Замещение активов должника в ходе конкурсного производства

На основании решения собрания кредиторов в ходе конкурсного производства может быть проведено замещение активов должника с условием, что за такое решение проголосовали все кредиторы, обязательства которых обеспечены залогом имущества должника.

Данным решением может быть предусмотрено создание одного открытого акционерного общества или нескольких открытых акционерных обществ с оплатой их уставных капиталов имуществом должника. Величина и состав вносимого в оплату уставных капиталов имущества должника определяется собранием кредиторов или комитетом кредиторов по предложению конкурсного управляющего.

При замещении активов должника должник является единственным учредителем открытого акционерного общества или нескольких открытых акционерных обществ. Участие иных учредителей не допускается.

При замещении активов должника все трудовые договоры, действующие на дату принятия решения о замещении активов должника, сохраняют силу, а права и обязанности работодателя переходят к созданным открытому акционерному обществу или открытым акционерным обществам.

Документы, подтверждающие наличие лицензий на осуществление отдельных видов деятельности, подлежат переоформлению на документы, подтверждающие наличие соответствующих лицензий у созданных открытого акционерного общества или открытых акционерных обществ.

Акции созданных на базе имущества должника открытого акционерного общества или открытых акционерных обществ включаются в состав имущества должника и подлежат продаже на открытых торгах.

 

64. Зарубежные подходы к определению задач систем несостоятельности. Требования к эффективным системам несостоятельности.

Система несостоятельности представляет собой комплекс нормативно-правовых мер, направленных на разрешение кризисных ситуаций в отношении должника и его кредиторов.

В настоящее время в мире выделяют 2-е системы несостоятельности:

1. Протрссатная (Франция, США) – её суть сводится к защите интересов должников, которые по тем или иным причинам попали в тяжёлое финансовое положение;

2. Процедентная (Британия, Испания, Канада) – основана на защите интересов кредиторов путём полного удовлетворения их требований в результате эффективного распределения активов должника.

При этом обе системы несостоятельности имеют, по факту, одинаковые задачи:

- защита и (по возможности) компромиссное удовлетворения интересов и требований должников и кредиторов;

- обеспечение законности процесса ликвидации предприятия;

- сохранность производственных фондов предприятия-должника.

Все они продиктованы общей целью любой системы несостоятельности – обеспечением стабильного функционирования экономической системы государства и предотвращением возникновения производственных кризисов. Для достижения этой цели к системам несостоятельности предъявляются 3-и базовых требования:

1. Система несостоятельности должна обеспечивать справедливость и беспристрастность в вопросе вынесения решения о банкротстве и осуществления ликвидации предприятия-должника;

2. Система несостоятельности должна предусматривать прозрачность распределения рисков среди всех участников процедур несостоятельности;

3. Система несостоятельности должна обеспечивать максимизацию стоимости активов должника в интересах всех заинтересованных сторон и экономики страны в целом.

 

65. Институт банкротства как механизм защиты социальных интересов в случае кризиса хозяйствующих субъектов. Защита прав работников организации должника.

66. Категории организаций, в отношении которых установлены особенности проведения процедур банкротства. Основные причины введения в законодательство особенностей для различных категорий.

ФЗ № 127 от 26.10.2002 определены особенности проведения процедур банкротства в отношении некоторых категорий организаций. К таким организациям относятся:

- градообразующие организации (понимаются юридические лица, численность работников которых составляет не менее 25 % численности работающего населения соответствующего населенного пункта. А также организации, численность работников которого превышает 5 000 человек);

- сельскохозяйственные организации

- финансовые организации (относятся, в частности, кредитные организации, страховые организации, профессиональные участники рынка ценных бумаг);

- стратегические предприятия и организации

- субъекты естественных монополий

- застройщики

Причины:

- представленные организации имеют важное социально-экономическое значение либо существенную специфику в их профессиональной деятельности.

- Отдельные категории должников - юридических лицэто организации либо наиболее рисковые, в виду деятельности которых вовлечены массы пользователей их услуг (кредитные организации, страховые организации, профессиональные участники рынка ценных бумаг), либо организации, имеющие особое значение в социально-экономическом отношении (градообразующие и сельскохозяйственные), либо имеющие особую значимость с точки зрения безопасности и обороноспособности государства (стратегические предприятия и организации)

Очевидно, что для регулирования банкротства организаций-должников, имеющих важное социально-экономическое значение (градообразующих, стратегических, субъектов естественных монополий, финансовых и сельскохозяйственных), совершенно не пригодны общие критерии, внешние признаки банкротства и правила проведения процедур банкротства, предназначенные для всех должников - юридических лиц

 

67. Кризисы экономического развития на макро- и на микро- уровнях. Причины возникновения и динамика развития кризисов. Последствия кризисов.

Кризис – это крайнее обострение противоречий в социально-экономической системе, угрожающее её жизнедеятельности в окружающей среде. В свою очередь, социально-экономическая система представляет собой целостную совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих социальных и экономических субъектов, – которая может существовать в виде цивилизаций, государств, союзов, конгломератов или предприятий.

Как свидетельствует практика, кризисы никогда не возникают внезапно, – напротив, им предшествует целый ряд причин, которые можно разделить, по признаку принадлежности, на:

1. Внешние:

- вхождение в фазу общего экономического или технологического спада;

- мировая или региональная политико-правовая нестабильность;

- международная конкуренция;

- демографические провалы;

- природные катаклизмы.

2. Внутренние:

- ошибочность или несбалансированность планов долговременного функционирования;

- недостатки экономической политики (в т.ч., – нерациональное использование ресурсов);

- низкое качество работы управляющих структур.

Помимо деления причин, существует также целая классификация самих кризисов социально-экономических систем – основывающаяся на ряде критериев:

1. Затрагиваемая проблематика:

- социальные кризисы;

- политические кризисы;

- организационные кризисы;

- технологические кризисы;

- психологические кризисы.

