Принципы и функции маркетинга

Принципы маркетинга на первый взгляд кажутся простыми, однако, их реализация требует огромных усилий. Первый принцип - знание рынка, всестороннее изучение потребителей, их вкусов и желаний ("потребитель - король"). Второй - приспособление к рынку, выпуск товаров, соответствующих спросу ("производить то, что продается, а не продавать то, что производится"). Идея принципа проста: на рынке фирма должна ориентироваться прежде всего на нужды потребителя и лишь во вторую очередь оглядываться на возможность своей технологии. Инженеры создают изделие, а маркетологи создают товар. При этом следует всегда помнить, что одна и та же продукция одновременно может быть олицетворением инженерной мечты и кошмаром для отдела сбыта. Эта мысль принадлежит известному ученому-специалисту по маркетингу Д.Хьюджессу. Потребителя следует спрашивать не о том, какое изделие ему нужно, а о том, в чем его проблемы сегодня и какие задачи он собирается решать с помощью ваших товаров завтра.

Наконец, третий принцип - воздействовать на рынок, формировать спрос, стимулировать продажу (создавая товар, создавай потребителя).

В соответствии с этими принципами осуществляется ряд основных функций:

1. Исследование, анализ и оценка нужд реальных и потенциальных потребителей фирмы в областях, интересующих фирму.

2. Маркетинговое обеспечение разработки новых товаров и услуг фирмы.

3. Анализ, оценка и прогнозирование состояния, и развитие рынков, на которых оперирует или будет оперировать фирма, включая исследование деятельности конкурентов.

4. Формирование и планирование ассортиментной политики фирмы. ,

5. Участие в формировании стратегии и тактики рыночного поведения фирмы, включая разработку ценовой политики.

6. Сбыт продукции и услуг фирмы.

7. Коммуникации маркетинга, реклама, включая все ее цели, виды и средства, а также формирование отношений фирмы с общественностью.

8. Сервис, включая все виды и формы обслуживания товарами, находящимися в эксплуатации у потребителей.

9. Формирование предложений, рекомендаций и общее маркетингово- информационное обеспечение в интересах всех функций менеджмента и различных областей жизни фирмы.

Отдельно отметим особую функцию управления самим маркетингом, которая занимает важное место в менеджменте.

Каждая функция представляет определенный интерес и имеет большое практическое значение. Но в совокупности они обеспечивают успешную реализацию названных выше принципов.