — потерей поперечной устойчивости автомобиля. Избежать блокировки колес можно только плавным нажимом педали тормоза. Насколько сильно можно нажимать педаль тормоза, водитель должен чувствовать по пове­дению автомобиля. Уже при выезде следует пробовать скользкую доро­гу осторожным торможением. И уж обязательно поступать так, если это первый в сезоне гололед или был перерыв в вождении.

Опасными метеорологическими условиями для автомобильного транспорта являются гололедица, туман, пыльная буря, сильный снего­пад, метель, дождь, град, сильный, порывистый ветер и некоторые дру­гие. В этом случае водитель должен принять все возможные меры безопасности: включить внешние световые приборы (в крайних случаях — аварийную сигнализацию), снизить скорость, увеличить дистанцию до идущих впереди автомобилей, а при необходимости — прекратить дви­жение и эвакуировать пассажиров.

Гололедица — лед на проезжей части дороги, который образуется при замерзании жидких осадков (дождя, мороси, капели, густого тумана и т. п.). Скользким, как лед, является также снежный накат: уплотненный и раскатанный колесами автомобилей снег на проезжей части дороги.

В условиях гололедицы водителю следует трогаться с места плавно, не допуская пробуксовки колес. В процессе движения необходимо пра­вильно определять и поддерживать безопасную скорость, избегать рез­ких торможений и изменений оборотов двигателя, т. к. это может привес­ти к срыву ведущих колес в занос и скольжение, правильно выбирать дистанцию до идущего впереди автомобиля и тормозить плавно, не вы­ключая сцепления.

В сильный снегопад, помимо снежного наката, на дорогах могут образовываться снежные заносы, затрудняющие движение. Снег может скрывать обледенелые участки, а также опасные для автомобиля неров­ности или препятствия (предметы).

Густой снегопад снижает видимость, вызывает обледенение ветрово­го стекла, щеток стеклоочистителей, наружных зеркал заднего вида, внешних световых приборов. При ухудшении обзорности дороги води­телю следует время от времени останавливать автомобиль для удаления льда и налипшего снега. Следует помнить и об ухудшении видимости светофоров, знаков, разметки, а также сигналов торможения идущих впереди автомобилей. Поэтому главная опасность при снегопаде связа­на с выбором безопасной скорости и дистанции. Особую осторожность следует соблюдать при следовании за автомобилем с шипованными ши­нами. Тормозной путь такого автомобиля в 1,5—1,6 раза меньше обычного (на шинах, не оснащенных шипами), поэтому дистанцию следует увеличить.

В оттепель при температуре воздуха выше 0 С грунтовые обочины размягчаются, поэтому съезд с проезжей части может быть чреват зано­сом и опрокидыванием автомобиля.

В сырую погоду стекла автомобиля интенсивно запотевают, в холод­ную (при недостаточной эффективности отопителя) — обмерзают. Поэ­тому водителю необходимо следить за исправностью систем отопления и вентиляции салона — это повышает безопасность эксплуатации авто­мобиля зимой.

Осенью и весной наиболее часто возникают две опасности: туман и вода на дороге.

Туман нередко становится причиной ДТП. Он резко уменьшает зону видимости и способствует обману зрения, нарушая ориентировку в пространстве. При этом искажаются представления о расстоянии до других автомобилей и неподвижных препятствий, о скорости их приближения. Рассеянный туманом свет фар создает впечатление, что автомобили и предметы находятся дальше, чем это есть на самом деле.

При въезде в туман важно вовремя включить ближний свет фар. Это необходимо не только для того, чтобы самому видеть дорогу, но и для то­го, чтобы ваш автомобиль лучше видели другие участники движения. Ближний свет фар создает зону видимости, в зависимости от протяжен­ности которой (т. е. густоты тумана) водителю следует выбирать безопас­ную скорость движения автомобиля. Еще лучше, чем ближний свет фар, в тумане «работают» противотуманные фары. Дальний свет фар в тумане не просто бесполезен, а даже опасен, т. к. направленные вперед (а не вперед - вниз) световые лучи, отражаясь капельками влаги, образуют яркую светя­щуюся пелену, скрывающую дорогу и расположенные на ней объекты.

Плохая видимость в тумане влияет и на психику водителя. Порой у него создается обманчивое впечатление полного безлюдья, и, когда внезапно и беззвучно появляются контуры встречного автомобиля, во­дитель может испугаться и даже испытать состояние стресса.

Внимание! Обгон и движение задним ходом в тумане недопустимы!Задние фонари габаритного света заметить в тумане гораздо сложнее, поэтому попутные столкновения не являются редкостью. С целью их предотвращения водителям следует включать фонари заднего противотуманного света, которые гораздо эффективнее задних фонарей. Одна­ко при выключенном двигателе фонари заднего противотуманного света не работают, поэтому при необходимости остановки или стоянки автомобиля в условиях тумана следует непременно покинуть проезжую часть дороги и сместиться на обочину. Обозначить стоящий автомобиль лучше всего включением аварийной сигнализации.