2. Соотношение естественных и социальных факторов:

- природные (стихийные) кризисы;

- экологические кризисы;

- общественные кризисы.

3. Качественная характеристика:

- лёгкие и глубокие кризисы;

- затяжные и кратковременные кризисы;

- частные и системные кризисы;

- явные и латентные кризисы;

- управляемые и неуправляемые кризисы.

Что же касается последствий кризисов, то они также делятся на 2-а типа:

1. Позитивные – альтернативами их завершения являются сохранение, расширение, оздоровление или обновление системы;

2. Негативные – альтернативами их завершения являются стагнация, разделение или разрушение системы.

 

68. Мероприятия по финансовому оздоровлению организаций, связанные с реформированием активов. Задачи и особенности применения.

Финансовое оздоровление – это процедура банкротства, применяемая к должнику в целях восстановления его платёжеспособности и погашения задолженности перед всеми кредиторами в соответствии с утверждённым арбитражным судом графиком погашения задолженности. При этом вне зависимости от временной и функциональной протяжённости процедур финансового оздоровления, важная роль в ней отводится мероприятиям, связанным с реформированием активов предприятия-должника, – в частности:

- оптимизации краткосрочных финансовых вложений (деинвестированию);

- продаже запасов годовой продукции и избыточных производственных запасов;

- коллекту (истребованию) или взаимозачёту дебиторской задолженности;

- ликвидации нерентабельных производств и объектов непроизводственной сферы;

- выведению из состава предприятия убыточных объектов;

- безвозмездной передаче бесполезного имущества.

Как следует из их наименований, основной задачей проведения подобных мероприятий является мобилизация денежных средств, которые впоследствии будут направлены на реализацию чрезвычайных мер по восстановлению платёжеспособности.

Следует отметить, что при проведении реформирования активов предприятия должника следует учитывать 2-е его ключевые особенности:

1. Решение о реформировании по каждой категории активов должно приниматься только после подробного и тщательного исследования его последствий для конкретного структурного подразделения и предприятия в целом;

2. Реформированию должны подвергаться только бесполезные ,убыточные или легкозаменяемые (восстанавливаемые) активы.

 

69. Меры по восстановлению платежеспособности должника в процедуре внешнего управления. План внешнего управления: порядок рассмотрения, утверждения, внесения изменений.

Внешнее управление – это процедура банкротства, направленная на восстановление платёжеспособности предприятия-должника. Проводится внешнее управление в срок не более 18-и месяцев, в соответствии с планом внешнего управления, который внешний управляющий разрабатывает в течение месяца с момента своего назначения. Согласно типовым предписаниям, такой план следующую структуру:

1. Общая характеристика предприятия;

2. Краткие сведения (резюме) по плану внешнего управления;

3. Анализ финансового состояния предприятия;

4. Мероприятия по восстановлению платёжеспособности и поддержке эффективной хозяйственной деятельности предприятия, – в состав которых входят:

- перепрофилирование или закрытие нерентабельных производств;

- взыскание дебиторской задолженности;

- продажа части имущества или уступка прав требования;

- исполнение обязательств предприятия-должника собственником его имущества учредителями (участниками) или 3-ми лицами;

- увеличение уставного капитала за счёт взносов учредителей (участников) и 3-их лиц;

- замещение активов.

5. Анализ рыночного окружения предприятия;

6. План производства и реализации продукции;

7. Перспективный инансовый план предприятия;

8. Заключение.

План внешнего управления рассматривается и утверждается собранием кредиторов, которое созывается внешним управляющим не позднее чем через 2-а месяца с даты утверждения внешнего управления. Внешний управляющий письменно уведомляет всех кредиторов о дате и месте проведения собрания и обеспечивает возможность ознакомления с планом внешнего управления не менее чем за 2-е недели до даты проведения собрания.

Утверждённый собранием кредиторов план внешнего управления и протокол собрания кредиторов представляются в арбитражный суд внешним управляющим не позднее 5-и дней с даты проведения собрания кредиторов.

Внесение изменений в план внешнего управления осуществляется в том же порядке, что предусмотрен и для его рассмотрения.

 

70. Монопрофильные населенные пункты как объекты антикризисного управления. Проблемы градообразующих организаций.

Под монопрофильным населённым пунктом (МНП) понимается город или посёлок городского типа, который:

- работает на узкий сегмент рынка;

- в качестве экономической базы имеет одно или несколько предприятий.

Упомянутые предприятия называются градообразующими, т.к. на них, как правило, работает более 30% постоянных жителей МНП. Таким образом, благополучие такого населённого пункта целиком зависит от состояния градообразующего предприятия. Это предполагает возникновения ряда экономических проблем:

1. С позиции МНП:

- в случае банкротства градообразующего предприятия, существенная часть населения МНП будет вынуждена эмигрировать – что, в свою очередь, самым негативным образом скажется на демографической и организационно-кадровой ситуации в МНП;

- отсутствие возможности самостоятельного удовлетворения МНП потребностей в базовых, но непрофильных товарах и услугах;

- низкая диверсификация сфер занятости населения МНП.

2. С позиции градообразующего предприятия:

- градообразующие предприятия вынуждены сочетать в себе функции основного налогоплательщика и основного содержателя населения МНП – что серьёзно уменьшает их уровень прибыли и возможность получения финансовых льгот;

- отсутствие высококлассных внепрофильных специалистов (в т.ч. управленцев).

Кроме того, типичной проблемой градообразующих организаций в РФ является существенное устаревание оборудования и отсутствие достаточного количества потребителей продукции, – а значит и низкий объём сбыта.

