Важное примечание
Ознакомившись с тем, что обсуждалось, каждому станет ясно о причине тех многочисленных разговоров относительно мурджиизма, которые ходят вокруг шейха аль-Альбани и его учеников.
Обратите внимание на то, что говорили относительно ‘акъиды шейха аль-Альбани и его отношения к мурджиитам ранние ученые Саудовской Аравии, которые в свое время были во главе нынешних ученых:
Спросили шейха Ибн База: «Стали распространяться некоторые сомнения относительно ‘акъиды выдающегося ученого Мухаммада Насыруддина аль-Альбани, да сохранит его Аллах, которого причисляют к некоторым заблудшим течениям, как мурджиизм. Каково ваше наставление тем, кто это говорит?» Ибн Баз ответил: “Шейх Насыруддин аль-Альбани из числа наших известных братьев, из числа мухаддисов ахлю-Сунна уаль-джама’а! Просим Аллаха для нас и него стойкости и помощи в благом. Уаджибом является для каждого мусульманина бояться Аллаха в отношении ученых, и не говорить кроме как на основании знания!” Сл. “Табриа кибар аль-уляма лиль-Альбани миналь-ирджа”.
Спросили шейха Ибн ‘Усаймина в год его смерти: «Некоторые люди говорят, что слова шейха аль-Альбани, да смилуется над ним Аллах, в вопросах имана являются словами мурджиитов! Что вы скажете по этому поводу?» Шейх Ибн ‘Усаймин ответил: “Я скажу вам так, как говорил ранее! Аль-Альбани – ‘алим, мухаддис, факъих, несмотря на то, что как мухаддис он сильнее, чем как факъих. Я не знаю от него никаких слов, указывающих на мурджиизм! Никогда! Те, кто желает делать такфир людям, говорят о нем и подобных ему, что они мурджииты. Это из положения обзывания дурными прозвищами! Я свидетельствую о шейхе аль-Альбани, да смилуется над ним Аллах, что у него прямой путь и правильная ‘акида! Но вместе с тем, я не говорю, что он безошибочный, поскольку нет безошибочных, кроме пророка (мир ему и благословение Аллаха)!” Сл. “Мукалимат аль-хатифия маа машаих ад-дауа ас-саляфия” № 4.
Воистину, Ибн ‘Усаймин был ‘алим-раббаний, как говорили это о нем ученые его времени! Он прекрасно знал, что шейх аль-Альбани придерживался того мнения, что оставление деяний тела не делает человека кафиром. Однако несмотря на то, что шейх Ибн ‘Усаймин не придерживался этого мнения, он не говорил, что шейх аль-Альбани мурджиит, или что это мнение мурджиитов, более того, засвидетельствовал, что аль-Альбани не имеет никакого отношения к мурджиитам, поскольку прекрасно понимал мнения ахлю-Сунна в этих вопросах! И поэтому Ибн ‘Усаймин также говорил: “Тот, кто обвиняет шейха аль-Альбани в ирджа, тот ошибается. Он либо не знает шейха аль-Альбани, либо не знает, что такое ирджа!” Сл. “Тасджиляту маджалис аль-худа” 4 кассета.
Действительно, подобные люди не знают ни шейха аль-Альбани, ни что такое мурджиизм!
И трудно себе представить, что, не зная истинного убеждения шейха аль-Альбани, Ибн ‘Усаймин несколько раз опровергает тех, кто говорит о том, что он мурджиит и уверенно свидетельствует о его непричастности к мнению мурджиитов!
Когда шейха ‘Абдус-Саляма ибн Барджиса спросили относительно шейха аль-Альбани в то время, когда аль-Альбани был еще жив: “Является ли он мурджиитом?” Он ответил: “Шейх аль-Альбани, да смилуется над ним Аллах – это обладатель знания Сунны, более того, он глава приверженцев Сунны в Шаме, точно также, как шейх Ибн Баз глава приверженцев в Хиджазе! Что же касается того, кто обвиняет шейха аль-Альбани в ирджа, то это один из двух: либо это хариджит, либо это невежда, не знающий о том, что такое ирджа!” Сл. “Дифа’ ‘ан аль-Альбани”.