При движении в тумане необходимо периодически включать стеклоочиститель, поскольку мельчайшие капельки влаги, оседая на ветровом стекле автомобиля, образуют тонкую пленку, которая сильно ухудшает видимость.

Сильный дождь также снижает видимость и создает задержки в движении. А также возможны размыв полотна дороги, повреждение дорожных знаков и другие опасности. Даже при небольшом дожде стекла автомобиля нередко запотевают, видимость резко снижается, водитель вынужден отвлекаться от управления для протирки стекол. В темное время суток можно не сразу заметить, что стекла запотели, в то время как видимость падает до опас­ного предела. Для лучшей вентиляции салона (кабины) автомобиля можно приоткрыть боковое стекло, однако при этом возникает опасность быть облитым водой, разбрызгиваемой колесами встречного автомобиля.

Во время дождя внешние световые приборы автомобиля покрывают­ся водно-грязевой эмульсией, поднимаемой в воздух колесами встреч­ных и попутных автомобилей, которая ухудшает освещение дороги и заметность автомобиля сзади.

Помимо того, во время дождя снижается коэффициент сцепления ко­лос с дорогой, что может привести к сложным ситуациям на поворотах, при торможении и при движении с повышенной скоростью. На (рис. 25, а) показано взаимодействие колеса с сухой дорогой и с мокрой дорогой (рис. 25, б). По мере увеличения скорости движения автомобиля его ши­ны как бы всплывают над дорогой из-за образования водяного клина. И предельном случае между шиной и покрытием образуется слой воды (рис. 25, в), в результате чего автомобиль теряет контакт с дорогой и ста­новится неуправляемым. Это явление, называемое аквапланированием, чрезвычайно опасно, т. к. коэффициент сцепления шин с покрытием па­дает ниже, чем в гололед, — практически до нуля.

Кроме скорости, большое влияние на аквапланирование оказывают тип рисунка и степень износа протектора шин (способность шины отво­дить воду из пятна контакта). На неровной дороге, а также при снижен­ном давлении в шинах, риск аквапланирования повышается.

При возникновении аквапланирования водителю необходимо вести автомобиль примерно так же, как в гололед: не меняя траектории движе­ния автомобиля, снизить скоростьплавным отпусканием педали газа (подачи топлива) и осторожным ступенчатым торможением. В этом слу­чае нельзя интенсивно тормозить и резко бросать педаль газа, иначе бу­дет еще хуже (т. к. может произойти вращение автомобиля вокруг соб­ственной оси). Кроме того, следует зафиксировать рулевое колесо в ис­ходном положении (колеса автомобиля направлены прямо) и крепко дер­жать его двумя руками. В про­тивном случае, если колеса, по­вернутые в сторону, внезапно обретут сцепление, автомобиль кинет в сторону и он выйдет из- под контроля. Только после вы­хода передних колес на твер­дый грунт необходимо реагиро­вать на занос энергичным вра­щением рулевого колеса в сто­рону заноса.

 

Помимо аквапланирования большое количество воды на доро­ге опасно тем, что при попадании одного или обоих передних колес на большой скорости в лужу со­противление качению колес резко повышается. Это может привести к заносу или развороту автомоби­ля на проезжей части дороги.

 

 

 

Ремонт и реконструкция дорог

Необходимо поддерживать в надлежащем техническом состоянии, свое­временно ремонтировать и благоустраивать дороги, поскольку от их со­стояния зависят скорость и безопасность движения.

 

Ремонт дороги нельзя провести, не ущемив интересы водителей, т. к. проезжую часть приходится закрывать для движения частично или полностью. При частичном закрытии двустороннее движение организуют по одной половине дороги, если это возможно. Ремонтируемый участок обозначают соответствующими дорожными знаками: «Выброс гравия» (знак 1.18), «Сужение дороги» (знаки 1.20.1; 1.20.2; 1.20.3), «Двусторон­нее движение» (знак 1.21), «Дорожные работы» (знак 1.25), «Ограниче­ние максимальной скорости» (знак 3.24), а также знаками приоритета (знаки 2.1—2.7). Ограничение скорости вводится ступенями по 20 км/ч, например «70», «50», «30». Между знаками должны быть промежутки, достаточные для плавного снижения скорости.

Если ремонтируемая дорога покрыта щебнем или гравием, следует двигаться с пониженной скоростью и с закрытыми окнами, т. к. камень, выскочивший из-под колеса встречного или обгоняющего автомобиля, может повредить автомобиль, нанести серьезную травму.

На объездных дорогах, чаще всего не имеющих никакого покрытия, лучше отказаться от обгонов и движения с повышенной скоростью. Здесь особенно необходимы терпение и взаимопонимание между всеми участниками движения.