Соответственно с этим, основными задачами в ходе комплексного антикризисного управления МНП становятся:

1. Реструктуризация муниципальных расходов МНП;

2. Получение государственного финансирования в рамках поддержки градообразующих предприятий, а также хозяйствующих субъектов реального сектора;

3. Поиск частных инвесторов, готовых осуществлять долгосрочные вложения в градообразующее предприятие;

4. Расширение сферы деятельности градообразующего предприятия;

5. Разработка и внедрение планов подготовки внепрофильных специалистов на местах;

6. Реализация программ развития малого и среднего бизнеса

 

71. Основные направления государственной поддержки предприятий реального сектора и системообразующих предприятий во время кризиса 2008-2010 годов.

Мировой экономический кризис 2007-2009 гг. показал необходимость разработки государственными органами комплексов специализированных антикризисных мероприятий. В РФ такой комплекс мероприятий получил название Государственной антикризисной программы – особое внимание в которой уделялось мероприятиям, направленным на поддержку отечественной предпринимательской сферы. В общей сложности, за 3-и года на это было направлено более 272-х миллиардов рублей из федерального бюджета.

При этом государственная поддержка производства включала в себя отнюдь не только выделение денежных средств. Так, для предприятий реального сектора – т.е. прямых товарных производителей, – были предусмотрены такие меры, как:

1. Расширение доступа предприятий к финансовым ресурсам путём косвенной (нефинансовой) поддержки – т.е. при помощи предоставления субсидий по процентным ставкам и гос.гарантий перед частными банками;

2. Снижение налоговой и административной нагрузки;

3. Софинансирование участия предприятий в региональных программах занятости;

4. Стимулирование внутреннего спроса – т.е. формирование списков гос.закупок, лизинг, авансирование и предоставления привилегированных условий для отечественных производителей, а также субсидии по кредитам потребителей;

5. Софинансирование региональных программ по поддержке предпринимательства.

Однако наибольшие преференции коснулись системообразующие предприятия – они, помимо прочего, получили:

- рассрочку платежей и право на реструктуризацию задолженности по федеральным (и, в некоторых случаях, региональным) налогам и сборам;

- обеспечение приоритетности закупки отечественных товаров по государственным программам с выделением товаров массового производства;

- федеральное и муниципальное участие в формировании долгосрочных портфелей заказов;

- расширенное целевое кредитование предприятий (под расчёты за поставленную продукцию);

- помощь в разрешении вопросов с пролонгациями кредитов и займов;

- снижение стоимости государственной арендной платы за землю и ряд специализированных объектов инфраструктуры;

- продление барьерных сроков для исполнения предписаний Ростехнадзора;

- государственное содействие в вопросах межрегиональной бизнес-кооперации.

Результатом такой поддержки стало практически полное сохранение системообразующих предприятий и быстрое восстановление индустриальных объектов реального сектора, – что, в конечном счёте, сделало Россию одним из лидеров в вопросе пост-кризисного экономического развития.

 

72. Особенности реализации мер по восстановлению платежеспособности должника в процедурах банкротства: дополнительной эмиссии акций и замещения активов.

В настоящее время, в мировой и российской практике разработан целый ряд мер, позволяющих осуществить восстановление платёжеспособности предприятия-должника. И не последнее место по популярности среди них занимают организация дополнительной эмиссии акций и замещение активов.

Дополнительная эмиссия акций предприятия должника – осуществляется под контролем федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг одним из 3-х способов:

1. Путём распределения среди акционеров пропорционально имеющимся пакетам;

2. Путём закрытой подписки – как пропорциональной, так и непропорциональной;

3. Путём открытой подписки среди произвольного круга лиц.

Необходимо отметить, что, согласно ГК РФ, дополнительная эмиссия акций с целью прямого погашения долга перед кредиторами запрещена – поэтому осуществляться она может только в случае увеличения уставного капитала предприятия-должника на сумму роста денежных средств в его составе.

Замещение активов предприятия-должника – состоит в том, что имущество предприятия-должника, представляющее определённою ценность, передаётся вновь создаваемому юридическому лицу (как правило, в форме АО), единственным учредителем которого является всё тот же должник. Таким образом, его имущество по сути замещается другим имуществом – корпоративными правами в отношении нового АО. Затем акции реализуются должником, который получает их стоимость, достаточную для удовлетворения полного или частичного требований кредиторов.

 

73. Особенности слияний и разделений для кризисных организаций. Дополнительные ресурсы интегрированных структур при восстановлении платежеспособности их дочерних и зависимых организаций.

Реструктуризация – это радикальный способ трансформации предприятия, означающий изменение всех его компонентов: структуры управления и организации, активов и пассивов, и т.д. В настоящее время, практикуются несколько видов реструктуризации – однако для предприятий, находящихся в состоянии кризиса, наиболее приемлемыми трансформациями признаются слияние или разделение.

Слияние предприятий – означает создание нового хозяйствующего субъекта с передачей ему всех прав и обязанностей его предшественников, самостоятельная деятельность которых при этом прекращается. Слияние в условиях кризиса производится, как правило, однопрофильными предприятиями с целью объединения их производительных средств и финансовых ресурсов, и посредствующей экономической стабилизации.

Разделением предприятия признаётся прекращение его деятельности с передачей всех его прав и обязанностей вновь создаваемым преемникам. Кризисные предприятия обычно производят т.н. «неравноценное разделение», – когда рентабельные активы и производственные фонды отходят одним хозяйствующим субъектам, а долги – другим.

