Формирование технических наук
Технические науки в орбиту философского внимания включены по сравнению с другими отраслями науки недавно. Обычно когда речь шла о науке, имели в виду физику, химию, биологию и другие естественные науки. Иногда определенное внимание уделялось общественным наукам. Что касается наук технического цикла, то они намного реже исследовались в методологическом или социально-философском плане.
Практическими предпосылками формирования технических наук является появление крупного машинного производства, которое требовало для своего развития и функционирования сознательного применения научных знаний. Исторические факты показывают, что технические науки сформировались в связи с усложнением технических средств производства в период становления машин и явились своего рода инструментом, существенным образом изменившим способ конструирования машин.
Теоретическими предпосылками формирования технических наук являются как развитие научно-технического знания, так и развитие естественных наук и математики в XIX веке, особенно механики И.Ньютона.
Процесс формирования технических наук начался с формирования на рубеже XVIII-XIX веков технических наук механического цикла - теории машин и механизмов, деталей машин и других. Машина стала пониматься как реализация естественного процесса, технические средства отныне могли быть использованы как особая форма овеществления явлений и процессов природы.
Расширяющееся применение научных знаний в производстве сформировало общественную потребность в необходимости таких исследований, которые бы систематически обеспечивали приложение фундаментальных естественнонаучных теорий к области техники и технологии. Как выражение этой потребности между естественнонаучными дисциплинами и производством возникает своеобразный посредник — научно-теоретические исследования технических наук.
Их становление в культуре было обусловлено двумя группами факторов. С одной стороны, они утверждались на базе экспериментальной науки, когда для формирования технической теории оказывалось необходимым наличие своей «базовой» естественнонаучной теории. С другой – потребность в научно-теоретическом техническом знании была инициирована практической необходимостью, когда при решении конкретных задач инженеры нуждались в научно-теоретическом обосновании создания искусственных объектов, которое невозможно осуществить, не имея соответствующей технической теории, разрабатываемой в рамках технических наук. Последние не являются простым продолжением естествознания, прикладными исследованиями, реализующими концептуальные разработки фундаментальных естественных наук. В развитой системе технических наук имеется свой слой как фундаментальных, так и прикладных знаний, и эта система требует специфического предмета исследований. Таким предметом выступают техника и технология как особая сфера искусственного, создаваемого человеком и существующего только благодаря его деятельности.
Важной особенностью функционирования технического знания, в которой отражается его связь с практикой, является то, что оно обслуживает проектирование технических и социальных систем. Поэтому технические науки необходимо рассматривать как специфическую сферу знания, возникающую на границе проектирования и исследования и синтезирующую в себе их элементы.
При осуществлении периодизации технического знания нужно принимать во внимание, как относительную самостоятельность развития технического знания, так и его обусловленность прогрессом естествознания и техники. На основании этого Б. И. Ивановым и В. В. Чешевым выделяются четыре основных периода в развитии технических знаний.
В первый период (донаучный) последовательно формируются три типа технических знаний: практико-методические, технологические и конструктивно-технические.
Во втором периоде (со второй половины XVIII в. до 70-х гг. XIX в.) происходит зарождение технических наук, происходит формирование научно-технических знаний на основе использования в инженерной практике знаний естественных наук и появление первых технических наук. Начинает зарождаться научная деятельность в технических науках.
Третий период - классический (до середины XX века) характеризуется построением ряда фундаментальных технических теорий.
Для четвертого этапа (настоящее время) характерно осуществление комплексных исследований, интеграция технических наук с естественными и с общественными науками, и вместе с тем происходит процесс дальнейшего "отпочкования" технических наук от естественных и общественных.
Технические науки к началу ХХ столетия составили сложную иерархическую систему знаний - от весьма систематических наук до собрания правил в инженерных руководствах. Некоторые из них строились непосредственно на естествознании (сопротивление материалов, гидравлика) и часто рассматривались в качестве особой отрасли физики, другие развивались из непосредственной инженерной практики. И в том, и в другом случае инженеры заимствовали теоретические и экспериментальные методы науки, многие ценности и институты, связанные с их использованием. К началу ХХ столетия технические науки, выросшие из практики, приняли качество подлинной науки, признаками которой являются: систематическая организация знаний, выделение классов фундаментальных и прикладных исследований, опора на эксперимент, построение математизированных теорий.