Церковная реформа

Важную роль в утверждении в стране абсолютной монархии играла церковная реформа Петра I. Во второй половине XVII в. Русская православная церковь сохраняла при себе финан­совую, административную и судебную независимость по отношению к царской власти. Исходя из этого можно выявить основную цель петровских реформ в данной сфере. Петр I стремился подчинить себе церковное управление и как можно активнее использовать их средства на нужды государства.

В 1701 году образуется монастырский приказ – учреждение для управления делами церкви. Церковь постепенно начинает терять свою независимость от государства, она лишается права распоряжаться своей собственностью.

По личному своему составу Монастырский Приказ в период был весьма прост и не сложен, как и все учреждения приказной системы. Во главе его стоял боярин. Значение его, как главы Приказа и как должностного лица, вполне подтверждает ту теорию о составе приказов, по которой лица, заведовавшие ими, действовали по поручению Государя. Это подтверждается всеми документами Монастырского Приказа. По предметам своего ведомства Монастырский Приказ отличался преимущественно пред другими приказами необычайным разнообразием, разнохарактерностью, сложностью и множеством дел. Прежде всего ему велено было принять из под власти церковных учреждений в свое ведение все имущества и вотчины патриаршего и архиерейских домов и монастырей. Вместе с приемом в государственную собственность и приведением в известность церковных имуществ, вступал в управление всеми патриаршими, архиерейскими, монастырскими и церковными вотчинами. В личном составе каждого монастыря предполагалось также ввести штат, при установлении которого должны были явиться государственные законы, определяющие условия поступления в монахи. Известно, что многие поступали в монастыри до Петра более для удобств жизни и для избежания государственных и общественных повинностей, чем с целями добросовестно нравственными. Этот беспорядок и последствия его Петр и хотел уничтожить. В противодействие ему Петр велел в 1701г. выслать из всех монастырей дьячков, клирошан, келейников, монашеских родственников — бельцев и не допускать их в монастыри на будущее время.*

 

*- Монастырский приказ (1649-1725). Опыт историко-юридического исследования свящ. М. Горчакова. Санкт-Петербург, 1868 г.