Что же касается дочерних и зависимых организаций, входящих в состав кризисных бизнес-групп, то восстановление их платёжеспособности производится, как правило, по дотационно-контрольной схеме:

1. Рабочая группа головного предприятия проводит анализ и оценку финансового состояния дочернего предприятия, выявляя наиболее проблемные моменты его функционирования;

2. Деятельность дочернего предприятия практически замораживается, часть персонала сокращается, а само оно переводится на преимущественное финансирование из общего бюджета бизнес-группы;

3. Выявленные в ходе анализа нерентабельные активы дочернего предприятия ликвидируются или реформируются в соответствии с планом модернизации, утверждаемым руководством головного предприятия в соответствии с отчётом рабочей группы;

4. Дочернее предприятие возобновляет свою деятельность и, в течение нескольких отчётных периодов, снимается с финансирования из общего бюджета, переходя на самоокупаемость.

74. Оценка показателей эффективности хозяйственной деятельности кризисных организаций.

Оценка показателей эффективности хозяйственной деятельности является одним из важнейших этапов при проведении анализа финансово-хозяйственной деятельности кризисного предприятия. Целью оценки этих показателей является установление степени эффективности функционирования рассматриваемого предприятия. Для достижения поставленной цели диагностируется ряд показателей, – которые можно разделить на:

1. Общие:

- эффективность использования производственных ресурсов – т.е. основных производственных фондов, трудовых и материальных ресурсов;

- эффективность инвестиционной деятельности;

- эффективность использования активов организации;

- эффективность использования капитала – как собственного, так и заёмного.

2.Частные (коммерческо-специализированные):

- коэффициент обновления ассортимента товаров, работ и услуг;

- коэффициент устойчивости ассортимента товаров, работ и услуг;

- коэффициент допустимого качества товаров, работ и услуг;

- уровень соответствия ассортимента товаров, работ и услуг требованиям рынка – рассчитывается в соответствии с существующими объёмом и структурой покупательского спроса;

- индекс роста товарооборота за отчётный период;

- индекс валового дохода – рассчитывается по видам деятельности;

- индекс прироста прибыли за отчётный период.

Кроме того, рядом западных финансовых аналитиков был предложен т.е. фактический комплекс показателей эффективности деятельности предприятия, включающий в себя:

- коэффициент фактической рентабельности труда;

- коэффициент фактической рентабельности совокупных производственных фондов;

- коэффициент фактической рентабельности производства товаров, работ и услуг.

Как правило, все указанные показатели рассчитываются на основе данных управленческой и аналитической отчётности предприятия – в основном:

1. Текущей фондоотдачи;

2. Среднепериодической производительности труда;

3. Оборачиваемости совокупных активов;

4. Срока окупаемости капитальных вложений;

5. Материалоотдачи;

6. Чистой прибыли.

Что же касается непосредственно оценки эффективности хозяйственной деятельности кризисного предприятия, – то она производится на основании сравнения исчисленных показателей с аналогичными данными за прошлые периоды функционирования предприятия, а также текущими среднерыночными коэффициентами.

 

75. Оценка экономического потенциала кризисных организаций. Анализ состояния производства и реализации продукции.

Под экономическим потенциалом предприятия понимается его способность самостоятельно финансировать свою деятельность. Такая способность характеризуется структурой производства и реализации продукции, а также способностью предприятия самостоятельно финансировать производственно-реализационный процесс. Соответственно, важнейшими этапами в оценке экономического потенциала кризисного предприятия являются:

1. Анализ себестоимости его товарной продукции – направлен на поиск и использование имеющихся резервов снижения издержек производства и увеличение внутрихозяйственных накоплений

2. Анализ состояния производства и реализациипродукции – проводится с целью выявления наиболее эффективных путей увеличения объёма выпуска продукции и улучшения её качества, а также изыскания внутренних резервов роста объёма производства.

Оба анализа проводятся, как правило, совокупно на основании данных бухгалтерской, аналитической и управленческой отчётности, а также статистических данных, касающихся:

- натуральных показателей объёмов производства продукции;

- стоимостных показателей реализации продукции;

- натурально-стоимостных показателей себестоимости продукции;

- показателей нормативных трудозатрат.

Эти показатели необходимы для проведения первичных диагностических мероприятий на кризисном производстве:

1. Анализа динамики и структуры обобщающих показателей себестоимости;

2. Анализа производственно-реализационных затрат на 1 рубль товарной продукции;

3. Анализ динамики выпуска и реализации продукции;

4. Анализа качественных показателей выпускаемой продукции;

5. Анализ прямых материальных и трудовых затрат;

6. Анализ косвенных затрат;

7. Анализ выполнения производственной программы и плана продаж продукции.

Исчисленные результаты реализации указанных мероприятий структурируются, после чего полученная информация используется для определения конкретных факторов дестабилизации экономического потенциала предприятия, препятствующих увеличению производства и реализации продукции или ускоряющих рост её себестоимости, – а именно:

- нерационального использования материальных, трудовых и денежных ресурсов;

- устаревания технического оснащения предприятия;

- недостатков в организации производства и труда.

 

76. Показатели оценки финансовой устойчивости банков. Методика их расчета.

Систему показателей финансовой устойчивости кредитной организации, вкупе с методикой её расчёта, можно выразить в виде нижеследующей таблицы:

Показатели устойчивости Коэффициенты (нормативы) Порядок расчёта Рекомендуемое значение
Достаточность капитала Коэффициент достаточности капитала (Капитал / Активы, взвешенные с учётом риска) • 100% 10%
Качество пассивов Коэффициент клиентской базы ((Вклады граждан + Средства юридических лиц) / Общий объем привлечённых средств) • 100% 80%
Коэффициент стабильности ресурсной базы ((Суммарные обязательства – Обязательства востребования) / Суммарные обязательства) • 100% 70%
Качество активов Коэффициент эффективности использования активов (Активы, приносящие доход / Суммарные активы) • 100% 65%
Коэффициент агрессивности кредитной политики (Ссудная задолженность / Привлечённые ресурсы банка) • 100% 65%
Коэффициент качества ссудной задолженности ((Ссудная задолженность – Расчётный РВПС) / Ссудная задолженность) • 100% 99%
Ликвидность Норматив мгновенной ликвидности (Высоколиквидные активы / Обязательства до востребования) • 100% 20%
Норматив текущей ликвидности (Ликвидные активы / Обязательства до востребования и на срок до 30 дней) • 100% 70%
Норматив общей ликвидности (Ликвидные активы / (Общая сумма активов – Обязательные резервы)) • 100% 20%
Прибыльность Коэффициент рентабельности активов (Прибыль / Совокупные активы) • 100% 5%
Коэффициент рентабельности капитала (Прибыль / Капитал) • 100% 10%

 

 

77. Показатели оценки финансовой устойчивости банков. Методика их расчета.

