Авторское право в рекламе
Произведения рекламы относятся к объектам интеллектуальной собственности и так же, как и вся творческая продукция, защищаются авторским правом (Закон РФ "Об авторском и смежных правах" от 9 июля 1993 г. с изменениями от 19 июля 1995 г.).
Пример из зарубежной практики.
Наши телезрители хорошо знают рекламу батареек "Энерджайзер": под барабанный бой на экране появляется; игрушечный заяц в черных очках и пляжных тапочках. А вот эпизод из другой рекламы: на экране появляется актер, замаскированный под зайца (в деловом костюме, с розовым хвостом, ушами, пушистыми тапочками), который бьет в барабан, рекламируя пиво "Coors light".
Фирма, производящая батарейки "Энерджайзер", подала в суд, обвинив пивоваров в нарушении авторского права и использовании чужой торговой марки, что уменьшило (по мнению фирмы) доход от рекламной кампании.
Федеральный суд США рассмотрел иск, и судья вынес решение, по которому "Coors" получил право показывать свой клип в течение полутора месяцев. По мнению судьи, нарушения авторского права не было, так как актер — не игрушка, не работает от батареек, ростом не полметра, не носит черные очки и пляжные шлепанцы[36].
Во многих случаях аудиовизуальная реклама — профессионально выполненное произведение, в создании которого принимают участие режиссеры, актеры, художники и другие специалисты. И это позволяет оценивать ее (по ряду параметров) по критериям искусства. Но от искусства реклама отличается прагматичностью и предлагает одновариантность восприятия, побуждающего к действию ("делай как я, а то проиграешь!").
Есть несколько критериев, которые позволяют распространять на аудиовидеопроизведение авторское право:
произведение должно быть результатом творчества;
оно должно иметь объективную форму выражения (т. е. авторское право охраняет не идею, а ее выражение в материальной форме);
произведение должно быть оригинальным. Авторское право не распространяется на идеи, концепции, факты, открытия. В аудиовизуальной сфере, таким образом, охраняются конкретные произведения, сочетания образов, предложений.
Так, идея персонажа, созданного актером (например, Леня Голубков), не охраняется, но образ персонажа мультфильма (например, Кот Матроскин) охраняется авторским правом, так как рисунок — это форма образа.
Примеры.
Объект авторского права | Примеры из рекламной практики |
Произведения | - описание концепции рекламной кампании - бизнес-план - маркетинговые и прочие науки - базы данных, схемы? научные отчеты - компьютерные программы и т.д. |
Произведения литературы | - слоган, рекламный девиз - листовка - статьи и другие тексты |
Произведения искусства | - логотип, фирменные фон и узор (изобразительного, музыкального, аудиовизуального и пр.) - дизайнерские разработки - фотографии, слайды - радиоролики, видеоролики и др. |
С появлением объекта авторского права — в нашем случае аудиовизуальной рекламы — рождаются авторские права. При этом регистрации, лицензирования, сертификации и других формальных действий не требуется.