Шейх Ибрахим ар-Рухайли, преподаватель по ‘акъиде в «Джами’атуль-ислямия» в городе Медина, говорил: “Среди ученых, которых такфиристы обвиняли в нововведении мурджиизма – это шейх, мухаддис, выдающийся ученый Мухаммад Насыруддин аль-Альбани. Первым, кто обвинил шейха аль-Альбани в мурджиизме был доктор Сафар аль-Хауали, известный своими идеями течения «ихуан аль-муслимин». Он написал книгу «Захиратуль-ирджа» (Распространение мурджиизма), которую наполнил чрезмерным восхвалением Сайд Кутба и опорочиванием аль-Альбани, по причине чего было сказано: «Часть его книги посвящена восхвалению Сайд Кутба, а вторая часть опорачиванию шейха аль-Альбани!»” См. “Табриа имам-мухаддис мин къауль аль-мурджиа аль-мухдас” 3.
То же самое обстоит и с учениками шейха аль-Альбани, отношение к которым стало более несправедливым после смерти самого аль-Альбани. Особенно это относится к его самому близкому ученику – шейху ‘Али аль-Халяби, относительно двух книг которого ученые Постоянного комитета (аль-Ляджнату-ддаима) вынесли решение около десяти лет назад, что в них содержатся мнения мурджиитов.
Тут следует отметить, что некоторые люди ошибочно или же специально распространяют, что во главе этих ученых, подписавшихся под этой фетвой был шейх Ибн Баз. На самом деле это ложь! Это фатуа аль-Ляджны вышло после смерти шейха Ибн База.
Но, даже вынеся такой вердикт, ученые аль-Ляджна не сказали про самого автора книг ‘Али аль-Халяби, что он мурджиит. Обратите на это внимание!
Эту смуту после выхода фатуа аль-Ляджны раздули те, кто в свое время пытался обвинить шейха аль-Альбани в мурджиизме.
Спросили известного ученого преподавателя в Мекке, шейха Уасыю-Ллаха аль-‘Аббаса: «У нас вопросы по поводу шейхов Иордании (учеников аль-Альбани). Мы не знаем о них ничего, кроме уважения и любви к ним ученых, а также известно их высокое положение в знании и усердие в распространении да’уата ахлю-Сунна уаль-джама’а. И достаточно им того почета, что они являются учениками шейха аль-Альбани, которого хвалил мухаддис ‘Абдуль-Мухсин аль-‘Аббад, а до него шейх Ибн Баз, а также Ибн ‘Усаймин и шейх Мукъбиль, да смилуется над ними всеми Аллах. Эти шейхи основали центр имени аль-Альбани и распространяют да’уа саляфии и издают множество книг. Посредством них Аллах принес многим людям пользу. Но вместе с этим мы знаем, что непогрешимость только у пророков! Мы знаем, что ученые делали друг другу опровержения в защиту истины, если кто-то ошибался. Но вместе с тем, мы видим, как молодежь переходит все границы и не останавливается там, где остановились ученые! Они предостерегают от уроков иорданских шейхов, обязывают выносить их кассеты и книги из мечетей. Проявляют усердие в распространении лжи в отношении них! Но самое удивительное, что заставляет плакать и смеяться, так это то, что эти люди сами не признают ученых (т.е. ученых аль-Ляджны) и быстрее всех говорят о них плохо! Уважаемый шейх, мы просим вас разъяснить нам это!»
Шейх Уасыю-Ллах отвечал на этот вопрос около 20 минут. Он говорил: “Да воздаст тебе Аллах благом! Ты, по милости Аллаха, сказал справедливые слова в своем вступлении. Как говорил имам Малик: «Слова каждого могут приниматься и отвергаться, кроме обитателя этой могилы (т.е. пророка)».
Мы находим в истории Ислама великих ученых, которые опровергали других великих ученых! Однако для нас не дозволено из-за этого оставлять все слова и дела этих великих имамов. Наоборот, нам необходимо извлекать пользу из их фикъха и понимания!
Что же касается молодежи, которая говорит об ученых в наши дни, то в действительности во все времена были приверженцы своих страстей, которые говорили об ученых Сунны! Поэтому их разговоры не являются чем-то странным. Если бы они говорили с адабом, конкретно указывая на ошибку, то это хорошо, но эта молодежь слепо следует некоторым словам ученых, говоря: «Оставьте этого человека, он заблуждается в таком-то вопросе!» В действительности это не из религии и не из шариата! Ученые, которые делали друг другу опровержения, не говорили: «Оставьте их». Но даже если кто-то и скажет так о ком-то, то нельзя отстраняться от приверженца Сунны!