Финансовое оздоровление – это процедура банкротства, применяемая к должнику в целях восстановления его платёжеспособности и погашения задолженности перед всеми кредиторами в соответствии с утверждённым арбитражным судом графиком погашения задолженности. При этом вне зависимости от временной и функциональной протяжённости процедур финансового оздоровления, важная роль в ней отводится мероприятиям, связанным с реформированием активов предприятия-должника, – в частности:

- оптимизации краткосрочных финансовых вложений (деинвестированию);

- продаже запасов годовой продукции и избыточных производственных запасов;

- коллекту (истребованию) или взаимозачёту дебиторской задолженности;

- ликвидации нерентабельных производств и объектов непроизводственной сферы;

- выведению из состава предприятия убыточных объектов;

- безвозмездной передаче бесполезного имущества.

Как следует из их наименований, основной задачей проведения подобных мероприятий является мобилизация денежных средств, которые впоследствии будут направлены на реализацию чрезвычайных мер по восстановлению платёжеспособности.

Следует отметить, что при проведении реформирования активов предприятия должника следует учитывать 2-е его ключевые особенности:

1. Решение о реформировании по каждой категории активов должно приниматься только после подробного и тщательного исследования его последствий для конкретного структурного подразделения и предприятия в целом;

2. Реформированию должны подвергаться только бесполезные ,убыточные или легкозаменяемые (восстанавливаемые) активы.

 

78. Признаки банкротства организации и условия возбуждения дела о банкротстве.

1. Гражданин считается неспособным удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей, если соответствующие обязательства и (или) обязанность не исполнены им в течение трех месяцев с даты, когда они должны были быть исполнены, и если сумма его обязательств превышает стоимость принадлежащего ему имущества.

2. Юридическое лицо считается неспособным удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей, если соответствующие обязательства и (или) обязанность не исполнены им в течение трех месяцев с даты, когда они должны были быть исполнены.

Условия:

1. Вступившее в законную силу судебное решение;

2. Просрочка в выполнении обязательств более 3-х месяцев;

3. Сумма неисполненного обязательства более 100 000 рублей.

 

79. Психологические аспекты принятия антикризисных решений.

Психологическая особенность принятия любых решений заключается в том, что это действие осуществляется человеком только при условии наличия достаточной и достоверной информации о сложившейся ситуации.

Соответственно с этим, антикризисное решение принимается менеджером на основе целого ряда фактических сведений – в т.ч.:

1. Организационно-управленческих;

2. Финансово-экономических;

3. Юридических;

4. Производственно-технологических;

5. Маркетинговых.

Указанные сведения, полученные из различных источников в форме справок, отчётов и служебных записок, оцениваются и обрабатываются менеджером или его помощниками, – в результате чего они:

- с одной стороны, концентрируются и лаконизируются;

- с другой стороны, приобретают субъективный характер под влиянием эмоциональной окраски и устойчивых предпочтений обрабатывающих их субъектов.

Помимо этого, в процессе подготовки к принятию решения важным шагом является определение целей такого решения, – которые в антикризисном управлении подразделяются на:

- максимизирующие (увеличение прибыли);

- минимизирующие (снижение убытков);

- стабилизирующие (поддержание уровня конкурентоспособности).

Таким образом, полученные и обработанные сведения сопоставляются с текущими целями, на основе чего осуществляется выбор психотипа антикризисного решения (который также во многом зависит от субъективных эмоциональных характеристик менеджера):

1. Приспособленческое решение;

2. Компромиссное решение;

3. Игнорирующее решение;

4. Конкурентное (атакующее) решение.

Последним шагом является окончательное сочетание всех указанных выше факторов – сведений, целей и психотипов, – в результате которого менеджером и выносится финальное антикризисное решение в устной и/или письменной форме.

80. Развитие личностных качеств антикризисного управляющего.

Антикризисный управляющий – это весьма специфический специалист, деятельность которого зачастую носит нестабильный («авральный») характер. В связи с этим, к потенциальному антикризисному менеджеру как на частном предприятии, так и в государственной структуре предъявляется ряд серьёзных личностных требований:

1. Наличие широкой текущей структуры знаний и готовности расширять её пределы – знания антикризисного управляющего должны охватывать такие предметы, как менеджмент, право, финансы, политологию, бухгалтерский учёт и управленческую психологию. При этом в зависимости от специфики работы антикризисного менеджера, набор его профессиональных знаний должен пополняться новыми, узкоспециализированными данными.

2. Наличиеширокого спектра управленческих навыков – в т.ч.:

- умения реализовать организационно-производственный цикл;

- умение координировать деятельность кризисной системы:

- умения делегировать полномочия, функции и власть;

- умение активизировать работу сотрудников.

3. Наличие средств формирования личного авторитета и престижа – в т.ч. корректность, выдержанность, доброжелательность, тактичность и коммуникабельность.

4. Наличие подходящей психологии личности – как правило, лучшие антикризисные менеджеры обладают экстравертной направленностью и сангвинистическим или холерическим психотипом.

5. Наличие высокого уровня интеллекта.

