Макдональдизированные пространство и время

Ритцер подчеркивает, что уровни макдональдизации не одинаково проявляется в сферах общественной жизни: высший в сфере быстрого питания, средний – в сфере образования, а низший – в формах розничной торговли. Вместе с тем есть сегменты современного общества, которые процесс макдональдизации вовсе обошел стороной: это – предприятия семейного подряда, не подпал бизнес, ориентированный на состоятельных клиентов: уникальные товары и индивидуальное обслуживание высокого качества, эксклюзивные жилые застройки, они не могут функционировать как многоэтажное муниципальное жилье.

Ф. Джеймсон в работе «Постмодернизм или культурная логика позднего капитализма» отмечает ряд факторов макдональдизации, характерных для постмодерна. Во-первых, макдональдизированные институты и адекватные им микросоциальные практики приобретают глобальный характер. Во-вторых, макдональдизированные продукты и услуги представляют собой прекрасный пример симулякров, созданнных постмодерном. В-третьих, макдональдизированные структуры через атмосферу эйфории – яркие огни, красочные плакаты создают своего рода гиперреальность, которая также свойственна постмодерну. В-четвертых, в макдональдизированных институтах обычно утрачивается временное восприятие. Там присутствует имитация прошлого, настоящего и будущего. Наконец, в-пятых, для макдональдизированных структур характерны технологии, ассоциируемые с постмодерном. Макдональдизация не появилась в историческом вакууме, предшественники: конвейерная линия, научное управление, бюрократия.