Билет 10. Эволюция и классификация технических наук.

Независимо от того, с какого момента отсчитывать начало науки, о технике можно сказать определенно, что она возникла вместе с возникновением Homo sapiens и долгое время развивалась независимо от всякой науки. Это, конечно, не означает, что ранее в технике не применялись научные знания. Но, во-первых, сама наука не имела долгое время особой дисциплинарной организации, и, во-вторых, она не была ориентирована на сознательное применение создаваемых ею знаний в технической сфере. Рецептурно-техническое знание достаточно долго противопоставлялось научному знанию, об особом научно-техническом знании вообще вопрос не ставился. "Научное" и "техническое" принадлежали фактически к различным культурным ареалам.

Античная наука была комплексной по самому своему стремлению максимально полного охвата осмысляемого теоретически и обсуждаемого философски предмета научного исследования. Специализация еще только намечалась и во всяком случае не принимала организованных форм дисциплинарное™. Понятие техники также было существенно отлично от современного. В античности понятие "тэхнэ" обнимает и технику, и техническое знание, и искусство. Но оно не включает теорию. Поэтому у древнегреческих философов, например, Аристотеля, нет специальных трудов о "тэхнэ". Более того, в античной культуре наука и техника рассматривались как принципиально различные виды деятельности. "В античном мышлении существовало четкое различение эпистеме, на постижении которого основывается наука, и тэхнэ, практического знания, которое необходимо для дела и связано с ним, — писал один известный исследователь. — Тэхнэ не имело никакого теоретического фундамента, античная техника всегда была склонна к рутине, сноровке, навыку; технический опыт передавался от отца к сыну, от матери к дочери, от мастера к ученику. Древние греки проводили четкое различение теоретического знания и практического ремесла".

В средние века архитекторы и ремесленники полагались в основном на традиционное знание, которое держалось в секрете и которое со временем изменялось лишь незначительно. Вопрос соотношения между теорией и практикой решался в моральном аспекте — например, какой стиль в архитектуре является более предпочтительным с божественной точки зрения. Именно инженеры, художники и практические математики эпохи Возрождения сыграли решающую роль в принятии нового типа практически ориентированной теории. Изменился и сам социальный статус ремесленников, которые в своей деятельности достигли высших уровней ренессансной культуры. В эпоху Возрождения наметившаяся уже в раннем Средневековье тенденция к всеохватывающему рассмотрению и изучению предмета выразилась, в частности, в формировании идеала энциклопедически развитой личности ученого и инженера, равным образом хорошо знающего и умеющего — в самых различных областях науки и техники.

Техника большую часть своей истории была мало связана с наукой; люди могли делать и делали устройства, не понимая, почему они так работают. В первый период (донаучный) последовательно формируются три типа технических знаний: практико-методические, технологические и конструктивно-технические. Во втором периоде происходит зарождение технических наук (со второй половины XVIII в. до 70-х гг. XIX в.) происходит, во-первых, формирование научно-технических знаний на основе использования в инженерной практике знаний естественных наук и, во-вторых, появление первых технических наук. Этот процесс в новых областях практики и науки происходит, конечно, и сегодня, однако, первые образцы такого способа формирования научно-технических знаний относятся именно к данному периоду. Третий период — классический (до середины XIX века) — характеризуется построением ряда фундаментальных технических теорий. Наконец, для четвертого этапа (настоящее время) характерно осуществление комплексных исследований, интеграция технических наук не только с естественными, но и с общественными науками, и вместе с тем происходит процесс дальнейшей дифференциации и "отпочкования" технических наук от естественных и общественных.

В то же время естествознание до XIX века решало в основном свои собственные задачи, хотя часто отталкивалось от техники. Инженеры, провозглашая ориентацию на науку, в своей непосредственной практической деятельности руководствовались ею незначительно. После многих веков такой "автономии" наука и техника соединились в XVII веке, в начале научной революции. Однако лишь к XIX веку это единство приносит свои первые плоды, и только в XX веке наука становится главным источником новых видов техники и технологии.

В науке Нового времени можно наблюдать тенденцию стремления к специализации и вычленению отдельных аспектов и сторон предмета как подлежащих систематическому исследованию экспериментальными и математическими средствами. Одновременно выдвигается идеал новой науки, способной решать теоретическими средствами инженерные задачи, и новой, основанной на науке, техники. Именно этот идеал привел в конечном итоге к дисциплинарной организации науки и техники.

В социальном плане это было связано со становлением профессий ученого и инженера, повышением их статуса в обществе. Сначала наука многое взяла у мастеров-инженеров эпохи Возрождения, затем в XIX—XX веках профессиональная организация инженерной деятельности стала строиться по образцам действия научного сообщества. Специализация и профессионализация науки и техники с одновременной технизацией науки и сциентификацией техники имели результатом появление множества научных и технических дисциплин, сложившихся в XIX—XX веках в более или менее стройное здание дисциплинарно организованных науки и техники. Этот процесс был также тесно связан со становлением и развитием специально-научного и основанного на науке инженерного образования.

В целом, технические науки подразделяются на два уровня теоретического анализа. А именно: фундаментальные и частно-конкретные технические науки.

Фундаментальные технические науки (теоретическая механика, техническая термодинамика и др.) выступают теоретической основой для обобщенного изучения процессов в технических объектах и системах определенного типа (механических, электрических, энергетических и др.).

Частно-конкретные технические науки (теория паровых машин, теория акустики и др.) являются теоретической основой анализа процессов, происходящих в локальных объектах и системах — в паровых машинах, в акустических системах и т. п.

Уровневость технических наук отнюдь не означает, что между двумя их уровнями отсутствует взаимосвязь. Напротив, тенденция к единству технического знания, исходящая из определенной целостности техникознания, обусловливает то обстоятельство, что фундаментальные и частно-конкретные науки дают интегральное (целостное) представление о технических объектах и процессах.

В качестве примера конкретизируем эту систему и выделим несколько групп технических наук по ряду показателей (при этом в каждой из них фиксируются как фундаментальные (общие), так и частно-конкретные (специальные) дисциплины). Выделим технических науки, изучающие: а) характеристики материалов (металловедение, теплотехника и др.); б) технологические свойства производств (химическая технология, автоматическое регулирование и др.); в) специфику инженерных систем и конкретные технологические регламентации (технология водоснабжения и др.); г) взаимосвязь с социокультурными системами (техническая экология, социология техники, оценка технологии, технический прогноз и др.).

С одной стороны, технические науки — самостоятельная сфера научного знания. С другой стороны, на них оказывав воздействие как естественные, так и социально-гуманитарные науки, которые вместе с тем испытывают давление техникознания (техническая эстетика, техническая антропология и др.). Эти тенденции обусловливают все более усложняющуюся структуру технических наук, усиливая интегративные процессы в рамках техникознания.

Этот процесс происходит как в рамках отдельных технических наук, так и техникознания в целом. Единство технического знания детерминировано его взаимосвязью с естествознанием, общностью объектов исследования, единство познавательных методов и т. п. Переход от анализа малых технических систем к изучению больших (сложных) систем их комплексов повышает возможность реализации идеи создания всеобщей технической науки или теории. Такое прeдставление о перспективах развития техникознания реализуется в рамках системотехники как научного направления, связанного с изучением функционирования сложных технико-технологических систем.