Указанные требования к личностным качества можно разделить на 2-а типа:

- врождённые (психология личности и интеллект);

- развиваемые (знания, умения, навыки и средства формирования авторитета и престижа).

Как правило, первичное развитие соответствующих качеств начинается ещё в школе или ВУЗе, – тем не менее, основной объём работы приходится на несколько первых лет работы. В этот период антикризисный менеджер получает знания о реальном функционировании предприятия и овладевает приёмами профессионального поведения.

Кроме того, развитие личностных качеств может ускориться посредством прохождения специализированных тренингов и программ профессиональных стажировок. В этом случае, процессы формирования антикризисного менеджера как полноценного специалиста могут завершиться за 3-5 лет, – однако «шлифовка» его знаний и умений будет производиться на протяжении всего периода работы по специальности.

81. Система управления банковскими рисками и система внутреннего контроля в банках как основа непрерывного антикризисного управления.

Антикризисное управление кредитной организацией – это комплексная программа, обеспечивающая снижение последствий реализации рисков при наихудшем сценарии развития событий в условиях глубокой экономической рецессии. Таким образом, целью антикризисного банковского управления является минимизация последствий кризиса, а не исключение его причин.

Для достижения означенной цели, в настоящее время используются 2 комплекса мероприятий:

1. Система управления банковскими рисками (СУБР) – это совокупность приёмов работы персонала кредитной организации, позволяющих обеспечить положительный финансовый результат при наличии неопределённости в условиях деятельности, а также прогнозировать наступление рискового события и принимать меры к исключению или снижению его отрицательных последствий.

В осуществлении СУБР непосредственно заняты такие субъекты, как:

- руководство кредитной организации, осуществляющие общее управления её деятельностью;

- структурные комитеты, принимающие решения о размерах и степени фундаментальных рисков, которые может принять на себя кредитная организация;

- аналитические подразделения, предоставляющие информацию для принятия решений по банковским рискам;

- функциональные подразделения, занимающиеся планированием и прогнозированием деятельности кредитной организации;

- службы внутреннего аудита и контроля, способствующие минимизации операционных рисков и выявлению критических показателей;

- подразделения юридического отдела, контролирующие правовые риски.

В состав СУБР входят следующие мероприятия:

- мониторинг и идентификация рисков;

- количественный и качественный анализ уровня рисков;

- регулирование уровня рисков – путём создание резервов на покрытие убытков, контроля за качеством кредитных портфелей, отслеживания критических показателей, установления лимитов на рисковые операции, хеджирования индивидуальных рисков и т.д.

2. Система внутреннего контроля (СВК) – это совокупность мероприятий, направленных на защиту интересов кредитной организации и её клиентов (инвесторов) путём контроля за соблюдением персоналом нормативных актов и стандартов профессиональной деятельности, урегулирования конфликтов интересов, обеспечения надлежащего уровня надёжности и минимизации сопутствующих рисков.

В состав СВК входят следующие мероприятия:

- сбор и анализ данных об операциях и сделках, находящихся в сфере компетенции СВК с помощью компьютерных систем;

- проведение комплекса мероприятий по ограничению и контролю прав доступа к служебной и конфиденциальной информации кредитной организации;

- реализация общих и тематических (финансовых, правовых и т.д.) проверок;

- разработка предложений по устранению выявленных нарушений и недостатков;

- участие в разработке внутренних нормативных документов и иных документов кредитной организации в формах рабочих групп, консультаций.

 

82. Система управления банковскими рисками и система внутреннего контроля в банках как основа непрерывного антикризисного управления.

Антикризисное управление кредитной организацией – это комплексная программа, обеспечивающая снижение последствий реализации рисков при наихудшем сценарии развития событий в условиях глубокой экономической рецессии. Таким образом, целью антикризисного банковского управления является минимизация последствий кризиса, а не исключение его причин.

Для достижения означенной цели, в настоящее время используются 2 комплекса мероприятий:

1. Система управления банковскими рисками (СУБР) – это совокупность приёмов работы персонала кредитной организации, позволяющих обеспечить положительный финансовый результат при наличии неопределённости в условиях деятельности, а также прогнозировать наступление рискового события и принимать меры к исключению или снижению его отрицательных последствий.

В осуществлении СУБР непосредственно заняты такие субъекты, как:

- руководство кредитной организации, осуществляющие общее управления её деятельностью;

- структурные комитеты, принимающие решения о размерах и степени фундаментальных рисков, которые может принять на себя кредитная организация;

- аналитические подразделения, предоставляющие информацию для принятия решений по банковским рискам;

- функциональные подразделения, занимающиеся планированием и прогнозированием деятельности кредитной организации;

- службы внутреннего аудита и контроля, способствующие минимизации операционных рисков и выявлению критических показателей;

- подразделения юридического отдела, контролирующие правовые риски.

В состав СУБР входят следующие мероприятия:

- мониторинг и идентификация рисков;

- количественный и качественный анализ уровня рисков;

- регулирование уровня рисков – путём создание резервов на покрытие убытков, контроля за качеством кредитных портфелей, отслеживания критических показателей, установления лимитов на рисковые операции, хеджирования индивидуальных рисков и т.д.

2. Система внутреннего контроля (СВК) – это совокупность мероприятий, направленных на защиту интересов кредитной организации и её клиентов (инвесторов) путём контроля за соблюдением персоналом нормативных актов и стандартов профессиональной деятельности, урегулирования конфликтов интересов, обеспечения надлежащего уровня надёжности и минимизации сопутствующих рисков.

В состав СВК входят следующие мероприятия:

- сбор и анализ данных об операциях и сделках, находящихся в сфере компетенции СВК с помощью компьютерных систем;

- проведение комплекса мероприятий по ограничению и контролю прав доступа к служебной и конфиденциальной информации кредитной организации;

- реализация общих и тематических (финансовых, правовых и т.д.) проверок;

- разработка предложений по устранению выявленных нарушений и недостатков;

- участие в разработке внутренних нормативных документов и иных документов кредитной организации в формах рабочих групп, консультаций.

