Требования к вопросам анкеты.

Первые вопросы должны быть наиболее интересными, вызывающими желание продолжать отвечать на вопросы.

Вопросы не должны превышать уровень образованности ученика. Оп­рашиваемый не должен попадать в ситуацию, которая обнаруживает недостаток его общей эрудиции.

Важно помнить следующее утверждение «Каков вопрос таков ответ». Желательно, чтобы вопрос начинался с вопросительного слова: кто, что, кого, кому, чему, где, когда, как, почему, зачем, при каких условиях.

Предложенные варианты ответов, должны быть сформулированы кор­ректно, не очень отличаться друг от друга по количеству слов или букв. Вариан­ты ответов не должны подталкивать к варианту, наиболее близкому к мнению со­ставителя анкеты.

Необходимо избегать «внушающих» вопросов. Что такое «внушающий» вопрос?

- Вопрос без внушающего воздействия «Скажите, пожалуйста, что вас сюда привело?».

- Вопрос без внушающего воздействия с альтернативным ответом'

«Испытываете ли вы тревогу за своего ребенка или нет?»

Вопрос с пассивным внушением: «Испытываете ли вы тревогу за сво­его ребенка?»

Вопрос с активным внушением: «Не правда ли, вы испытываете тре­вогу за своего ребенка?»

В анкете необходимо использовать четыре основные группы вопросов:

- Вопросы, выявляющие фактическую информацию о личности опраши­ваемого; максимальное выделение групп опрашиваемых респондентов в даль­нейшем очень поможет при обработке анкеты, так как позволит выделить разные группы мнений.

- Вопросы, выявляющие отношение опрашиваемого к проблеме.

Вопросы, выявляющие действия опрашиваемых или других лиц (детей или родителей).

Вопросы, выявляющие мнения о совершенствовании изучаемого явле­ния».

Вопрос должен затрагивать лишь одну проблему. Если в одном вопросе заключены две проблемы, то может случиться так, что ученик откликнется лишь на одну из них, не зная, как вести себя в данной ситуации.

При анонимной анкете нужно использовать только форму закрытых во­просов, в противном случае, у ученика может возникнуть подозрение о том, что анкета будет идентифицироваться по подчерку.

При создании анкеты нужно избегать создания «тенденции одобрения», т. е. формулировать вопросы таким образом, чтобы при одобрении всегда возни­кал положительный ответ. Необходимо включать вопросы, при отрицательном ответе на которые можно сделать вывод о положительном выражении интере­сующего нас признака.

 

Необходимо избегать расплывчатых и неопределенных понятий. Сюда относятся такие обозначения, как: посредственный, в среднем, выше, часто и т. п.

Рядом с вопросом анкеты, в случае необходимости, должно быть ука­зано действие респондента: выберите и подчеркните, отметьте галочкой, по­ставьте крестик в нужной колонке. Иначе полученный разнобой выбранных ва­риантов заполнения анкеты может весьма затруднить ее обработку.