Требования к вопросам анкеты.
Первые вопросы должны быть наиболее интересными, вызывающими желание продолжать отвечать на вопросы.
Вопросы не должны превышать уровень образованности ученика. Опрашиваемый не должен попадать в ситуацию, которая обнаруживает недостаток его общей эрудиции.
Важно помнить следующее утверждение «Каков вопрос таков ответ». Желательно, чтобы вопрос начинался с вопросительного слова: кто, что, кого, кому, чему, где, когда, как, почему, зачем, при каких условиях.
Предложенные варианты ответов, должны быть сформулированы корректно, не очень отличаться друг от друга по количеству слов или букв. Варианты ответов не должны подталкивать к варианту, наиболее близкому к мнению составителя анкеты.
Необходимо избегать «внушающих» вопросов. Что такое «внушающий» вопрос?
- Вопрос без внушающего воздействия «Скажите, пожалуйста, что вас сюда привело?».
- Вопрос без внушающего воздействия с альтернативным ответом'
«Испытываете ли вы тревогу за своего ребенка или нет?»
Вопрос с пассивным внушением: «Испытываете ли вы тревогу за своего ребенка?»
Вопрос с активным внушением: «Не правда ли, вы испытываете тревогу за своего ребенка?»
В анкете необходимо использовать четыре основные группы вопросов:
- Вопросы, выявляющие фактическую информацию о личности опрашиваемого; максимальное выделение групп опрашиваемых респондентов в дальнейшем очень поможет при обработке анкеты, так как позволит выделить разные группы мнений.
- Вопросы, выявляющие отношение опрашиваемого к проблеме.
Вопросы, выявляющие действия опрашиваемых или других лиц (детей или родителей).
Вопросы, выявляющие мнения о совершенствовании изучаемого явления».
Вопрос должен затрагивать лишь одну проблему. Если в одном вопросе заключены две проблемы, то может случиться так, что ученик откликнется лишь на одну из них, не зная, как вести себя в данной ситуации.
При анонимной анкете нужно использовать только форму закрытых вопросов, в противном случае, у ученика может возникнуть подозрение о том, что анкета будет идентифицироваться по подчерку.
При создании анкеты нужно избегать создания «тенденции одобрения», т. е. формулировать вопросы таким образом, чтобы при одобрении всегда возникал положительный ответ. Необходимо включать вопросы, при отрицательном ответе на которые можно сделать вывод о положительном выражении интересующего нас признака.
Необходимо избегать расплывчатых и неопределенных понятий. Сюда относятся такие обозначения, как: посредственный, в среднем, выше, часто и т. п.
Рядом с вопросом анкеты, в случае необходимости, должно быть указано действие респондента: выберите и подчеркните, отметьте галочкой, поставьте крестик в нужной колонке. Иначе полученный разнобой выбранных вариантов заполнения анкеты может весьма затруднить ее обработку.