 

83. Управление нематериальными активами и репутацией в кризисной организации.

Нематериальные активы (НМА) – это идентифицируемые неденежные активы, не имеющие физической формы, которые используются в производстве или предоставлении товаров или услуг, для сдачи в аренду другим сторонам или в административных целях. В состав НМА входят:

- объекты интеллектуальной собственности (патенты, лицензии, авторские права);

- идентификационные объекты (фирменное наименование и товарный знак);

- гудвилл (деловая репутация).

Стоит отметить, что качество управления НМА непосредственно сказывается на его инвестиционной привлекательности – в особенности, с позиции западных инвесторов-традиционалистов. Именно поэтому управление такими активами особенно важно для кризисного предприятия – ведь оно, как правило, не требует серьёзных денежных вливаний, но способно существенно повысить общие показатели финансового состояния. При этом, с точки зрения антикризисного управления, НМА можно разделить на 2-е группы:

- активы косвенного управления (объекты интеллектуальной собственности и идентификационные объекты) – повысить их стоимость напрямую практически невозможно, т.к. она по большей части зависит от текущего состояния предприятия и существующей рыночной конъюнктуры;

- активы прямого управления (гудвилл) – стоимость которых может быть повышена путём проведения ряда процедур.

Таким образом, антикризисное управление нематериальными активами на практике, как правило, сводится к увеличению стоимости гудвилла предприятия. Для этого применяются следующие меры:

1. Диагностика существующих угроз деловой репутации:

2. Проведение оценочных мероприятий:

- анализ степени присутствия предприятия в СМИ;

- оценка степени информированности разных целевых аудиторий;

- оценка места, роли и значимости предприятия в экономической и политической жизни страны (региона);

- оценка отзывов клиентов предприятия;

- оценка восприятия образа руководства и топ-менеджмента предприятия.

3. Разработка стратегии антикризисного управления деловой репутацией.

 

84. Финансовое оздоровление кредитной организации. Основные требования к планам мер по финансовому оздоровлению банков. Порядок его рассмотрения Банком России.

Финансовое оздоровление кредитной организации – это процедура банкротства, направленная на восстановление собственного капитала кредитной организации до величины, при которой будут выполняться обязательные экономические нормативы, и её возврат к стабильной работе. Осуществляется финансовое оздоровление кредитной организации под руководством рабочей группы Банка России или назначаемой им в особых случаях временной администрации, главной задачей которых является разработка плана проведения мероприятий по финансовому оздоровлению. В такой план могут включаться меры различных типов:

1. Оказание финансовой помощи кредитной организации её учредителями и иными лицами, – в виде размещения денежных средств на счетах, предоставления поручительств по кредитам, отсрочки или рассрочки платежей или прощения долгов;

2. Изменение структуры активовипассивов кредитной организации, – с помощью сокращения расходов, увеличения собственного капитала или снижение размера (удельного веса) краткосрочных обязательств в общей структуре пассивов;

3. Изменение организационной структуры кредитной организации, – посредством оптимизации состава и численности сотрудников, сокращения или ликвидации обособленных и иных подразделений.

Конкретное направление мероприятий, присутствующее в плане финансового оздоровления, определяется на основе требований территориальных подразделений Банка России. Как правило, эти требования содержат:

- рекомендации по стабилизации финансового состояния кредитной организации;

- информацию о вводимых ограничениях и запретах;

- сроки, рекомендуемые для проведения мер по финансовому оздоровлению кредитной организации.

После разработки плана мер финансового оздоровления, он направляется для рассмотрения в соответствующее территориальное подразделение Банка России, где:

1. Проверяется соответствие мероприятий, входящих в состав плана финансового оздоровления, требованиям действующего законодательства и нормативных актов Банка России;

2. Определяется реалистичность и результативность мероприятий;

3. Проверяется соответствие необходимого финансирования мероприятий реальным возможностям кредитной организации.

В конечном итоге, по результатам рассмотрения плана финансового оздоровления кредитной организации, Банк России выносит решение о:

- реализации плановых мероприятий самой кредитной организацией;

- введении внешнего управления в проблемную кредитную организацию с целью реализации плана санации или же подготовки и проведения процедуры банкротства;

- реорганизации кредитной организации.

 

85. Финансовое оздоровление кредитной организации. Основные требования к планам мер по финансовому оздоровлению банков. Порядок его рассмотрения Банком России.

Финансовое оздоровление кредитной организации – это процедура банкротства, направленная на восстановление собственного капитала кредитной организации до величины, при которой будут выполняться обязательные экономические нормативы, и её возврат к стабильной работе. Осуществляется финансовое оздоровление кредитной организации под руководством рабочей группы Банка России или назначаемой им в особых случаях временной администрации, главной задачей которых является разработка плана проведения мероприятий по финансовому оздоровлению. В такой план могут включаться меры различных типов:

1. Оказание финансовой помощи кредитной организации её учредителями и иными лицами, – в виде размещения денежных средств на счетах, предоставления поручительств по кредитам, отсрочки или рассрочки платежей или прощения долгов;

2. Изменение структуры активовипассивов кредитной организации, – с помощью сокращения расходов, увеличения собственного капитала или снижение размера (удельного веса) краткосрочных обязательств в общей структуре пассивов;

3. Изменение организационной структуры кредитной организации, – посредством оптимизации состава и численности сотрудников, сокращения или ликвидации обособленных и иных подразделений.

Конкретное направление мероприятий, присутствующее в плане финансового оздоровления, определяется на основе требований территориальных подразделений Банка России. Как правило, эти требования содержат:

- рекомендации по стабилизации финансового состояния кредитной организации;

- информацию о вводимых ограничениях и запретах;

- сроки, рекомендуемые для проведения мер по финансовому оздоровлению кредитной организации.

