Аргументы за и против протекционизма.

Нами были рассмотрены экономические последствия приме­нения лишь некоторых основных инструментов внешнеторговой политики. На практике их используется гораздо больше. В частно­сти, за последнее время широкое распространение получили так называемые технические барьеры, представляющие собой адми­нистративное регулирование, при котором происходит дискри­минация импортных товаров в пользу отечественных при помощи специфических стандартов качества, норм безопасности, сани­тарных ограничений и др.

Несмотря на то, что как тарифные, так и нетарифные методы государственного воздействия на внешнюю торговлю в абсолют­ном большинстве случаев приводят к чистым потерям благосос­тояния, они широко используются практически всеми странами мира.

Стимулирование производства и увеличение занятости. Сторон­ники протекционизма утверждают, что ограничение импорта не­обходимо, во-первых, для того, чтобы поддержать отечественных производителей, сохранить рабочие места и тем самым обеспе­чить социальную стабильность. Во-вторых, сокращение импорта увеличивает совокупный спрос в стране и тем самым стимулирует рост производства и занятости.

Однако существо проблемы заключается в том, что отечествен­ное производство нуждается в защите в силу своей недостаточной эффективности, и политика протекционизма, ограничивая кон­куренцию, создает условия для сохранения такого положения. Кроме того, хотя импорт сокращает занятость в импортозамеща­ющих отраслях, но одновременно он создает и новую занятость (связанную, например, с закупкой, продажей, послепродажным обслуживанием импортной продукции). Наконец, государство может обеспечить поддержку отечественных производителей и более эффективным, чем протекционизм, методом, с меньшими потерями для благосостояния общества.

Увеличение доходов государственного бюджета. Во многих случа­ях государство проводит протекционистскую политику, потому что нуждается в дополнительных доходах для покрытия дефицита государственного бюджета. Особенно популярным этот аргумент является в тех странах, где нормальная налоговая система нахо­дится в стадии становления и существуют значительные трудно­сти со сбором внутренних налогов.

Как мы видим, аргументы в пользу протекционизма являются по меньшей мере небесспорными, они нуждаются в тщательной проверке, и во многих случаях можно найти более эффективные средства достижения тех же целей. Вместе с тем, кроме неизбеж­ных потерь благосостояния протекционизм может порождать и некоторые дополнительные отрицательные для страны послед­ствия.

Обострение межгосударственных противоречий. Вряд ли можно ожидать, что политика протекционизма, проводимая одной стра­ной, не вызовет ответных мер со стороны ее торговых партнеров. Другими словами, следствием сокращения импорта в результате введения страной тарифных или нетарифных ограничений внеш­ней торговли скорее всего станет сокращение и ее экспорта, а значит снижение занятости, уменьшение совокупного спроса и т.д. Экономические противоречия между странами могут обострить­ся до такой степени, что начнутся настоящие торговые войны, которые будут иметь очень серьезные отрицательные последствия для всех вовлеченных в них сторон. Такой сценарий развития со­бытий в реальной действительности далеко не редок.

Сокращение экспорта и ухудшение платежного баланса. Протек­ционистская внешнеторговая политика, сокращая импорт и уве­личивая чистый экспорт страны, неизбежно оказывает влияние на уровень обменного курса национальной валюты, способствуя его повышению. В свою очередь, повышение обменного курса сти­мулирует импорт и сдерживает экспорт. В результате происходит ухудшение состояния платежного баланса страны, что имеет се­рьезные отрицательные макроэкономическое последствия.