Вы знаете Иорданских шейхов во главе которых шейх ‘Али Хасан аль-Халяби. Этих шейхов, как ‘Али, Салим аль-Хиляли, Машхур Хасан и другие, мы знаем, что они воспитаны выдающимся ученым аль-Альбани, да смилуется над ним Аллах! Мы не знаем в наши дни человека, который услужил бы Сунне так, как шейх аль-Альбани! Нет сомнения в том, что он возрождающий (муджаддид) этого столетия!
Что касается ‘Али Хасана, Салима аль-Хиляли, Машхура и других шейхов, а в частности этих троих, то мы знаем их прекрасно! Мы сидели с ними в одном собрании, и слышали их слова, читали их книги и знаем их ‘акъиду! И мы не нашли в них ничего, кроме призыва к благому и Сунне, да воздаст им Аллах благом!
Однако на то, что распространяют о них некоторые люди, то мы говорим им: «Придите к нам с тем вопросом, в котором они ошиблись! И если ученые будут единогласны в их ошибке, то мы скажем: «Оставьте этот вопрос у них». Но следует извлекать пользу из их трудов и уроков, и не дозволено для нас отстраняться от них по причине ошибки в определенном вопросе, если даже таковое имеет место быть! Однако я не знаю, чтобы они говорили какие-то слова, в которых не опередил бы их кто-то из саляфов! Так к чему же такое слепое упорство?! К чему же такое предостережение от них и оставление их уроков?!
Как я уже говорил, у этих людей правильная ‘акъида, и хвала Аллаху, как мы знаем у них есть большое знание в познании достоверности и слабости хадисов, и по этой причине мы не считаем дозволенным делать тахзир (предостерегать) от них! И будут отвечать перед Аллахом Всевышним те, кто предостерегает от них!
Известно, что шейх ‘Абдуль-Мухсин аль-‘Аббад отзывался с похвалой об этих людях, а он лучше других знает о манхадже и ‘акъиде этих людей!” Сл. “Шарх ад-Дураруль-бахия”.
Также шейх ‘Убайд аль-Джабри после выхода фетвы аль-Ляджны говорил: “Шейх ‘Али аль-Халяби из числа наших братьев саляфитов, известный своей правильной ‘акъидой и прямым манхаджем, инша-Аллах. И его шейх – аль-Альбани – имам Сунны, и его ‘акъида правильная и манхадж тоже. И шейх Ибн Баз делал тазкия аль-Альбани, а также шейх Мухаммад ибн Ибрахим, да смилуется над ними Аллах, и многие ученые, известные своим знанием и достоинствами! Шейх ‘Али сделал сильное и воспитанное опровержение Ляджне, защищая себя (от обвинений в свой адрес). И тот, кто желает делать выводы о шейхе ‘Али, то пусть читает то, что написала аль-Ляджна, и что ответил им ‘Али. Кто прочитает это и две книги («Тахзир мин фитнати-ттакфир» и «Сайхату-нназир»), о которых высказалась Ляджна, тот поймет, что Ляджна ошиблась в отношении ‘Али, но ей не повредит ее ошибка! И я убежден в том, что они вернутся от своей ошибки, хотя они сейчас ничем не ответили шейху ‘Али”. Сл. «ан-Насыха ас-сариха иля аль-Джазаир» сторона «В».
Таким образом, ни с чем новым, что противоречило бы ‘акъиде ахлю-Сунна, ни шейх аль-Альбани, ни его ученики не явились. Вся проблема заключается в том, что к их мнению прислушиваются миллионы мусульман, а они люди, которые считают, что оставление намаза и суд не на основании ниспосланного Аллахом является малым куфром, с условием, что в сердце они признают обязательность первого и запрет второго. А это естественно не устраивает многие партии и течения такфиристов и хариджитов в наши дни, которые не понимают понятия приемлемого разногласия и прикрываясь некоторыми высказываниями ученых, продвигают свои идеи и сеют смуту в рядах ахлю-Сунна.