После разработки плана мер финансового оздоровления, он направляется для рассмотрения в соответствующее территориальное подразделение Банка России, где:

1. Проверяется соответствие мероприятий, входящих в состав плана финансового оздоровления, требованиям действующего законодательства и нормативных актов Банка России;

2. Определяется реалистичность и результативность мероприятий;

3. Проверяется соответствие необходимого финансирования мероприятий реальным возможностям кредитной организации.

В конечном итоге, по результатам рассмотрения плана финансового оздоровления кредитной организации, Банк России выносит решение о:

- реализации плановых мероприятий самой кредитной организацией;

- введении внешнего управления в проблемную кредитную организацию с целью реализации плана санации или же подготовки и проведения процедуры банкротства;

- реорганизации кредитной организации.

 

86. Формирование решения о возможности или невозможности восстановления платежеспособности должника-организации и применения соответствующей процедуры банкротства.

Одной из важнейших обязанностей арбитражного управляющего является вынесение решения о возможности постановления платёжеспособности предприятия-должника – и, соответственно, выработка рекомендаций по применению к нему соответствующих процедур банкротства. Для определения такой возможности проводится специальная диагностика, включающая в себя:

1. Расчёт коэффициента текущей ликвидности – отражает суммарную обеспеченность предприятия оборотными и денежными средствами для ведения эффективной деятельности, и исчисляется по формуле:

Текущая ликвидность = Оборотные активы / (Краткосрочные кредиты и заёмные средства)

Данный коэффициент должен принимать значение от 1 до 2, – в этом случае предприятие-должник имеет шанс на восстановление своей платёжеспособности.

2. Расчёт коэффициента обеспеченности собственными средствами – отражает наличие собственных оборотных средств предприятия, и исчисляется по формуле:

Обеспеченность = Собственные оборотные средства / Все оборотные средства.

Данный коэффициент должен принимать значение от 0.1 до 0.5, – в этом случае предприятие- должник имеет шанс на восстановление своей платёжеспособности.

3. Расчёт коэффициента восстановления платёжеспособности – отражает теоретическую возможность восстановления предприятием-должником платёжеспособности в текущих условиях функционирования, – и исчисляется по формуле:

Восстановление платёжеспособности = (Коэффициент текущей ликвидности на конец периода + (6 / Количество месяцев в периоде) • (Коэффициент текущей ликвидности на конец периода – Коэффициент текущей ликвидности на начало периода)) / 2

Данный коэффициент должен принимать значение больше 1, – в этом случае предприятие- должник имеет шанс на восстановление своей платёжеспособности.

4. Расчёт коэффициента утраты платёжеспособности – отражает теоретическую возможность предотвращения предприятием-должником утраты своей платёжеспособности в текущих условиях функционирования, – и исчисляется по формуле:

Утрата платёжеспособности = (Коэффициент текущей ликвидности на конец периода + (3 / Количество месяцев в периоде) • (Коэффициент текущей ликвидности на конец периода – Коэффициент текущей ликвидности на начало периода)) / Нормативное значение коэффициента текущей ликвидности (как правило, равняется 2).

Данный коэффициент должен принимать значение больше 1, – в этом случае предприятие- должник имеет шанс на предотвращение утраты своей платёжеспособности.

Таким образом, исходя из полученных значений коэффициентов, арбитражный управляющий выносит решение о:

- возможности предотвращения утраты предприятием своей платёжеспособности – и реализации процедуры наблюдения;

- возможности восстановления предприятием своей платёжеспособности – и реализации процедуры финансового оздоровления или внешнего управления;

- невозможности восстановления предприятием своей платёжеспособности – и реализации процедурыконкурсного производства.

 

90. Роль и место государственного антикризисного регулирования рыночной экономике. Виды государственного антикризисного регулирования и его содержание.

В антикризисном управлении государство играет 2-е роли, соответствующие его функциям в системе общественных отношений:

- гражданско-правовую – в которой государство выступает в качестве одного из субъектов экономических отношений;

-публично-правовую –заключается в обеспечении законодательного регулирования и административного управления, сборе налогов, организации финансовой системы, эмиссии национальной валюты и поддержании её курса;

Государственная политика в сфере регулирования кризисных ситуаций заключается в выработке и реализации стратегии развития государства и реализации стратегии развития государства и общества, направленной на преодоление кризисных ситуаций и обеспечение равновесного состояния институтов экономической системы и государственной власти.

В стабильном состоянии экономики в функции государственного регулирования входит мониторинг ситуации в экономике, а также совершенствование законодательства, структуры государственного управления и государственного аппарата.

В неустойчивом(предкризисном) состоянииэкономикигосударство осуществляет контроль отдельных предприятий и отраслей, а также цен, номенклатуры и объёма производства ряда товаров – как правило, первой необходимости.

В кризисном состоянии экономикигосударство прибегает к использованию системы фондового распределения, жёсткому регулированию процессов обращения, ценообразования, доходов и потребления. Такая система государственного регулирования во многих чертах сходна с административно-командной системой советского типа.

Среди видов государственного антикризисного регулирования выделяют:

1.Нормативно-законодательное – подразумевает создание комплексной правовой базы для проведения антикризисного управления;

2.Финансовое – подразумевает использование финансовых рычагов и ресурсов государства для проведения антикризисных мер;

3.Государственную промышленнуюполитику – подразумевает ситуационное прогнозирование, определение основных приоритетов промышленного развития и разработку мер, позволяющих стимулировать инвестиционные программы для скорейшего технологического продвижения.

4. Перераспределение доходов – заключается в обеспечении социальной защиты различных слоёв и групп населения в целях поступательного развития национальной экономики.